Главные вкладки

    План-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему:
    Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по коррекции ФФНР "Звук и буква И"

    Белоусова Наталья Владимировна

    Конспект подгруппового занятия с детьми подготовительной к школе группы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи на тему "Звук и буква И"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Занятие в подготовительной группе для детей с ФФНР

     

    Тема: «Звук и буква И»

    ЦЕЛЬ:

                1. Четкое произнесение и характиристика звука «И».

                2. Звуковой анализ ряда из трёх гласных. Воспроизведение звуковых рядов их трёх                                          

                    гласных звуков.

                3. Произнесение звука «И» в словах. Падежное управление.

                4. Подбор родственных слов.

                5. Закрепление понятий «длинные и короткие слова». Деление слов на слоги.

                6. Согласование местоимений с глаголом «идет».

                7. Развитие слуховой и логической памяти, слухового и зрительного внимания.

                8. Знакомство с буквой «И».

    ЗАДАЧИ:

    • Коррекционные:

    - развитие фонематического слуха через воспроизведение звуковых рядов и их анализ;

    - четкое произнесение гласных звуков «А», «У», «И»;

    - развитие памяти и внимания через игры «Узнай музыкальный инструмент», «Доскажи слово»;

    • Обучающие:

    - познакомить с буквой «И»;

    - учить делению слов на слоги;

    • Развивающие:

    - развивать правильное использование в речи лексико-грамматических средств языка через развитие умения согласовывать местоимения с глаголами, через подбор родственных слов и через правильное падежное управление окончаниями существительных;

    • Воспитательные:

    - способствовать развитию положительных психоэмоциональных состояний;

    - учить внимательно слушать друг друга.

                                        ХОД ЗАНЯТИЯ.

    1. Организационный  момент.

    Развитие слухового и зрительного внимания. Игра «Узнай музыкальный инструмент».

    - Угадайте, на чем я играю?

    - А теперь вы будете имитировать игру на каком-либо музыкальном инструменте, а я буду угадывать.

    1. Сообщение темы занятия. (Выставляются куклы).

       - Сегодня к нам на занятие пришли гости – Иван и Ия.

             - Повторите, как их зовут? (Иван, Ия).

             - Какой первый звук в их именах? (Звук «И»).

             - Как кричит ослик? (И-а).

             - Сегодня мы будем произносить много слов со звуком «И» и узнаем букву «И».

    1. Характеристика звука «И» по артикуляционным и акустическим признакам. (Работа с зеркалом).

       - Посмотрите, ваш рот улыбается, губы раздвигаются, за нижние зубы язык опускается. Произнесите звук «И» протяжно, долго, спойте его.

       - Вы догадались, какой это звук? (Гласный звук).

       - Каким квадратом обозначим звук «И»?  (Красным).

       - А теперь давайте еще раз произнесем звук «И» громко, тихо, длительно, кратко.

    1.  Развитие фонематического слуха и слуховой памяти.

       - Послушайте и запомните звуковой ряд: «ауи».

       - Назовите первый звук.

       - Назовите последний звук.

       - Сколько всего звуков я произнесла?

       - Повторите этот звуковой ряд.

       - Запомните и повторите звуковые ряды: «аиу», «уиа».

    1. Произношение звука «И» в словах. Развитие логической памяти. Падежное управление. (Выставляются картинки).

       - Давайте еще раз повторим, как зовут наших гостей?

       - Они принесли нам угощение. Это – изюм, а это – ириски.

       - Назовите одним словом эти предметы. (Это игрушки).

       -  А это? (Инструменты).

       - Это дерево называется …  (Ива).

       - Назовите домашнюю птицу.  (Индюк).

       - Что здесь острое, металлическое?  (Иголка).

       - Как по-другому называется такой домик? (Избушка).

       - С какого звука начинаются все эти слова? («И»).

       - А теперь будьте внимательны, сейчас вы будете договаривать предложения словом, которое начинается со звука «И». Попрошу соблюдать такое правило: «Внимательно слушай, другим не мешай. Когда тебя спросят, тогда отвечай».

                   - Детей угощали … .

                   - Мама шьет … .

                   - Мы не боимся … .

                   - Лисичка сделала ледяную … .

                   - Мы играли на музыкальных … .

                  - У нас в группе много … .

    6.   Подбор родственных слов.

          А сейчас ответьте мне  на такие вопросы:

               - Что можно делать с игрушками?  (Играть).

               - Это машина какая?  (Игрушечная).

               - У нас есть много …  .  (Игрушек).

               - Сейчас я приглашу вас на … .  (Игру).

               - Со мной вы будете … .  (Играть).

    Слова: игра, играть, игрушки, игрушечная – называются родственными. Это семья слов.

          7.   Физминутка.

               - Приглашаю вас всех на игру «Будь внимателен».

    8.   Закрепление понятий «короткие и длинные слова».

         - Дети, назовите самое короткое слово со звуком «И».  (Ива, Ия).

         - Назовите самое длинное слово.  (Инструменты).

         - Отхлопайте ритм этих слов.

         - Какое слово длиннее – игра или игрушки?

         - Почему вы так думаете?

    9.   Согласование местоимений с глаголом.

         - Посмотрите, что делает Ия?  (Идет).

         - Юра, подойди ко мне, Что делает Юра?  (Идет).

         - Уля и Даша, идите ко мне. Что вы делаете?  (Идем).

         - Я иду к вам. Что я делаю?  (Идете).

         - Скажем вместе: я иду, мы идем, ты идешь, вы идете, он идет, они идут.  

    10.   Знакомство с буквой «И».

         - Иван и Ия просят вас найти букву «И».

         - На какой рябинке вы будете искать эту букву? Почему?

         - Эта буква обозначает звук «И». Посмотрите на доску: вот тоже буква «И» строчная и заглавная. Чем они отличаются?

          - Послушайте стихотворение о букве «И»:

            Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.

            Сколько здесь дощечек? – Три.

            А какая буква? – И.

          - Давайте выложим эту букву из палочек.

    1.   Закрепление гласных букв «А», «У».

    - Посмотрите на  рябинки. Какие буквы мы с вами уже знаем?

    (Выставляются буквы и картинки).

    -  Посмотрите на картинки, какой первый звук в этих словах вы слышите?

    - Подставьте нужную букву к картинке.

    1.   Итог занятия.

       - Какую новую букву вы узнали?

       - Сколько гласных звуков вы теперь знаете? Давайте повторим их.

    Иван и Ия хотят угостить вас ирисками.

                 

    ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

    Занятие в подготовительной группе для воспитателей.

    31 января 2005г.

    ЦЕЛИ:

    1. Учить составлять предложение с заданными словами, определять количество слов в предложении и называть их по порядку.
    2. Познакомить детей с буквой Г, г и тем, что она может обозначать звуки «Г» и «ГЬ».
    3. Закреплять умение называть слова с заданным звуков.
    4. Учить называть слова определенной звуковой структуры.
    5. Развивать слуховую и зрительную память через припоминание, слуховое и зрительное внимание через концентрацию.

    ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

    1. Организационный момент.                                                                                                  – Сядет тот, кто определит количество слогов в словах.

    1. Составить предложение из трех слов, в котором  первое слово – «Галя», последнее слово – «ноги».                                                                                                                    – Определить количество слов в предложении. Назвать первое слово, второе, третье.                                                                                                                                           – Составить схему предложения.                                                                                      – Вспомнить (напомнить), с какой буквы пишется первое слово в предложении, что ставим в конце предложения.  

           3.          Звуковой анализ слов «Галя», «ноги».

               - Разделить слова на слоги.

               - Обозначить фишками звуки в словах. Обозначить ударный гласный звук.

               - Вспомнить изученные буквы.                                                                                      Заменить фишки  буквами, которые уже изучили.                                                                           Какие звуки в словах обозначены фишками.

          4.   Знакомство с буквой Г.

               - Нахождение буквы Г на панно.

               - Нахождение буквы Г в кассе букв (на что похожа буква Г?).

               - Сравнение заглавной и строчной букв Г.

               - Количество элементов, выкладывание буквы из карандашей.

               - Прорисовка в воздухе.

               - Нахождение буквы среди неправильно написанных.

               - Печатание буквы Г.

          5.    Назвать слова со звуком «Г», затем со звуком «ГЬ».

          6.    Игра «Назови слова».

                 На доске выставляются фишки: синяя, красная, зеленая, красная.

                 - Назвать слова, в которых первый звук – твердый согласный, второй – гласный,                                         третий – мягкий согласный, четвертый – гласный.

                 Игра-соревнование, кто больше наберет фантов.

           7. Итог занятия.

               - Что нового вы узнали на этом занятии.

               - Для чего нужны вам эти знания.

     

                   

    Обучение грамоте.

    Итоговое занятие в подготовительной группе.

    Май 2004 г.

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

               (обучающие)

    1. Закрепление понятий «слово» и «предложение».
    2. Деление слов на слоги.
    3. Звуковой анализ слова «книга».
    4. Составление предложений из четырех слов,                                                      (развивающие)
    5. Развитие слухового внимания через объем и концентрацию.
    6. Развитие слуховой памяти через припоминание.                                       (коррекционные)
    7. Коррекция слухового внимания через объем и концентрацию и слуховой памяти через припоминание.                                                                                      (воспитательные)
    8. Воспитание умения слушать друг друга.

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    1. Организационный момент.                                                                                               – Сядет тот, в чьем имени 2 слога, потом – 3 слога. Назови слоги в твоем имени (опрос 2-3 детей).                                                                                                              

    – Буратино, ты хочешь и дальше снами позаниматься?

    1. Повторение.                                                                                                                       На нашем занятии ты узнаешь много нового о словах. Например, то, что слова можно измерить. Они бывают длинные и короткие.                                              

       – Ребята, давайте научим Буратино измерять слова.

    Вот, например, слово «собака». Давайте разделим это слово на слоги (прохлопали).              – Сколько слогов в этом слове?                                                                                                                       - А теперь слово «лев». Сколько слогов в этом слове?                                                                         – Какое слово длиннее? Почему?                                                                                                         - А теперь разделим на слоги  слово «стульчик». Сколько слогов?  А в слове «стол»?               – Какое слово длиннее? Почему?                                                                                                                               – А как сделать слово «стол» длиннее? (Назвать его ласково.)                                                                                                                                                       – Как можно одним словом назвать слова «стульчик» и «стол»?                                                         – Какие предметы школьной мебели вы можете назвать?                                                                          - Когда вы пойдете в школу, что вы возьмете с собой?

    1. Звуковой анализ слова «книга».                                                                                                            Буратино собрался в школу не с пустыми руками. У него есть книга.                                                  – Ребята, давайте покажем Буратино, как мы можем выложить слово «книга», используя звуковые символы.                                                                                                                          После выполнения задания ответить на вопросы:                                                                           - Прочитайте слово, которое вы выложили?                                                                                        – Сколько в нем звуков?                                                                                                                        – Сколько гласных звуков? Назовите их.                                                                                                                        - Какой по счету звук «И»?                                                                                                                    – Сколько согласных?                                                                                                                                          – Назовите твердые согласные звуки.                                                                                                     – Назовите мягкий согласный звук.                                                                                                          – Какой он по счету в слове?                                                                                                                      – Назовите первый звук.                                                                                                                         – Назовите последний звук.
    2. Составление предложения.                                                                                                          А как называется книга, которую Буратино собирается взять с собой в школу? (Азбука.) И у вас, ребята, в школе будут свои азбуки.                                                                                              - А сейчас давайте составим предложение из четырех слов так, чтобы слово «азбука» было первым.                                                                                                                                                         – Теперь так, чтобы слово «азбука» было последним.                                                                              – Какое предложение вам понравилось?                                                                                                    – Выложите схему этого предложения.                                                                                           Обход столов и вопросы детям:                                                                                                                                             - Какое по счету слово «азбука» в твоем предложении?                                                                       – Почему в начале предложения вы поставили прямоугольник с уголком?                                       – Что ставим  в конце предложения?                                                                                                        – Покажи слово «азбука» в твоем предложении.                                                                                            – Прочитай предложение по схеме.
    3. Итог.                                                                                                                                 Я надеюсь, что Буратино понравилось наше занятие. – А какое задание вам понравилось больше всего? Спасибо за работу на занятии.          

    САМОАНАЛИЗ.

    В группе 17 детей.

    Речевые заключения: с нормой речи – 10 детей, с фонетическим дефектом – 7 детей (4 ребенка имеют стертую форму дизартрии).

    Уровень развития речи: высокий – 10 детей, средний – 7 детей.

    Уровень усвоения программы по обучению грамоте: высокий – 10 детей, средний – 7 детей.

    Данное занятие является итоговым.

     Задачи (зачитать в начале).

    Использовались следующие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности, принцип индивидуального подхода.

    Методы: словесные, наглядные.

    Ход занятия и успешность реализации поставленных задач.

    Обучение грамоте должно носить общеразвивающий характер. Занятия по обучению грамоте способствуют развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых качеств личности ребенка.

    День открытых дверей для родителей

    Занятие в подготовительной группе для детей с ФФНР

    2003 – 2004 учебный год

    ТЕМА: «Звук Ы и буква Ы».

    ЦЕЛЬ: 1. Четкое произнесение и характеристика звука Ы.

                2. Воспроизведение слоговых рядов.

                3. Анализ и синтез слогов и слова «пых».

                4. Учить различать окончания существительных в единственном и множественном                      числе, выделять последний гласный звук в словах.

                5. Познакомить с буквой Ы.

                6. Развивать память, внимание.

                7. Воспитывать умение слушать друг друга.

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    1. Организационный момент. Релаксация (картинки)    Какие это деревья? Дуб, береза. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулачки. Сильный ветер едва – едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы». А сейчас вы превратитесь в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом: «ы-ы-ы».
    2. Выделение звука Ы из слов «дубы, березы». Сообщение темы занятия. Как стонали дубы и березы? Какой последний звук вы слышите в словах «дубы, березы»? Звук Ы. Сегодня мы будем изучать звук Ы.
    3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.                      Язык находится глубоко во рту. Дети произносят звук Ы хором и индивидуально. Обозначьте звук Ы красной фишкой. Почему? Гласный, поется. На какой рябинке мы расположим звук Ы? На красной.
    4. Развитие фонематического восприятия.                                                                             Игра «Поймай звук».
    5. Воспроизведение слоговых рядов:                                                                                          пы – ты – кы – хы (4 варианта)                                                                                             ып – ыт  - ык – ых (4 варианта)
    6. Анализ и синтез слогов и слова «пых».                                                                                   «Даю» вам звук В и звук Ы. Какой слог получился?  Вы. Назовите первый звук в слоге «пы». Звук П. Второй? Звук Ы. Обозначьте слог «пы» цветными фишками. Слышат звуки «п», «ы» - кто-то пыхтит «х-х-х». Это звук Х скучает. Добавьте к слогу «пы» звук «х». Какое слово получилось? Пых. Повторите. Пых, пых. А вот и Пых.
    7. Чтение стихотворения «Пых».
    8. Произнесение звука Ы в словах.                                                                                                                 Пригласим Пыха на занятие. Скажите ему, какой звук мы изучаем. Звук Ы. Пых говорит, что очень любит этот звук. Где вы услышали звук Ы в имени нашего гостя. В середине слова. Покажем Пыху картинки со звуком Ы (выставляются картинки, дети называют их, выделяя голосом звук Ы). Где слышится звук Ы в этих словах? В конце слова.
    9. Различение окончания у существительных в единственном и множественном числе.                                                                                                                              Выделение последнего гласного в словах. Пых очень хочет с вами поиграть. Он будет выставлять пары картинок, произносить конечный гласный («а» или «ы»), а тот,  кого из вас он вызовет, будет угадывать, какая картинка задумана и четко произносить слово.
    10. Физминутка.                                                                                                                            Вы любите «Чудесные превращения»? Давайте покажем Пыху, как мы умеем превращаться в разных зверей.                                                                                          Дилы – дилы – дилы – дилы - появились … (крокодилы).                                           Моты – моты – моты- моты – появились … (бегемоты).                                           Афы – афы – афы – афы – жуют листики … (жирафы).                                                     Ны – ны – ны – ны – водой брызгают … (слоны).                                                          Яны – яны – яны – яны – по веткам скачут … (обезьяны).
    11. Знакомство с буквой Ы.                                                                                                   Показ. Какие элементы вы заметили в букве Ы? Встаньте три человека. Догадайтесь, как можно изобразить букву Ы. Печатание.
    12. Итог.

    День открытых дверей для родителей

    Занятие в старшей группе для детей с ФФНР

    2003 – 2004 учебный год

    Тема: «Звук ТЬ».

    ЦЕЛИ: 1. Четкое произнесение звука ТЬ изолированно, с логах, и словах.

                 2. Различение звуков ТЬ – Т через игру «Наоборот».

                 3. Закрепление понимания мягкости согласных через выделение звука ТЬ на слух.

                 4. Развитие слухового и зрительного внимания через концентрацию и объем, зрительной памяти через припоминание.

                 5. Учить детей звуковому анализу и составлению схем слов «ТАК», «ТИК».

                 6. Воспитание умения слушать друг друга.

    ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

    1. Организационный момент.                                                                                                       – Сядет тот, кто назовет слова со звуком Т.
    2. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.                                                                                   «Сказка о веселом язычке».                                                                                                        Упражнения: «Лопатка», «Лошадка», «Перешагиваем через зубки», «Барабан», «Трубочка».
    3. Повторение.                                                                                                                               – Слова с каким звуком мы называли в начале занятия?                                                       – Давайте вспомним артикуляцию этого звука: язык ударяется о бугорки.                       – А теперь по таблице дайте характеристику звука Т.
    4. Знакомство с новым материалом.                                                                                              – Послушайте слова, которые я произнесу, и скажите, какой звук я выделили голосом в этих словах: тягач, тетрадь, тяпка, теленок.                                                        – Как вы думаете, с каким звуком  мы сегодня будем знакомиться?                                 – Послушайте, как этот звук произнесу я.                                                                               – А теперь вы произнесите звук Т хором, индивидуально.                        Характеристика звука ТЬ по таблице.
    5. Игра «Наоборот» - преобразование слогов и слов.
    6. Выделение звука ТЬ на слух в слогах, в словах.
    7. Выделение звука ТЬ в произношении по картинкам: проговаривание всех слов по картинкам;  отбор картинок на звук ТЬ.
    8. Игры на развитие зрительной памяти: «Что с чем поменяли местами?»
    9. Физминутка. «Я на скрипочке играю».
    10. Игра «Живые слова». Звуковой анализ и составление схем слов «ТАК», «ТИК».
    11. Выделение слов со звуком ТЬ из рассказа «Котята».
    12. Итог занятия.

    Семинар: «Развитие мышления детей дошкольного возраста».

    Занятие в старшей группе для детей с ФФНР.

    2 февраля 2005 года.

    Тема: «Звук ПЬ».

    ЦЕЛИ:

    1. Четкое произнесение звука ПЬ и различение звуков ПЬ-П в слогах, словах.
    2. Закрепление понятия «мягкие согласные».
    3. Звуковой анализ слова «петух».
    4. Развитие слухового и зрительного внимания через концентрацию, слуховой и зрительной памяти через припоминание, наглядно – образного мышления через звуковой анализ слова.
    5. Воспитание умения слушать друг друга.

    ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы занятия.
    3. Характеристика звука ПЬ.
    4. Выделение на слух звука ПЬ  в слогах, в словах. Игра «Поймай звук».
    5. Игра «Наоборот» - преобразование слогов.
    6. Физминутка «Петух, курица и лебедь».
    7. Различение ПЬ – П в произношении по картинкам:
    8. Игра на развитие внимания и памяти.
    9. Звуковой анализ и составление схемы слова.                                                                                У Петрушки есть друг. Он изображен на одной из этих картинок. А чтобы узнать, как его зовут, отгадайте загадку:                                                                                                 Рано утром он встает,                                                                                                                     На работу всех зовет.                                                                                                                                     Распевает песни вслух,                                                                                                                                   А зовут его …(петух).                                                                                                         Звуковой анализ слова «петух».
    10. Итог занятия.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ занятия с детьми подготовительной к школе группы по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности "Ребенок и другие люди"

    Хочу поделиться своим опытом работы с детьми старшего дошкольного возраста по привитию навыков безопасного и здорового образа жизни.  Тема безопасности детей в быту и на улице сего...

    Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».

    Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....

    Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы «Новогоднее приключение Оха и Аха» на основе рекомендаций программы «Азбука АУ»

    Интегрированное занятие по физическому развитию и  обучению воспитанников навыкам безопасного поведения в условиях природы...

    Рассматривание картины «Весна. Большая вода» И.И.Левитана – конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы с использованием современной образовательной технологии (Технология музыкального воздействия).

    Жерлицина Ирина АнатольевнаВоспитатель ГБДОУ детский сад №39Фрунзенского района г. Санкт-ПетербургаРазвитие эстетического чувства человека является важнейшей составной частью его общего развития. Эсте...

    Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы по обучению грамоте Тема: «По следам буквы Я»

    В конспекте отражена работа с детьми подготовительной к школе группы по обучению грамоте. Целью проведения НОД является формирование у дошкольников положительной мотивационной направленности к овладен...

    Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по робототехнике на основе конструктора LEGO Education WeDo «В сафари - парке»

    интересное занятие по робототехнике на основе конструктора LEGO Education WeDo . может быть использовано как  итоговое....

    Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Согласный звук [ш], буква Ш.»

    Формировать правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.Закрепить навык чёткого произношения звука [ш] в слогах, словах; Упражнять...