«Сопровождение детей с ЗРР в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающего вида».
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

КАТНОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Чтобы наши выпускники имели равные стартовые возможности при поступлении в школу, мы начинаем работу по исправлению речевых нарушений уже в младшем возрасте, практически с первых дней пребывания в ДОУ. Мы ставим перед собой следующие задачи: • Оказание помощи ребенку с проблемами в речевом развитии в условиях ДОУ на раннем этапе развития. • Адаптация детей «группы риска» раннего возраста к условиям, являющимся наиболее благоприятными для его речевого развития. • Педагогическое просвещение родителей, привлечение их к коррекционной работе с детьми раннего возраста. • Взаимодействие педагогов и специалистов детского сада в диагностической, коррекционно-развивающей работе с детьми раннего, младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu.docx71.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Сопровождение детей с ЗРР в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающего вида».

 Катнова О.Н.                                                                                                               воспитатель первой квалификационной категории                                                                                                                МАДОУ  Д/С №27  «Чебурашка».

      За последнее время увеличилось количество детей с ослабленным здоровьем, поступающих в детский сад, на это имеется множество причин: это и снижение уровня жизни в стране, и социальные проблемы, и изменения экологии и т.д. Снизился процент детей с первой группой здоровья (т.е. абсолютно здоровые дети), поступающих в ДОУ. В нашей группе в 2013 году он составлял 30%, а в 2014году  – 15%. Наибольший процент детей поступает в группу со II группой здоровья  (т.е. дети, рискующие развитием каких-либо отклонений в состоянии здоровья или уже проявившие этот риск в виде нарушений органов и тканей, но не имеющих хронические заболевания); 2013 году –65%, 2014 –80%. Есть дети с  III группой здоровья (т.е. дети, имеющие хронические заболевания); 2013 году – 5% ,  2014 году –5% .

Распределение детей по группам здоровья:

Возрастная группа

Группы здоровья, учебные года

I

II

III

IV

2013

 2014

2013

2014

2013

2014

2013

2014

первая младшая

6

3

13

16

1

1

-

-

   Цифры не утешительные. Отсюда вытекает главная наша задача  – охрана здоровья детей, их гармоничное физическое развитие.                                                     

   По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья.  Чтобы наши выпускники имели равные стартовые возможности при поступлении в школу, мы начинаем работу по исправлению речевых нарушений уже в младшем возрасте, практически с первых дней пребывания в ДОУ.                                                                                                                                                                  

Мы ставим перед собой следующие задачи:                                                                              

• Оказание помощи ребенку с проблемами в речевом развитии в условиях ДОУ на раннем этапе развития.

 • Адаптация детей «группы риска» раннего возраста к условиям, являющимся наиболее благоприятными для его речевого развития.

 • Педагогическое просвещение родителей, привлечение их к коррекционной работе с детьми раннего возраста.

 • Взаимодействие педагогов и специалистов детского сада в диагностической, коррекционно-развивающей работе с детьми раннего, младшего дошкольного возраста.                                                                                        

   Я сегодня хочу поделиться с вами опытом работы по сопровождению детей с ЗРР в условиях группы дошкольного учреждения общеразвивающего вида.                                                                                                                                                    

   По последним данным задержкой речевого развития страдает                        чуть ли не каждый четвертый ребенок.                                                                                                                            Дети с задержкой речевого развития, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети гипервозбудимы, расторможены либо, наоборот, пассивны, инфантильны.  Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность – на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.                                                                                                                      Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипковый» захват, дети не могут точно, координировано выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.                                                                 

Почему ребенок плохо говорит?

Есть две противоположные точки зрения.

                                         Нарушения речи - это

         http://logoprognoz.com/misc/imglogo/lechit-uchit.png                                                     

     Коррекционная  работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Используем  различные приговорушки, ладушки, потешки при кормлении, стишки на звукоподражания. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние. Дети учатся фиксировать взгляд на лице педагога, на крупных ярких игрушках, учатся выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего работа на дыхание. С малышами работа над дыханием проводится  в игровой форме по подражанию. (Посмотри, как я делаю). Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом. Вся дыхательная гимнастика проводится в игровой форме. Это вызывает интерес у детей и желание заниматься.

     Дыхательная гимнастика: «Кораблики», «Шарик», «Перышко», «Загони мяч в ворота»,  «Сдуй капельку с тучки», «Мыльные пузыри», «Сдуй листик с грибка», «Задуй свечу» и т.д. Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста используем  речевые подражания: А-А-А (плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), И-И-И (ржет лошадь), О-О-О (рычит мишка) и т.п. Продолжая работу над речевым дыханием, используем слияние гласных: АУ (кричат дети), УА (плачет малыш), ИА (кричит ослик). Затем переходим к работе над слогами, сначала отрабатываем открытые слоги- звукоподражания: ГА - ГА (кричат гуси), ТУ -ТУ (едет поезд), потом закрытые: АМ-АМ, ТОП-ТОП, потом слоги со стечением согласных: КВА-КВА. Подражание голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ, КО-КО. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: БИ-БИ,  ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК,  ТИК-ТАК. Произнесение простых слов «дай», «на», «иди» и составление с ними коротких предложений.

    Самое большое место в работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры «В гости пришла кукла», «Айболит», «Кто позвал?», «Что пропало?», «У нас в гостях» создаем игровую ситуацию и побуждаем малыша к произнесению звукоподражаний и слов. Постепенно усложняем игру. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.

    Ежедневно проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной  форме. «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка», «Накажи непослушный язычок», «Индюк». Цель:  усиление активности губ, языка и развитие их подвижности.

    Уровень развития  речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

    Пальчиковая гимнастика.  С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух - «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка», «Этот пальчик в лес пошел» и др. Нравятся детям пальчиковые игры, записанные на аудиодиске, с музыкальным сопровождением «Стульчик», «Зайка», «Солнышко» и т. д. Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках «Божья коровка», застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, «Пальчиковый бассейн», «Пальчиковый театр», «Шнуровки», складывание матрешек. Мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики,  резиновые мячики, пищащие игрушки.

    Перспективным приемом  является рисование пальчиками краской. В процессе рисования развиваются ориентировочно - поисковые движения, ребенок учится фиксировать и удерживать объект в поле зрения. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения, побуждает называть нарисованный объект, используя доступные ребенку речевые средства. Также  рисуем с помощью пробки, губки,  получаются рисунки - печати. Рисуем на подносе  - рассыпаем манную крупу или песок и проводим пальцем линии. Затем берем руку ребенка в свою и повторяем «рисунок»: дождик, ручеек, солнышко, дорожку, травку, снег.

    На примере простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища можно научить малыша выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Играем вместе с ребенком: «Мишка косолапый», «Дерево на ветру», «Зайка серенький сидит», «Вова топать, как умеет», «Большие ноги шли по дороге». Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.

    Важным моментом является развитие тактильной чувствительности. Игры со щетками, поглаживание, потряхивание расслабляет, и пальцы ребенка раскрываются, яркий цвет щетки привлекает внимание малыша. Также, используем в своей работе тактильные таблицы, тактильные дорожки «В гости». Различные поверхности - жесткие, мягкие, пушистые, гладкие, шершавые, колючие, холодные.

    Большое внимание в своей работе мы уделяем массажу пальчиков и кистей рук, Су-Джок терапия.

    Дети учатся  конструировать, устойчиво ставить кубики, кирпичики, учатся играть с постройкой, понимать слова «кубик», «кирпичик», «поставь», «построить». Учатся делать «дорожку», «башенку», «скамейку для зайки», «кроватку для куклы», «диванчик для мишки», «стол», «стул» и т. д. Используем различные виды «вкладышей». «Вынуть»- «вложить», «открыть»- «закрыть» коробку, крышку, «снять»- «надеть» колечки пирамидки. «Покатать машинку, мяч», «Покачать куклу», собирать мелкие предметы двумя пальчиками, брать всей кистью крупные предметы, игрушки. Так происходит накопление опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.

      С ребенком проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Упражнения с музыкальными инструментами - бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан «Что звучит?»,  «Угадай, на чем играю?». Игры со  «звуковыми коробочками», наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью, сахарным песком и т. д.) На прогулке ребенку предлагаем послушать различные звуки «Что шумит?», «Что гудит?», «Кто разговаривает?». Формирование представлений о схеме тела и лица: упражнения «Водичка, водичка!», «Покажи у куклы (мишки, зайки)», упражнения у зеркала «Посмотри, потрогай глазки, лоб, нос, ушки», «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб». Эти же упражнения проводятся на кукле, мишке, картинке.

     В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле,  навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леонтьева Е.В. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Россия, Самарская обл., с.Алексеевка, СП - детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы при...

Адаптация детей раннего возраста к условиям в Дошкольном учреждении

что такое адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ. Как лучше ее преодолеть.Адаптация детей раннего возраста к условиям в дошкольном учреждении.Дети раннего возраста - очаровательные существа...

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗРР В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Задержка речевого развития (ЗРР) детей раннего возраста является актуальной проблемой, в последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начин...

Планирование и организация работы с детьми с ОВЗ в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида

Исходя из образовательных потребностей детей с ОВЗ, выделяются задачи социальной направленности, обеспечивающие их адаптацию и коммуникацию в коллективе сверствников....

Материал для воспитателей дошкольных учреждений общеразвивающего вида

Специальные требования к предметной развивающей среде и предметно-пространственной организации среды  детей с нарушением зрения посещающих дошкольное учреждение общеразвивающего вида...

«Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей с особыми образовательными потребностями в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности»

Сопровождение- это долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Цель психолого-педагогического сопро...