Главные вкладки

    СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗРР В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
    статья по логопедии (младшая группа) на тему

    Задержка речевого развития (ЗРР) детей раннего возраста является актуальной проблемой, в последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начинает выявляться уже в раннем возрасте. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗРР В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

    Несмотря на достижения современной медицины, статистика свидетельствует о значительном снижении здоровья беременных женщин, количества нормальных родов, увеличении процента рождения недоношенных детей, что может повлечь за собой риск рождения детей с нарушениями развития.

    На современном этапе развития нашего общества с каждым годом становится острее проблема увеличения числа «неговорящих» детей 2-3 лет, которые  говорят непонятно (звуковыми комплексами), заменяют речь жестами.

    Задержка речевого развития (ЗРР) детей раннего возраста является актуальной проблемой, в последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начинает выявляться уже в раннем возрасте

    ЗРР характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка.

    Результаты обследования детей с ЗРР показывают, что у большинства из них сохранны интеллектуальные функции, понимание речи чаще всего соответствует возрастной норме. Трудности проявляются в использовании активной речи. У большинства малышей она отсутствует (ребенок мычит, использует невербальные способы общения – жесты и интонацию), некоторые дети употребляют отдельные слова, имеющие усеченное, искаженное строение, слова-заменители или лепетные слова, но объем их значительно ниже возрастной нормы. Фраза не сформирована. Дети не пытаются повторять слова за взрослым, не проявляют интереса к чужой речи. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от нормативных показателей увеличивается в геометрической прогрессии. По данным Н.С.Жуковой, если ребенок 3 лет отстает на 1–1,5 года, то в 6-летнем возрасте он отстает  на 3 года.

    При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются ещё до года, а к 2 - м годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой.

    Как правило, причинами задержки речевого развития являются: органическое поражение центральной нервной системы, (различные травмы, гипоксия, инфекционные заболевания, которые были перенесены в утробе матери, во время родов или на первом году жизни), генетическая предрасположенность, нарушение слуха, ослабление детского организма.

    Однако, в последнее время, всё чаще встречается ещё одна, внешняя причина, это невостребованность речи ребёнка окружающими взрослыми. Ошибка современных родителей состоит в том, что они мало разговаривают со своим ребенком, или же пытаются предугадать все его желания, то есть общаются с ним так, что у ребенка не происходит формирование потребности выражать свои эмоции и требования посредством слов. Также это случается тогда, когда дети предоставлены сами себе, часто смотрят телевизор, слушают «говорящие» книги без участия и помощи родителей. Такие дети с трудом идут на контакт, не пользуются речью, как средством общения.

    В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи не могут заменить общения родителей со своими детьми. Кроме того, сокращение живого общения приводит к недоразвитию речи и у детей,  не имеющих неврологической и соматической патологии.

    Отсутствие специализированной своевременной помощи при задержке речевого развития  в раннем возрасте, приводит к недоразвитию  всей системы речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

    Такое сочетание разнородных причин ведут   к поиску оптимального метода  по исправлению речевых нарушений уже в младшем возрасте, практически с первых дней пребывания в ДОУ , чтобы наши выпускники имели равные стартовые возможности при поступлении в школу.                                                                                                                                                                  

    ДОУ ставит перед собой следующие задачи:                                                                              

    • Оказание помощи ребенку с проблемами в речевом развитии в условиях ДОУ на раннем этапе развития.
    • Адаптация детей «группы риска» раннего возраста к условиям, являющимся наиболее благоприятными для его речевого развития.
    • Педагогическое просвещение родителей, привлечение их к коррекционной работе с детьми раннего возраста.
    • Взаимодействие педагогов и специалистов детского сада в диагностической, коррекционно-развивающей работе с детьми раннего, младшего дошкольного возраста
    • медико-педагогические мероприятия: медикаментозное, психолого                                                                                 -педагогическое, логопедическое и логоритмическое воздействие.

    Комплексное сопровождение детей с ЗРР объединяет и тесно связывает между собой работу невролога, логопеда, психолога, педагога. Каждый специалист осуществляет свое направление, дополняя и углубляя влияние других. 

    Логопедическая работа по формированию общих речевых навыков детей раннего возраста строится следующим направлениям:

    - установление контакта с ребенком, развитие речевого внимания, вызывание потребности в вербальном высказывании;

    - развитие понимания речи и расширение пассивного словаря;

    - нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики;

    - поэтапное формирование экспрессивной речи: активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения,  развитие  словаря существительных, прилагательных, глаголов;

    - формирование грамматического строя речи;

    - формирование диалогической формы общения;

    - развитие мелкой моторики, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.    

    Коррекционная  работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения.

    Артикуляционная гимнастика

    «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка», «Накажи непослушный язычок», «Индюк».

    Дыхательная гимнастика

    «Сдуй капельку с тучки», «Сдуй листик с грибка»,

    Пальчиковая гимнастика

    С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух - «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка», «Этот пальчик в лес пошел» и др. Нравятся детям пальчиковые игры, записанные на аудиодиске, с музыкальным сопровождением «Стульчик», «Зайка», «Солнышко» и т. д. Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках «Божья коровка», застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, «Пальчиковый бассейн», «Пальчиковый театр», «Шнуровки», складывание матрешек. Мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики,  резиновые мячики, пищащие игрушки.

    Большое внимание в своей работе мы уделяем массажу пальчиков и кистей рук, Су-Джок терапия.

    Общая моторика. Речь с движением

    «Дерево на ветру», «Зайка серенький сидит», «Вова топать, как умеет», «Большие ноги шли по дороге».

    Обогащение словаря

    Самое большое место в работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры «В гости пришла кукла», «Айболит», «Кто позвал?», «Что пропало?», «У нас в гостях» создаем игровую ситуацию и побуждаем малыша к произнесению звукоподражаний и слов. Постепенно усложняем игру. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.

    Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха

    Упражнения с музыкальными инструментами - бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан «Что звучит?»,  «Угадай, на чем играю?». Игры со  «звуковыми коробочками», наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью, сахарным песком и т. д.) На прогулке ребенку предлагаем послушать различные звуки «Что шумит?», «Что гудит?», «Кто разговаривает?».

    В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле,  навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях).

    Результаты, полученные в ходе работы с детьми раннего возраста, обратившихся в агентство, доказывают эффективность комплексного психолого - педагогического подхода.

                          Список литературы

    1. Архипова Е.Ф  Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ Астрель, 2006
    2. Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987
    3. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - М., 2004.
    4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М., 2008.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Леонтьева Е.В. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Россия, Самарская обл., с.Алексеевка, СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при...

    «Сопровождение детей с ЗРР в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающего вида».

    По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья....

    Материалы для работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского дошкольного учреждения

    Материалы содержат рекомендации и советы родителям, которые помогут сделать адаптацию ребенка раннего возраста к детскому саду менее болезненной....

    Адаптация детей раннего возраста к условиям в Дошкольном учреждении

    что такое адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ. Как лучше ее преодолеть.Адаптация детей раннего возраста к условиям в дошкольном учреждении.Дети раннего возраста - очаровательные существа...

    Планирование и организация работы с детьми с ОВЗ в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида

    Исходя из образовательных потребностей детей с ОВЗ, выделяются задачи социальной направленности, обеспечивающие их адаптацию и коммуникацию в коллективе сверствников....

    Материал для воспитателей дошкольных учреждений общеразвивающего вида

    Специальные требования к предметной развивающей среде и предметно-пространственной организации среды  детей с нарушением зрения посещающих дошкольное учреждение общеразвивающего вида...