Главные вкладки

    Планирование и организация работы с детьми с ОВЗ в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида
    статья по коррекционной педагогике на тему

    Исходя из образовательных потребностей детей с ОВЗ, выделяются задачи социальной направленности, обеспечивающие их адаптацию и коммуникацию в коллективе сверствников.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Исходя из образовательных потребностей детей с ОВЗ, выделяются задачи социальной направленности, обеспечивающие их адаптацию и коммуникацию в коллективе сверстников. Решение проблемы инклюзивного обучения и воспитания определяет создание предпосылок и психолого-педагогических условий полноценного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества.

    Алгоритм деятельности специалистов

    При поступлении в ДОУ общеразвивающего вида алгоритм деятельности специалистов подчиняется логике сопровождения и определенной цикличности:

    Первый этап соответствует по времени началу учебного года (сентябрь):

    • первичная (базовая) диагностика;
    • медико-психолого-педагогический консилиум;
    • разработка и реализация образовательного маршрута, индивидуальноориентированной коррекционной программы.

    Второй этап соответствует по времени середине учебного года - январь:

    • динамическая диагностика;
    •  контрольный медико-психолого-педагогический консилиум (уточнение содержания сопровождения) по необходимости.

    Третий этап соответствует по времени концу учебного года (май):

    • динамическая диагностика;
    •  контрольный медико-психолого-педагогический консилиум (уточнение содержания сопровождения);
    • перевод ребенка на следующую ступень сопровождения) дошкольную или школьную).


    Общие рекомендации по работе с детьми с ОВЗ:

    Начинайте и заканчивайте занятие всегда теми видами активности, которые нравятся ребенку. Ищите новые стимулы и виды активности, которые заинтересуют ребёнка, привлекут его внимание. Ребёнок с ОВЗ всегда должен быть успешным. В таком случае ему будут легче даваться новые или сложные задания, будет меньше отказов от сотрудничества и вероятность прогресса увеличится.

    На постоянной основе необходимо вести поиск и тестирование мотивационных стимулов, для расширения репертуара интересов ребенка и собрать информацию об интересах ребенка дома и в детском саду. Процесс обучения должен быть приятным и интересным для детей.

    Меньше слов! Не повторяйте инструкцию многократно, если ребёнок затрудняется выполнить инструкцию, то предоставьте ему подсказку. Многократное повторение одних и тех же инструкций приучает ребенка слушать взрослого менее внимательно.

    Постоянно поощряйте ребёнка за правильные реакции, спонтанные просьбы и взгляд.

    Не проводите длинных обучающих блоков, быстро предоставляйте поощрение. Если во время выполнения задания ребёнок с ОВЗ проявляет отказ от сотрудничества, то предоставьте ему легкое задание из серии «наверняка» и затем предоставьте поощрение. Это так же позволит чаще хвалить ребенка, что сделает процесс обучения более приятным.

    Необходимо помнить, что все ежедневные ситуации можно и нужно использовать в целях обучения. В том числе, следует обучать детей и в естественных условиях окружающей среды (дом, игры, прогулки, поездки).

    Чек-листы, таблицы и данные о нежелательном поведении необходимо вести на постоянной основе, сбор данных позволит эффективно отслеживать прогресс ребенка, выявлять сложности и корректировать работу.


    Для организации коррекционно-развивающей работы у воспитателей ведётся следующая документация:

    Документация воспитателей

    • табель посещаемости;
    • план непосредственно образовательной деятельности;
    • тетрадь взаимодействия с узкими специалистами.

    Воспитатель:

    • организует проведение специально-организованных занятий по всем направлениям развития воспитанников, совместную и самостоятельную деятельность детей;
    • организует работу по воспитанию культурно-гигиенических навыков, развитию мелкой моторики рук через ручной труд и конструирование, развитию общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;
    • организует реализацию рекомендаций специалистов при осуществлении индивидуальной работы с детьми;
    • активно использует в работе с детьми здоровьесберегающие технологии;
    • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях детей, уровне развития мелкой моторики;
    • совместно с учителем-логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, совместно с педагогом-психологом участвует в развитии психических процессов;
    • оценивает физическую подготовленность детей;
    • составляет и реализует перспективное планирование укрепления здоровья, физического и двигательного развития детей;
    • разрабатывает и реализует план - систему физкультурно- оздоровительных мероприятий в группе;
    • участвует в проведении физкультурных занятий и праздников;


    • участвует в проведении корригирующей гимнастики после дневного сна, утренней гимнастики, закаливании;
    • контролирует состояние здоровья детей, их работоспособность, утомляемость, физическую и психическую нагрузку;
    • проводит тематические родительские собрания, беседы, индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, с использованием наглядной информации;
    • на основании рекомендаций реабилитационной карты ребёнка инвалида проводит необходимые мероприятия.

    Если в дошкольном учреждении общеразвивающего вида имеются такие специалисты, как учитель-логопед (учитель-дефектолог), педагог- психолог, тьютор... У них должна быть следующая документация:

    Документация учителя-логопеда (учителя-дефектолога):

    • рабочая программа;
    • речевая карта;
    • планирование;
    • журнал посещаемости;
    • планирование работы с родителями;
    • журнал взаимодействия с воспитателями.

    Специалист должен помочь воспитателям в организации речевой работы с обучающимися (воспитанниками). Помимо включения определенных требований к речи во все режимные моменты, воспитателю рекомендует проводить так называемые «речевые минутки», составляемые специалистом в зависимости от состава группы. В коррекционные часы могут быть включены речевые игры, направленные на реализацию определенных задач (выработка темпа четкости, выразительности речи, закреплении словаря). Все предлагаемые задания вкладываются в папку, которая имеется в каждой группе.


    В конце учебного года специалист составляет отчет о работе, проделанной за год.

    Документация педагога-психолога:

    • план работы педагога-психолога;
    • заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования со схемой учета результатов тестирования;
    • журнал консультаций педагога-психолога;
    • журнал отчета групповых форм работы;
    • карта психолого-медико-социальной помощи ребенку;
    • программа работы психолога с группой;
    • результаты психологической работы в группе.

    В соответствии с законом об образовании в ДОУ общеразвивающего вида в котором обучаются дети с ОВЗ вводится дополнительная ставка - тьютор (сопровождающий педагог).

    Документация тьютора включает:

    • Папка тьютора (информационная)

    Содержит:

    • цели и задачи, поставленные тьютором на текущий учебный год;
    • план работы;
    • список детей.
    • Папка «В помощь тьютору» - данная папка содержит основные рабочие нормативно - правовые документы, материалы обучающих семинаров, методические рекомендации.

    Дети с ОВЗ, как и другие члены общества, имеют права и потребности в приобщении их к разнообразным формам образования, культуры, труда. Гуманистические тенденции в развитии специального образования требуют определения путей кардинального изменения структуры и содержания


    обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ОВЗ.

    Президент Российской Федерации в своей Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обращает внимание на то, что в дальнейшем главным результатом образования будут не только «знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни» и что «в любой образовательной организации будет обеспечиваться успешная социализация детей-инвалидов».

    Проблему интеграции в современных образовательных условиях необходимо понимать, как тщательное построение последовательной цепочки коммуникативно-образовательных сред, каждая из которой способствует расширению возможностей ребенка с ОВЗ и готовит его к переходу на следующий уровень интеграции.

    В психолого-педагогической работе с детьми с ОВЗ целесообразно выбирать те формы обучения, которые могли бы максимально приблизить обучение к окружающей действительности, к взаимодействию с окружением в творческих видах деятельности и повышению мотивации ребенка к различным видам деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Создание условий для успешной социализации ребёнка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида».

    в статье описан опыт работы учреждения общеразвивающего вида с приоритетом в социально-личностном развитии детей по созданию условий для успешной социализации дошкольников....

    Консультация для педагогов "Календари природы в дошкольном учреждении: значение, виды, методика организации работы"

    В данном разделе описана методика работы с календарями природы, представлены виды календарей, изготовленных собственными руками....

    «Сопровождение детей с ЗРР в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающего вида».

    По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья....

    СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗРР В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

    Задержка речевого развития (ЗРР) детей раннего возраста является актуальной проблемой, в последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начин...

    Выступление "Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО. Алгоритм организации работы с детьми с ОВЗ на дошкольной ступени образования"

    Представляю программу межрайонного семинара «Дети с ОВЗ в дошкольном образовании: организация инклюзивного образования» для педагогов дошкольного образования, куратором котрого я была и од...

    Материал для воспитателей дошкольных учреждений общеразвивающего вида

    Специальные требования к предметной развивающей среде и предметно-пространственной организации среды  детей с нарушением зрения посещающих дошкольное учреждение общеразвивающего вида...