Применение инновационных способов и методов, активизирующих детскую активность и самостоятельность детей с ОВЗ на музыкальных занятиях
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

пантелеева лилия павловна

Применение инновационных способов и методов, активизирующих детскую активность и самостоятельность детей  на музыкальных занятиях

       Этот практический опыт адресован тем, кто работает с особыми детьми, психологам, логопедам, обладающие знаниями о закономерностях психического развития, музыкантам и музыкальным руководителям, имеющие навыки игры на музыкальных инструментах и желающие помочь ребенку открыть свой мир музыки, а также родителям, которые могли бы организовать  музыкальные занятия с ребенком дома, не имея музыкального образования и музыкального инструмента.

       Хочу поблагодарить Людмилу Викторовну Веко, Татьяну и Святослава Довбня, Людмилу Николаевну Волегову, Ольгу Богодяж,  Оксану Рогонян, всех  коллег консультативно-диагностического центра ,  коллег орфпедагогики  и активных родителей.   

      Музыка - сильнейшее средство эмоционального воздействия на человека. По словам Ирины Сергеевны Константиновой из книги «Музыкальные занятия с особым ребенком. Взгляд нейропсихолога» для детей с тяжелыми нарушениями развития музыка может оказаться первым каналом, через который педагогу удается проникнуть в мир ребенка. Сила музыки увлекает ребенка и стимулирует его активность. В своей  логопедической практике она убедилась, что это - один из самых действенных путей стимуляции речи, и часто именно музыка помогает словам  или звукам прорваться наружу.

     Ведь действительно на музыкальных занятиях ребенок в группе попадает  в энергетическое поле музыки, он заряжается общим настроем и выполняет вместе со всеми то, чего раньше не мог сделать. С помощью музыкальных занятий чувство ритма формируется естественным образом, появляется эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера, развивается общая и мелкая моторика, формируется слуховое внимание.

      В наш центр приходят дети с различными нарушениями развития.  Первыми помощниками в работе с тяжелыми нарушениями развития стали родители. Самыми тяжелыми были дети с аутистическим спектром (РАС).

      Первым шагом в коррекционной работе стало знакомство с ребенком и определение его проблем. Выделялось  диагностическое обследование, которое составило представление о состоянии речи, памяти, моторики, эмоциональных реакций и т. д., определив уровень сформированности соответствующих возрасту навыков и умений. Итогом диагностического периода стало определение наиболее проблемных сфер и составление программы коррекции.

     Иногда ребенок был пассивен, не проявлял интереса, не выполнял задания, не включался в игру. И даже наблюдение не давало необходимой информации. Часть информации мы получали из бесед с родителями, медицинских документов. В течение долгого времени индивидуальные занятия строились как игра педагога с ребенком, пытаясь хоть как то привлечь его внимание. Были дети, которые  переступив порог центра бились ногами об пол, громко кричали и плакали, с трудом шли на контакт со взрослым.

     Вспоминая то время, я вновь и вновь переживаю глубочайшее отчаяние,  опустошенность и чувство беспомощности, которое испытывала я.  Шаг за шагом мы с родителями обращались к песенкам Екатерины Железновой.  Это были песенки-игры для адаптации, коммуникативные игры с песенками, координационно-подвижные игры, веселая логоритмика, песенки – игры для эмоционального и интеллектуального развития, подвижные игры и т. д. Приходилось фонограмму звучащую в быстром темпе и с тонким высоким голосом подбирать на фортепиано и петь в низком регистре и ласковым голосом. Что позволило играть песенки медленно, а иногда и вовсе остановиться, дожидаясь ответной реакции ребенка.

     После заметной адаптации ребенка к детскому учреждению, ребенок на непродолжительное время включался в групповое музыкальное занятие или приходил на любимый вид деятельности. Это был, или шумовой оркестр или хоровод. Использование визуальной поддержки (расписания)  «сначала-потом» помогало скорректировать поведение ребенка.

     Сейчас в нашем центре функционирует  группа кратковременного пребывания, где дети находятся три часа каждый день. В основном это дети с РАС. Конечно это усложнило нашу работу, но и в тоже время облегчило. Так как лучшие результаты показали ежедневные рутинные занятия с особыми детьми. Вместо родителей были привлечены педагоги – дефектологи, логопеды, психологи. Они выступали в роли тьютора,  ассистента. Роль ассистента играет очень важную роль для особого ребенка.

     Правила ассистирования на занятиях:

- Родитель (педагог) выполняет роль ассистента как для своего, так и для другого ребенка

- Ребенок и ассистент представляют собой единое целое, поэтому ассистент во время занятия не должен разговаривать с ребенком. Их собеседник-педагог.

- Если ребенок не повторяет за педагогом жест или действие, ассистент, взяв руки малыша в свои, делает этот жест или действие вместе с ним (совмещенное действие)

- Между вопросом педагога и совмещенным жестом должна быть пауза в течение 5 секунд, позволяющая ребенку ответить самостоятельно.

        Мне  удалось посетить центр лечебной педагогики в Москве. Там я познакомилась с еще одним направлением –музыкотерапия. Конечно одного знакомства с этим подходом недостаточно. Поэтому я, занимаясь самообразованием, вступила в клуб творческой креативной педагогики, что отчасти помогало в работе с тяжелыми детьми. Их, преобразовывая и  перекладывая материал для особых детей шаг за шагом, апробировала инновационные подходы креативной педагогики. И суммируя весь свой опыт я заметила, что дети постепенно увлекаются музыкой, они доверяют педагогу, идут на эмоциональный контакт.

    Из материалов семинара по коммуникативным навыкам, я стала применять визуальную поддержку для особых детей.  Это расписание занятия, где указаны на карточках виды деятельности, их последовательность (приветствие, песня, музыкальный оркестр, танец, игра). Дети самостоятельно наблюдают и отрывают карточки с расписания видов деятельности. Это помогает им заниматься музыкой до ее окончания.

           Немаловажным на музыкальных занятиях стало использование разного графика получения подкреплений для разных детей:

•        после каждого занятия

•        после серии заданий

•        после всех выполненных заданий

•        жетонная экономика (в нашем случае –это «звезды»)

•        отсроченное подкрепление  

     Следующим шагом в работе послужило продумывание и составление структуры занятия, его длительность, смена видов деятельности внутри занятия, подбор музыкального репертуара. Это очень важная часть работы, так как не все песни детям понятны по содержанию.

     И так, структура занятия.  Началом занятия служит приветствие как ритуала. Оно может меняться через 1,5 – 2 месяца. Это различные просыпалочки, если занятие начинается с утра. Песенка может включать в себя название частей тела.

   Например, «Ручки, ручки просыпайтесь – здравствуйте!

                       Ножки, ножки просыпайтесь – здравствуйте!

                       И пружинка и пружинка – здравствуйте!

                       Ушки, ушки просыпайтесь – здравствуйте!»

Если же занятие проводится не с утра, то это может быть песенка:

                       «Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп

                       Здравствуйте ножки – топ, топ, топ

                       Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх

                       Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх и т.д.

Далее: губки, ушки, носик, ребятки.

      После приветствия, которое длится 1-2 минуты целесообразно перейти к пению и подпеванию. Для лучшего понимания содержания песни я использую те, которые показывают движения, например, «паровоз», «автобус» и.т.д.

       «Чух, чух, чух, чух паровозик -  паровозик – 2 раза

       Он бежит качается, охает, старается

        Ох, ш….., таки, таки, таки, таки – 4 раза

        Конечно изображение песни должно как можно полнее раскрывать содержание. Перед детьми на доске с липучкой вывешиваются картинки с изображением песен, затем дети после вопроса педагога «Кто хочет выбрать песенку» идут и отрывают карточку, отвечают про кого песенка и садятся на места.  Могут быть песенки, содержащие вопрос – ответ: «Почему так любят прыгать ребятишки маленьки? Потому что для любимой мамочки мы заиньки». Важно в конце музыкальной фразы дождаться ответа детей, у которых присутствует речь. Можно использовать визуальную подсказку картинкой «зайчика». На занятии выкладываются несколько песенок, которые дети выбирают сами и ставят картинку в отмеченное поле. Важен вопрос: «Про кого песенка?» Если дети затрудняются  в ответе, тогда взрослый дает подсказку, называя саму песню. Дети не говорящие пользуются альбомом пекс и коммуникативной доской, где показывают свой выбор песни. Подходят  к педагогу, указательным жестом показывают на картинку «Я хочу…, отрывают картинку с песней, вешают в определенное поле, садятся на место». Во время исполнения песни педагогом, рядом сидящий взрослый показывает движения, тем самым облегчая понимание содержания песни. Конечно же добиться подражания у детей с РАС достаточно сложно, но как показывает практика, возможно. У некоторых детей подражание появляется к третьему году обучения.

       Очень интересен на мой взгляд факт того, что некоторые дети, попав в детский сад не пели песен вообще, не участвовали в утренниках, им не давался шанс что то исполнить, рассказать стихотворение, дети были скованы, не доверяли взрослому. После наших занятий по нашим наблюдениям и по словам родителей дети начали подпевать, петь значительно больше песен, выучивая несколько куплетов.

      По словам логопеда Ирины Сергеевны  из Центра лечебной педагогики в пении, кроме музыкальных факторов, на первый план выступает воздействие человеческого голоса, который, как, известно является для ребенка особенно значимым впечатлением.

      С неговорящими детьми часто удается активизировать простые вокализации. Произнесение простых слов или слогов. Для этого в репертуаре музыкального руководителя должны быть песенки с простыми звукоподражаниями и  припевами, состоящими из слогов или даже гласных звуков. Многим детям это помогает продвинуться в развитии речи – они обнаруживают, что могут пользоваться словами для общения.

       После пения песен на начальном этапе можно сменить деятельность и перейти на двигательную активность – танец. Но в дальнейшем на следующем этапе коррекционной  работы можно предложить детям после пения сыграть на музыкальных инструментах.  Музыкальные инструменты используются разнообразные - замечательные большие и малые металлофоны, ксилофоны, натуральные маракасы, тон блоки, шум дождя, барабанчики из Индии, барабаны из натуральной кожи, гонг, чайм бары, клавесы, русские народные инструменты. С помощью таких инструментов легче привлечь ребенка к музыкальной игре в оркестр. Ребенок с увлечением извлекает звуки.  

        Музыкальный оркестр служит сигналом к началу игры и окончания, ребенок учится ждать своей очереди, внимательно наблюдает за игрой другого ребенка. Дети не говорящие при выборе инструмента используют коммуникативную доску. На инструкцию педагога «выбери инструмент» ребенок открывает соответствующую полоску на коммуникативной доске и указательным жестом показывает слово «я хочу» и указывает предпочитаемый инструмент. Некоторые дети  также пользуются альбомом «пекс».

      После игры на музыкальных инструментах переходим к танцевальной деятельности.  Так как дети довольно быстро истощаются, нет необходимости на групповом занятии  отрабатывать определенные движения, которые присутствуют в танце, а тем более репетировать. Конкретные музыкально--ритмические движения отрабатываются на индивидуальном занятии.

     Какие использовать танцевальные движения, какую музыку? Исходя из большого опыта работы, я пришла к выводу, что на начальном этапе необходимо научить детей держаться за руки. Для этого отлично подходит хоровод. Хоровод может быть и русским народным и из музыки народов мира. Кстати, самый сложный ребенок, встретившийся в моей практике именно с определенного хоровода народов мира начал посещать музыкальные занятия без принуждения. Его не интересовали ни игры, ни инструменты, не мог просто сидеть на стуле.

     Хороводы исполнялись совместно с родителями, где ребенок доверял своей маме или папе, держась за руку, затем я просила постепенно отпускать руку ребенка и направлением руки взрослого сцеплял руку ребенка, стоящего рядом. Так дети могли непродолжительное время идти по кругу, держась за руки. Затем вновь и вновь взрослый сцеплял руки детей, в это время музыка как бы отвлекала от этой задачи и ребенок выполнял элементарные движения: притопы, прихлопы, кружение со взрослым «лодочкой», и лишь затем кружение ребенок с ребенком. Ребенок, не подозревая оказывался лицом к лицу со своим сверстником. Какова же была радость родителей, педагогов, видящих детей, которые кружились совместно в паре с ребенком.

      Затем мы перешли от хоровода к танцу в парах. Сначала дети двигались по направлению к двери или просто в сторону. Далее было понятно, что необходимо контролировать  действия детей, то есть спокойно останавливать ребенка и возвращать в круг. Танцевальные движения выполняются по сигналу музыкального руководителя (здесь уместна речевая инструкция руководителя: «стоп», «топаем», «присядаем», «кружимся» и т. д.)

       Далее в танцевальной деятельности мною было замечено, что если в руки дать ребенку предмет (платочек, предмет «божью коровку», трости),  можно в это время надеть на голову ребенка шапочку (снеговика, шляпку). Первое время  дети просто срывали с себя все, что одевалось на голову, но если продолжать настаивать одевать шапочку, то ребенок привыкает к ней и выполняет танцевальные движения. Можно также принести  или подвести детей к большому зеркалу, где они увидят свое отражение в шляпке легкой и разноцветной. В это время уместна похвала, восхищение взрослого. Если понаблюдать за интересными проявлениями эмоций детей, то можно увидеть на их лицах недоумение, улыбки и.т.д.

      Итак, наши дети научились элементарным движениям: ходить по кругу, не наталкиваясь друг на друга, отпускать и браться за руки, некоторые самостоятельно без физической поддержки, а с помощью речевой инструкции музыкального руководителя выполнять действия с предметом и без него. Дети с удовольствием с палочкой-тростью дружно стучат об пол, вращают ее в руках, крутят ладонями, качаются, присядают. Иногда дети сами находят действие с предметом и выполняют его, наполнив творческим смыслом. А именно это и подсказывает нам Федеральный Государственный Стандарт. К сожалению, мы в работе с различными детьми не даем шанса на выражения себя через творчество, а даем готовые шаблоны к действию.

       В заключение музыкального занятия включается игра. Это особый вид деятельности, так как всем известно, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. И, здесь, к сожалению не всякая игра может быть использована  в работе с  особыми детьми.

       На первом этапе я использовала игры младшего дошкольного возраста, например: «Хитрый кот в углу сидит, притаился будто спит, мышки, мышки вам беда….убегайте о кота. Конечно дети не понимали, что они в роли мышек и нужно убегать от кота на последний аккорд. Поэтому наиболее подходящей игрой являлась бросание мяча ребенку под соответствующую музыку, где в ответ ребенок должен бросить мяч в руки педагога. Здесь же можно включить коммуникативный компонент в игру: на вопрос «кому бросить мяч? ребенок должен сказать «мне» или назвать свое имя.

      Замечательно использование в игре на подражание ребенка палочек – клавесов. Взрослый дает инструкцию «сделай так» и по подражанию ребенок выполняет соответствующее движение палочками. Например, палочка –стучалочка, палочка-качалочка, шуршалочка, построение мостика, лесенки, игра на гитаре, скрипочке и т.д.

      Самая любимая игра наших детей – игра с баночками (из-под майонеза или сметаны). Это воображаемые лошадки, которые под соответствующую музыку с паузами лошадка стучит копытцами, скачет по коленям, «шаркает» ножкой, везет груз,  быстро бежит, затем под другую музыку прыгает на голову, закрывает ушки, глазки, колени, прячется за спину, показывает пуговки и т.д. Такие незамысловатые действия увлекали детей, они улыбались, радовались занятиям, спешили к ним и некоторые рассказывали родителям. А в дальнейшем, по словам мамы устраивали оркестр дома, танцевали с мамой на кухне, пели многочисленные песенки,  включали видео с музыкальных праздников и вновь и вновь повторяли все то, чему они научились. 

Таким образом,  дети научились:

·        выполнять плясовые движения под музыку,

·        различать музыку различных жанров

·        называть разученные музыкальные произведения;

·        выполнять отдельные танцевальные движения в паре с партнером - ребенком и взрослым;

·        участвовать в хоровом пении, соблюдая одновременность звучания

·        использовать приобретенные умения и навыки в самостоятельной деятельности.

 

Выводы:

·              дети менее подвержены стрессу

·              повышается работоспособность

·              развивается речь, мышление и главная его составляющая –воображение

·                                   развивается координация

·              происходит развитие коммуникативных навыков

·              активизируются  воля и внимание

·              повышается уверенность в себе

·              музыка позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать

·              помогает установить контакт между психотерапевтом и ребенком

·                                   повышает самооценку на основе самоактуализации

·                                   способствует отреагированию чувств

·              помогает пережить катарсис

·              развивает эмпатические способности

·              помогает занять ребенка увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах и т. д.   

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных форм и методов работы в проектной деятельности для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

Тема опыта:  «Применение инновационных форм и методов работы в проектной деятельности для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста»Педагогический опыт является...

Мастер - класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Говорящая стена, как современный метод развития познавательной активности и самостоятельности дошкольников"

Цель мастер – класса:  повышение профессиональной компетентности педагогов в проектировании игрового пространства ДОУ.Задачи мастер-класса:Познакомить педагогов с технологией «Говорящ...