Образовательные квесты как эффективная форма пропедевтики школьных трудностей у детей с ТНР.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

АЛДАРАНОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

В образовательном процессе квест - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.

Другими словами, образовательный квест – это проблема, которая реализует образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

Пропедевтика – это (гр. – предварительное обучение) – подготовительный к обучению этап, введение в систематическое обучение. Пропедевтика, как процесс подготовки, дает лишь вводные познания, преподносит материал в элементарной форме, чтобы облегчить детям переход из одного состояния в другое, сменить позицию, настрой, цели и принципы работы в сфере учения.

Школьные трудности - это весь комплекс школьных проблем, которые возникают у ребенка в связи с началом систематического обучения и приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_kvest.pptx2.1 МБ
Файл kvest_tekst.docx144.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Уриковский детский сад комбинированного вида» «Образовательные квесты как эффективная форма пропедевтики школьных трудностей у детей с ОНР» Выступление на методическом объединении учителей-логопедов Иркутского района Подготовили: Учитель-логопед ВКК Ташлыкова Е.В., Воспитатель группы для детей с ТНР Алдаранова С.Ю. Февраль, 2018 г.

Слайд 2

ЧТО? ЗАЧЕМ?КАК?

Слайд 3

С развитием познавательных способностей детей, формированием командного духа и инициативы в различных видах деятельности параллельно идёт работа и по коррекции речи, пополнению, уточнению и активизации словарного запаса детей, совершенствуется словесно-логическое мышление. Работа эта проводится как в режимных моментах, так и на фронтальных и индивидуальных занятиях с детьми . ПРОЕКТ«ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»

Слайд 4

ЧТО? Предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. «ШКОЛА УМЕЛОГО КАРАНДАША»

Слайд 5

ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ Затруднения и ошибки у детей с ОНР в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков. «ГОВОРИМ КРАСИВО»

Слайд 6

ЗАЧЕМ? «ИНТЕРЕСНОЕ ЗАНЯТИЕ»

Слайд 7

ФГОС ДО… Речевое развитие включает -владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; -развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; -развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха ; -знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; -формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 8

ПРОПЕДЕВТИКА - Целенаправленный, подготовительный к обучению этап, преподнесение сложного материала в элементарной, доступной и интересной форме, то есть пропедевтическая работа, позволяет нормализовать устную речь детей дошкольного возраста, предотвратить возникновение нарушений чтения и письма.

Слайд 9

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ Предметное поле пропедевтической работы определяется и структурируется в соответствии с направлениями: «Устная речь», «Языковая и метаязыковая способность», «Невербальные предпосылки обучения письму и чтению», каждое из которых разбито по нескольким разделам. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» МИНИПРОЕКТ «ФЕРМА»

Слайд 10

1. Совершенствование диалогической речи 2. Работа над монологическим высказыванием 3. Работа по обогащению индивидуального лексикона 4. Формирование навыков языкового анализа и синтеза. 5. Развитие гностических зрительных 6. Совершенствование моторных функций 7. Развитие графомоторных навыков КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ. НАГРАДЫ НАШЛИ ГЕРОЕВ!

Слайд 11

КАК? У детей с общим недоразвитием речи снижен познавательный интерес, поэтому необходимо побудить детей слушать и слышать воспитателя, придать словесным упражнениям дух соперничества, вызвать интерес к ним. Этого же требует современная педагогика дошкольного воспитания, побуждая использовать новые технологии.

Слайд 12

КВЕСТ!!!!! В образовательном процессе квест - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой дети осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.

Слайд 13

Цель квеста (определяет образовательные задачи) Сюжет квеста (направляет образовательные задачи) Средства квеста (решают образовательные задачи в определенной среде)

Слайд 14

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

Слайд 15

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ 1. Доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для детей. 2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов. 3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами. 4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы дети не устали и сохранили интерес. 5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста. 6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Слайд 16

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Уриковский детский сад комбинированного вида» Педагогическое мероприятие по предупреждению нарушений письма и чтения у детей с ТНР подготовительной к школе группе в форме образовательного квеста «В ПОИСКАХ ПОРТРЕТОВ ПАП» Выступление на методическом объединении учителей-логопедов Иркутского района Подготовили: Учитель-логопед ВКК Ташлыкова Е.В., Воспитатель группы для детей с ТНР Алдаранова С.Ю. Февраль, 2018 г.

Слайд 17

Тема: «В поисках портретов пап». Цель: создание условий для совершенствования коммуникативной деятельности и предупреждения нарушений чтения и письма в процессе образовательного квеста «В поисках портретов пап». Коррекционно - обучающие задачи: актуализировать, уточнить, расширить словарь по теме: «Мужские профессии»; закрепить умение писать слоги, составлять из букв слово, делить предложение на слова. Коррекционно - развивающие задачи: способствовать построению речевого высказывания в ситуации общения, развивать фонематический слух, развить восприятия образа буквы, развивать любознательность, учить устанавливать причинно-следственные связи. Коррекционно - воспитательные задачи : воспитывать интерес, положительное отношение к явлениям и объектам своего труда, умение использовать речевые этикетные формулы «Приветствие», «Просьба ».

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ВСЕМ ДОБРОГО ДНЯ! Это наша Звезда! Её зовут Соня! Она просила передать всем вагапедам огромный привет! !!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида»

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\Downloads\s1200.jpg

        

Образовательные квесты как эффективная форма пропедевтики школьных трудностей у детей с ТНР.

Подготовили

учитель-логопед ВКК Ташлыкова Е.В.,

воспитатель Алдаранова С.Ю.

с.Урик, 2018 г.

В образовательном процессе квест - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.

Другими словами, образовательный квест – это проблема, которая реализует образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

Пропедевтика – это (гр. – предварительное обучение) – подготовительный к обучению этап, введение в систематическое обучение. Пропедевтика, как процесс подготовки, дает лишь вводные познания, преподносит материал в элементарной форме, чтобы облегчить детям переход из одного состояния в другое, сменить позицию, настрой, цели и принципы работы в сфере учения.

Школьные трудности - это весь комплекс школьных проблем, которые возникают у ребенка в связи с началом систематического обучения и приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения.

Воспитатель логопедической группы совместно с учителем-логопедом проводит коррекционно-развивающую работу с детьми и осуществляет ряд образовательных мероприятий, предусмотренных программой детского сада. Необходимо учитывать, что при развитии познавательных способностей детей, формирование командного духа и инициативы в различных видах деятельности параллельно идёт работа и по коррекции речи, пополнению, уточнению и активизации словарного запаса детей, совершенствуется словесно-логическое мышление. Работа эта проводится как в режимных моментах, так и на фронтальных и индивидуальных занятиях с детьми.

Что же такое школьные трудности? Это - это весь комплекс школьных проблем, которые возникают у ребенка в связи с началом систематического обучения и приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения.

Начало школьного обучения является зоной риска в плане возникновения нарушений, связанных с определенными ограничениями или недостаточной способностью к овладению навыками письма и чтения. Ситуация, в которой детям, испытывающим трудности в обучении грамоте, не оказывается специализированная помощь, а даются задания (преимущественно тренировочного характера), не приводящие к желаемому результату, является, к сожалению, достаточно распространенной.

Если раньше ребенок шел в школу и не мог писать и читать, то это считалось нормой. Но в наше время ребенку, который не умеет читать, очень сложно ориентироваться в окружающем мире. Предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь.

Дети с общим недоразвитием речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Затруднения и ошибки у детей с ОНР в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

На вопрос «зачем?» мы ответим словами Константина Дмитриевича Ушинского, так как в них отражены многие направления профилактической работы по предупреждению нарушений чтения и письма. Он писал: «… метода, предлагаемая мною, в сущности, очень проста. Вот она в главных чертах:  Приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове.  Приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков.  Приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв.  Приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих.  Приучить глаз и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные и печатные».

Зачем же нужна пропедевтика нарушений чтения и письма?

Проблема пропедевтики нарушений письма и чтения (что является неотъемлемой частью школьных трудностей) находится в поле зрения современных исследователей и постоянно обсуждается, но все также остается актуальной.

Целенаправленный, подготовительный к обучению этап, преподнесение сложного учебного материала в элементарной, доступной и интересной форме, то есть пропедевтическая работа, позволяет нормализовать устную речь детей дошкольного возраста, предотвратить возникновение нарушений чтения и письма.

На базе нашей дошкольной образовательной организации проводится работа, направленная на пропедевтику школьных трудностей, а в частности нарушений письма и чтения у детей, посещающих подготовительную к школе группу.

Целью нашего выступления является обсуждение проблем оптимизации пропедевтической деятельности педагогов, работающих с детьми логопатами, а также описание ряда содержательных и технологических аспектов по профилактике нарушений чтения и письма.

Предметное поле пропедевтической работы определяется и структурируется в соответствии с направлениями: «Устная речь», «Языковая и метаязыковая способность», «Невербальные предпосылки обучения письму и чтению», каждое из которых разбито по нескольким разделам.

Но мы в процессе предупреждения школьных трудностей остановились на наш взгляд над наиболее существенными, и по данным нашего входного и промежуточного логопедического обследования компонентами пропедевтической работы.

1. Совершенствование диалогической речи, что предполагает развитие речевой деятельности (реализация темы и содержания общения, движения мысли с использованием реплик различного типа, характера, коммуникативной и прагматической направленности) и речевого поведения (установка на общение, взаимодействие с партнером, использование и понимание паралингвистических средств общения, формул речевого этикета и т. д.);

2. Работа над монологическим высказыванием, включающая развернутые ответы на вопросы, обеспечивающая формирование умений смыслового восприятия, создания связных высказываний, выявления субъектов сообщения, выделения значимых элементов информации, установления предикативных связей и их обобщения, творческого преобразования.

3. Работа по обогащению индивидуального лексикона, нацеленная на повышение ассоциативного потенциала слов, а также расширение парадигматических, синтагматических и деривационных связей лексических единиц.

4. Формирование навыков языкового анализа и синтеза.

5. Развитие гностических зрительных функций обеспечивается выполнением заданий на узнавание предметных изображений (целых, фрагментированных, зашумленных, наложенных), буквенных стимулов (целых, наложенных, фрагментированных букв или слов).

6. Совершенствование моторных функций включает работу по формированию статической и динамической координации движений, пространственной, темпоральной и ритмической организации общих и тонких движений кистей и пальцев рук.

7. Развитие графомоторных навыков - графические задания, предполагающие различные виды обводки, штриховки, копирования предметных изображений, буквенных и цифровых стимулов и их элементов, что способствует объективации координаторных, метрических, темпоральных и ритмических характеристик графической деятельности, а также правонаправленной и верхненижней стратегий копирования.

Важно учитывать, что у детей с общим недоразвитием речи снижен познавательный интерес, поэтому необходимо побудить детей слушать и слышать воспитателя, придать словесным упражнениям дух соперничества, вызвать интерес к ним. Этого же требует современная педагогика дошкольного воспитания, побуждая использовать новые технологии. Осталось ответить на вопрос и как же проводить этот подготовительный этап, так, чтобы учитывать развитие интересов детей, опираться на их жизненный опыт, врожденную любознательность? Как организовать пропедевтическое воздействие с учетом познавательной мотивации? В какой наиболее интересной форме повлиять на становление сознания ребенка, на формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности?

И тут на помощь современному, интерактивному педагогу приходят пусть уже не совсем новые, но очень интересные, а самое главное популярные среди детей эффективные формы пропедевтики школьных нарушений - образовательные квесты.

В образовательном процессе квест - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.

Другими словами, образовательный квест – это проблема, которая реализует образовательные задачи, отличающаяся от учебной проблемы элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

Образовательный квест - это проблемное задание c элементами ролевой игры, решающее образовательные, развивающие задачи и пропедевтические задачи, поставленные педагогом. Это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, предполагающая активность каждого участника.

Квесты помогают отлично справляться с командообразованием, сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость. Идея игры проста – команды (одна или несколько), перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков. А в нашем случае еще и имеющими конкретные задачи.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

1. Доступность заданий – они не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.

3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы дети не устали и сохранили интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика школьных трудностей у детей дошкольного возраста

В последнее время значительно возросло количество детей,испытывающих сложности в овладении чтением и письмом. Поэтому начинать  профилактическую работу по предупреждению проявлений дислексии и ди...

Образовательные квесты как эффективная форма пропедевтики школьных трудностей у детей с ТНР

В образовательном процессе квест - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реаль...

Музыкальные веб-квесты, как эффективная форма работы с детьми и родителями.

Образовательный web-квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы, ресурсы Интернета...

«Квест-игра как эффективная форма физического и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Квест как форма обучения детей в ДОУ способствует развитию деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.Квест – как универсальная игровая технология, включающая соревнов...

Статья на тему: Школьные трудности нестандартных детей

Безусловно, проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причём беспокоит не только взрослых, но и детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, кот...

«Образовательные квесты как эффективная форма пропедевтики школьных трудностей у детей с ОНР»

В образовательном процессе квест - специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реаль...