Речевая карта для детей с ОНР 4-7 лет
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Куненкова Инна Ивановна

Речевая карта для детей с ОНР 4-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая карта

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка                                          

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Дата рождения, возраст                              

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Национальный язык                                            

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Двуязычие                                                          

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение ТПМПК: 

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Принят в логопедическую группу на срок:

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты            

_______________________________________________________________________________________________________________________________

I. Исследование неречевых психических функций

1. Общие данные

Контактность _______________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности поведения                          

_______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Состояние слухового внимания

Дифференциация звучащих игрушек    

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие и воспроизведение ритма

4 года                                                         5 лет                                                                          6 лет

--.                                                                    ---.                                                                               --…

..-                                                                     …-                                                                             …--

-.-                                                                   -..-                                                                               ..--.

.-.                                                                     .--.                                                                              .---.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Исследование зрительного восприятия

Показ цветов

 4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный)    

_____________________________________________________________________________________

6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный)______________________________________________________

Восприятие формы (сказать по просьбе логопеда)

 4 года (круг, квадрат, овал, треугольник)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник) 

__________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, ромб)

__________________________________________________________________________________________________________________

4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

Ориентировка в пространстве:

 4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади)

_____________________________________________________________________________________

 5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)

__________________________________________________________________________________________________________________

 6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)

_____________________________________________________________________________________

Ориентировка в схеме тела:

 4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу

_____________________________________________________________________________________

 5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)  

___________________________________________________________________________________________________________________

 6 лет (показать правой рукой - левый глаз, левой рукой - правое ухо)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Складывание картинок из частей:

 4 года (2 – 4 части)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 5 лет (3 – 5 частей)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 6 лет (4 – 8 частей)

_____________________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу:

 4 года («стульчик» и «кроватка» из четырёх палочек, «лесенка» из пяти палочек)

_____________________________________________________________________________________

 5 лет («домик» и «ёлочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)

__________________________________________________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по памяти:

 6 лет («ёлочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек)

____________________________________________________________________________________________________________________

II. Исследование состояния моторной сферы

Состояние общей моторики

Двигательная память

Переключаемость движений

Объем движений

Качество выполнения

Темп ___             ________________ Чувство ритма ______                

Состояние кистевой и пальцевой моторики

Ведущая рука

Переключаемость от одного движения к другому

Объем движений

Качество выполнения

Манипуляции с предметами:

 4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать фигуры среднего размера)

_____________________________________________________________________________________

III. Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

___________________________________________________________________________________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)

__________________________________________________________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

_____________________________________________________________________________________

Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель) 

_____________________________________________________________________________________

Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) 

_____________________________________________________________________________________

Язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой) 

_____________________________________________________________________________________

Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка) 

_____________________________________________________________________________________

 4 года (открыть и закрыть рот, «улыбочка», «трубочка», «лопата», «иголочка», «качели», «маятник»)

_________________________________________________________________________________________________________________

 5 лет (открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево, «улыбочка-трубочка», «лопата-жало», «качели», «маятник») 

______________________________________________________________________________________________________________________

 6 лет (открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью вправо-влево, «заборчик», «лопата-иголочка», «качели», «маятник», «чашечка», «вкусное варенье»)

______________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Состояние дыхательной и голосовой функции

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)

___________________________________________________________________________________________________________________

Объём дыхания (достаточный, недостаточный)

___________________________________________________________________________________________________________________

Продолжительность речевого выдоха   

____________________________________________________________________________________________________________________

Сила голоса                                                              

__________________________________________________________________________________________________________________

Модуляция голоса                             

_________________________________________________________________________________________________________________

V. Особенности динамической стороны речи

темп (нормальный, ускоренный, замедленный)  

____________________________________________________________________________________________________________________

ритм (нормальный, дисритмия)             

_______________________________________________________________________________________________________________________________

паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)  

______________________________________________________________________________________________________________________

употребление основных видов интонации         

___________________________________________________________________________________________________________________

VI. Состояние звукопроизношения

Гласные [а], [у], [о], [и], [э]        

 Изолированно, в словах, во фразах:

 4 года

 5 лет

 6 лет

[б], [п], [м]

[в], [ф]

[д], [т], [н]

[г], [к], [х]

[й]

[с], [з], [ц]

[с’], [з’]

[ш], [ж]

[ч], [щ]

[л], [л’]

[р], [р’]

VII. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

4 года:

 5 лет:

 6 лет:

Кот

Вода

Стук        

Мост      

Банка

Фантик

Тропинка

Самолет                    

Скворец                  

Фотограф                

Микстура

Парашютист -  

Погремушка          

Тротуар

Градусник

Фотоаппарат

Экскаватор

Виолончелист

Регулировщик

Сестренка развешивает простыни.

Водопроводчик чинит водопровод.

Парашютисты готовятся к прыжку.

Регулировщик руководит движением на перекрестке.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Состояние фонематических процессов

Состояние фонематического восприятия

4 года:

5 лет:

6 лет:

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками

Ба-па

Па-ба

Га-ка

Ка-га

Ва-ка

На-ня

Ба-па-ба      

Та-да-та        

Ка-га-ка        

Са-за-са        

Ша-жа-ша  

Та-тя-та        

Са-ша-са

Са-ца-са

Ча-тя-ча

Ща-ча-ща

Ся-ща-ся

Ла-ра-ла

2.Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки)

Кот-кит

Мышка-мишка

Уточка-удочка

Почка-бочка

Трава-дрова

Мышка-мишка

Почка-бочка

Трава-дрова

Мышка-мишка

3.Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (показать картинки)

Коса-коза

Миска-мишка

Малина-марина

Крыса-крыша

Малина-марина

Сайка-зайка

Сук-жук

Лук-люк

Крыса-крыша

Состояние фонематического анализа и синтеза

4 года (выделение звука [р] из слов – определить «рычит» ли собачка в словах): Майка, санки, шапка, пирамидка, рыба, корова, лимон

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (выделение начального ударного гласного из слов): Астра, арка, осень, озеро, улей, искра

_________________________________________________________________________________________________________________

6 лет: (выделение конечного согласного из слов): Кот, сук, малыш, лимон, грач, лещ

_______________________________________________________________________________________________________________________

выделение начального согласного из слов: Мост, банка, пол, чайник, дом

_______________________________________________________________________________________________________________________

Определение последовательности звуков в слове: Кот, вата, дом, рыба

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Определение количества звуков в словах: Нос, ваза, банка

___________________________________________________________________________________________________________________

IX. Исследование состояния импрессивной речи

Пассивный словарь

Понимание существительных (показать на картинках отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):

4 года

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет                    

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Умение обобщать

4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание действий (показать по предложенным картинкам)

4 года (девочка стоит, сидит, лежит, идёт; мальчик ест, пьёт, читает, рисует)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (птица летит, рыба плывёт, слон идёт, лягушка прыгает, змея ползёт)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продаёт, покупатель покупает)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание признаков(показать по предложенным картинкам)

4 года (большая чашка, аленька чашка; красный шар, синий шар, жёлтый шар, зелёный шар; сладкая конфета, кислый лимон, круглый торт, квадратный торт)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженное, горячий чай, горькое лекарство, сладкое варенье)            

_______________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; весёлый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание различных форм словоизменения

Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам)

4 года (дом – дома, кот – коты, кукла – куклы, груша – груши, ведро – вёдра)

5 лет (глаз – глаза, стул – стулья, лист – листья, окно – окна)

6 лет (рукав – рукава, пень – пни, гнездо – гнёзда, перо – перья, ухо - уши)

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами

4 года (в, на, у)

5 лет (в, на, у, под, за, по)

 

6 (в, на, у, под, за, по, с, из, из-за, из-под)

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных

4 года (стол – столик, машина – машинка, ведро – ведёрочко).

5 лет (носок – носочек, чашка – чашечка, окно - окошечко).

6 (нож – ножичек, рукавица – рукавичка, одеяло – одеяльце).

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по картинкам)

4 года (кошка сидит – кошки сидят, слон идёт – слоны идут).

5 лет (птица летит – птицы летят, машина едет – машины едут).

6 (мальчик читает – мальчики читают, девочка ест – девочки едят).

Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по картинкам)

4 года (девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки).

5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку).

6 (мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому).

Понимание отдельных предложений и связной речи

Понимание предложений (показать по картинкам)

4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика).

5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой).

6 (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который ещё не распустился).

Понимание текста

4 года (сказка «Репка»).

5 лет (сказка «Колобок»).

6 (сказка «Теремок).

Х. Исследование состояния экспрессивной речи

1. Состояние активного словаря

Существительные

4 года:

5 лет:

6 лет:

Назвать существительные по темам

«Игрушки»

«Посуда»

«Одежда»

«Обувь»

«Транспорт»

«Мебель» 

«Овощи»                   

 

«Фрукты»                 

 

«Дикие животные»

«Домашние животные»

«Ягоды»

«Птицы»

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображённые на картинке)

Мяч, кукла, машинка;

Рубашка, платье, шорты;

Тапки, туфли, ботинки

Стол, стул, шкаф  

Огурец, помидор, морковь

Яблоко, банан, апельсин

Воробей, голубь, сова

Клубника, смородина, черника

Кошка, собака, корова

Самолёт, автобус, машина

Назвать части тела и части предметов (по картинкам)

Ноги, руки, голова, глаза, уши, спинка, сиденье, ножки стула, кузов, колесо машины

Нос, рот, шея, живот, грудь, рукав, воротник, пуговица, кабина машины, руль

Локоть, ладонь, затылок, бедро, манжета, петля для пуговицы, фары, мотор

Глаголы

4 года (ответить на вопросы по картинкам):

Что делает мальчик? (Ест)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Что делает девочка? (Спит)

_____________________________________________________________________________________________________________________

Что делают дети? (Играют)

_____________________________________________________________________________________________________________________

Что делает птица? (Летит)

_____________________________________________________________________________________________________________________

Что делают машины? (Едут)

_______________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (ответить на вопросы):

Как передвигаются рыбы? (Плавают)                          

_____________________________________________________________________________________________________________________________

Как передвигается змея? (Ползает)                        

_________________________________________________________________________________________________________________________

Как передвигается лягушка? (Прыгает)                        

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Как передвигается человек? (Ходит)                      

________________________________________________________________________________________________________________________

Кошка мяукает. А что делает собака, корова, петух? (Лает, мычит, кукарекает)

_______________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (ответить на вопросы):

Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)

______________________________________________________________________________________________________________________

А как подает голос волк, лошадь, овца? (Воет, ржет, блеет)

______________________________________________________________________________________________________________________

Врач лечит. А что делает учитель, продавец, маляр, швея? (Учит, продает, красит, шьет)

_______________________________________________________________________________________________________________________

Подобрать антонимы (слова «наоборот»)

6 лет:

Друг -

Добро -

Горе -

Горячий -

Лёгкий -

Длинный -

Давать -

Поднимать -

Имена прилагательные

Назвать предъявленные цвета

4 года (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный)

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет (красный, оранжевый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, белый, чёрный)  цвета знает и называет

_______________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (красный, оранжевый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, фиолетовый, розовый, коричневый, серый)

______________________________________________________________________________________________________________________

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки)

4 года

5 лет

6 лет

Мяч какой? (круглый)

Платок какой? (квадратный)

Солнце какое? (круглое)  

Печенье какое? (квадратное)  

Косынка какая? (треугольная)

Огурец какой? (овальный)    

Руль какой? (круглый)

Окно какое? (квадратное)

Слива какая? (овальная)

Одеяло какое? (прямоугольное)

2. Состояние грамматического строя речи

Употребление существительных единственного и множественного числа (образовать по аналогии)

4 года

5 лет

6 лет

Стол – столы

Кот –    

Дом -

Кукла –

Рука –  

Окно -

Рот – рты    

Лев –          

Река –    

Ухо –      

Кольцо –

Глаз – глаза

Лист –

Стул –

Дерево –

Пень –

Воробей –

Употребление имен существительных в косвенных падежах

4 года

Что есть у мальчика? (мяч)

Чего нет у мальчика? (мяча)

Кому мальчик даёт мяч? (девочке)

Что ты видишь на картинке? (машину)

Чем рисует девочка? (карандашом)

О чём думает кошка? (о мышке)

Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам

5 лет

6 лет

Шаров                                

Ключей                              

Берез                                    

Ложек                    

Окон                  

Карандашей

Листьев

Книг

Вилок

Вёдер

Согласование прилагательных с существительными единственного числа (показать по картинкам

4 года

5 лет

6 лет

Красный мяч

Синяя шапка

Жёлтое ведро

Оранжевый апельсин    

Голубая бабочка              

Белое блюдце                      

Фиолетовый колокольчик

Серая ворона

Розовое платье

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам)

4 года

5 лет

6 лет

Где стоит ваза? (на столе)

Где лежат фрукты? (в корзине)

 У кого мячик? (у мальчика)

Где сидит снегирь? (на дереве)

Где стоит машина? (в гараже)

У кого кукла? (у девочки)    

Где стоит коза? (за забором)  

Где едет машина? (по дороге)  

Где лежит мяч? (под столом)

Где летает бабочка? (над цветком)

Откуда вылетает птичка? (из клетки)

Откуда прыгает котёнок? (с кресла)

Употребление числительных 2 и 5 с существительными

4 года

5 лет

6 лет

Два кота –

Пять котов –

Две машины –

Пять машин –

Два мяча –                  

Пять мячей –              

Две розы –                  

Пять роз –                    

Два окна –                  

Пять окон –    

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам)

4 года

5 лет

6 лет

Стол – столик

Чашка – чашечка

Сумка – сумочка

Ведро – ведёрочко

Забор – заборчик            

Носок – носочек            

Лента – ленточка              

Окно – окошечко              

Палец – пальчик

Изба – избушка

Крыльцо – крылечко

Кресло – креслице

Образование названий детёнышей

4 года

5 лет

6 лет

У кошки – котенок

У лисы –

У утки –

У слонихи –

У зайчихи –    

У волчицы –  

У белки –    

У козы –    

У медведицы –

У бобрихи –

У барсучихи –

У собаки –

У коровы –

6 лет

Образование относительных прилагательных

Стол из дерева (какой?) – деревянный

Стакан из стекла (какой?) –  

Шляпа из соломы (какая?)

Стена из кирпича (какая?) –

Шапка из меха (какая?) –

Носки из шерсти (какие?) –

Крепость из снега (какая?) – _

Сок из яблок (какой?) –

Образование притяжательных прилагательных

Очки бабушки (чьи?) – бабушкины

Туфли мамы (чьи?) –

Усы кошки (чьи?) –

Хвост лисы (чей?) –

Берлога медведя (чья?) –

Гребень петуха (чей?) –

6 лет

Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам)

Мальчик выходит из дома.

Мальчик отходит от дома.

Мальчик приходит к магазину.

Мальчик переходит улицу.

Мальчик обходит лужу.

Мальчик входит в дом.

Образование глаголов совершенного вида (составить предложение по картинкам)

Девочка строит домик.

Девочка построила домик.

Мальчик красит вертолет.

Мальчик покрасил вертолет.

XI. Состояние связной речи

Пересказ текста из нескольких предложений

4 года:

Котенок

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.

_____________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет:

Рыбалка

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

____________________________________________________________________________________________________________________

                     

________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет (составление рассказа по серии картинок):

_________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

_______________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

Логопед: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для детей 5-6 лет с ОНР

Речевая карта для детей с ОНР разработана для логопедов. Карта удобная в использовании, так как в ней есть три графы для заполнения промежуточных диагностик в течении года....

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Речевая карта обследования детей 4-7 лет с Общим недоразвитием речи Обуховой Н.В.

Удобно, быстро  оформлять ( многие графы уже заполнены и нужно только  подчеркнуть необходимое) . Удобно  сравнивать динамику  развития  ребенка  по всем  диагностир...

Речевая карта обследования детей с ОНР на логопункте

На каждого ребёнка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются основные особенности фонематической стороны речи ребёнка; состояние лексико-грамматического строя и связно...

Речевая карта ТНР детей 5-7 лет

Карта обследования ребенкаДетский сад № ___________ Фамилия __________________________________ Имя _____________________________ Год рождения___________________Домашний адрес_____________________...

Речевая карта для детей с заиканием

Речевая карта заикающегося дошкольника, входящая в документацию логопеда, составлена на основе разработок Волковой Г. А., Нищевой Н. В., Стребелевой Е. А., Смирновой И. А.. Одна карта заполняется в те...