Кейс по теме: "Как помочь ребенку справиться с агрессией".
статья по коррекционной педагогике по теме

Вероника Юрьевна Семенова

В настоящее время повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива. Те или иные ее формы характерны для большинства дошкольников. В норме проявления агрессивности не считаются нарушением: она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Однако настороженность должна вызывать ситуация, когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием ребенка. У определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не толь окружающим, но и самому себе. В этой ситуации возрастает значение ранней воспитательной работы с агрессивными дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku_spravitsya_s_agressiey_1.pptx101.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представление кейса по теме «Как помочь ребенку справиться с агрессией» Автор: Семенова В.Ю., воспитатель ГБДОУ №7 Санкт-Петербург, 2017

Слайд 2

Содержание: Актуальность проблемы Факторы,влияющие на формирование агрессивного поведения детей Характеристика агрессивного поведения детей Виды агрессии в дошкольном возрасте Анкета для родителей Методы и методики для коррекции агрессии Как играть с агрессивными детьми Выводы Библиография

Слайд 3

Актуальность проблемы Современные данные психологических, социологических, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических состояний среди детей. Кроме того, дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, демонстрируя их в детском саду. В настоящее время повышенная агрессивность – одна из частых проблем детского коллектива. Те или иные ее формы характерны для большинства дошкольников. В норме проявления агрессивности не считаются нарушением: она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Однако настороженность должна вызывать ситуация, когда агрессия становится надситуативным , постоянным переживанием ребенка. У определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. В этой ситуации возрастает значение ранней воспитательной работы с агрессивными дошкольниками.

Слайд 4

Факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения детей Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. У психологов и педагогов нет однозначного мнения о природе агрессии. В ряде исследований (К.Лоренц, З.Фрейд и др.), посвященных изучению агрессивного поведения детей, в качестве источников называются биологические, характерологические особенности, эмоциональная возбудимость. Другие исследователи (А.Бандура, В.С.Мухина) отмечают социальные причины: положение в коллективе, семье, умение общаться со сверстниками, развитие игровых навыков и степень владения другими видами деятельности,ценящимися в группе. Среди всех перечисленных факторов, влияющих на формирование агрессивного поведения детей, в том числе дошкольного возраста, значительное место занимают особенности социальной среды. Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Первый – семья, которая может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессивного поведения у себя дома. Подробнее рассматривая семейный фактор, следует отметить, что на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного воспитания. Дети из конфликтных, отчужденных, авторитарных семей более склонны к агрессивному поведению.

Слайд 5

Агрессивности дети также обучаются при взаимодействии со сверстниками – это второй источник. Зачастую дети узнают о преимуществах агрессивного поведения во время игр, наблюдая за поведением других детей. Проявление агрессивных реакций у дошкольников в ответ на насмешки детей, конфликты с другими людьми и прочих ситуациях – явление достаточно распространенное. В его основе лежит целый комплекс личностно значимых переживаний, которые могут быть связаны с обидой, ущемлением самолюбия и др. Реакции такого типа всегда имеют определенную избирательную направленность. Впервые они возникают в той ситуации, которая является психотравмирующей, и направлены против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов. В детском саду это чаще всего не сложившиеся отношения с воспитателем, с другими детьми. Кроме того, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых средствами массовой информации - из-за постоянного просмотра мультфильмов соответствующего содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия. Однако очевидно, что все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех детей, а только у определенной части .

Слайд 6

Характеристика агрессивного поведения дошкольников Об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, надо выявить ее мотивы, сопутствующие ей переживания, что необходимо как для своевременной диагностики, так и для разработки коррекционных программ. Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и проявляется в конкретной ситуации. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность можно выделить: -желание привлечь к себе внимание сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки, разбрасывает игрушки, чем привлекает к себе внимание); -ущемление достоинств другого, с тем чтобы подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»); -защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии); -стремление быть главным (например после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену); -стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками). Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели – будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

Слайд 7

Виды агрессии в дошкольном возрасте Вербальная агрессия. 1)Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть: -жалобы («А Вова меня стукнул», «а Чумариков постель не убрал» и пр.); -демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»); -агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму»). 2)Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными детскими формами прямой вербальной агрессии являются: -дразнилки (« ябеда-корябеда », « жора-обжора »); -оскорбления («жир -трест», «урод»). Физическая агрессия. 1)Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть: -разрушение продуктов деятельности другого (например, один ребенок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги); -уничтожение или порча чужих вещей (например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы ее владельца). 2)Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму: -символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание (например, один ребенок показывает кулак другому или пугает его);

Слайд 8

Анкета для родителей 1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив. 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность – 15 - 20 баллов. Средняя агрессивность –7 - 14 баллов. Низкая агрессивность –1 - 6 баллов.

Слайд 9

Методы и методики для коррекции агрессивного поведения Основываясь на теоретических и практических разработках в области эмоционального развития детей (И.В.Дубровиной, А.Д.Кошелевой, Н.Л.Кряжевой), можно выделить следующие методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В первую очередь это игровая терапия — метод воздействия на детей с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность ребенка. Можно предположить, что игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей с агрессивным поведением. Прежде всего игра является деятельностью привлекательной и близкой дошкольникам, поскольку исходит из непосредственных интересов и потребностей, рождающихся из их контакта с окружающим миром, в который дети включены с самого начала. Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие дошкольника, игра является и адекватным средством для перестройки различных отклонений в эмоциональном развитии. О.С.Карабанова выделяет психологические механизмы коррекционного воздействия игры: -в особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них; -в рамках игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чему развивается сознание ребенка, он становится социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций;

Слайд 10

-наряду с игровыми партнерскими отношениями в игре существуют условия для позитивного личностного развития; -благодаря двуплановости игры у ребенка снижается боязнь ошибиться, ему легче выполнить игровые действия за персонажа и пережить радость успеха, тем самым снижается уровень агрессивных проявлений в поведении; -в игре происходят поэтапно освоение, отработка, интериоризация и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций; -подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка. В работе с детьми можно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор — они являются особой формой осмысления действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, потешки и другие произведения обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость. В некоторых случаях целям коррекции более соответствуют игры-драматизации на темы художественных произведений, сказок. При выполнении различных заданий (анализ пословиц, поговорок и др.) необходимо уделять больше внимания организации дискуссий, в которых дети могут свободно высказываться в рамках предлагаемой темы.

Слайд 11

В работе по коррекции эмоциональной сферы ребенка-дошкольника, в том числе и агрессивного поведения, используется психогимнастика — курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной так и эмоционально-личностной). Часто вербальные помехи препятствуют истинному понимании другого человека. Невербальные же сигналы позволяют получать гораздо более достоверную и полную информацию. Психогимнастика примыкает к тем методикам, общей задачей которых являются снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекция настроения и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе и агрессивного поведения. Отдельным методом можно выделить релаксацию — физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление, наступающих в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других психологических приемов. В дошкольном возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким, живым образам фантазии совершенно естественна, так как слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Для того чтобы управлять работой своих эмоций, нужно научиться направлять свое внимание на внутренние ощущения, научиться осознавать, различать их, сравнивать, а уже потом произвольно менять их характер.

Слайд 12

Следующий метод - проективное рисование. Отмечается, что проективное рисование как коррекционный метод особенно эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Рисунок рассматривается прежде всего как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Так как у агрессивных детей нарушены формы общения, лучше начать корректировать их поведение опосредованно, через рисунок. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы опыта, переживать ведущие внутрипсихические конфликты и постепенно их разрешать. С помощью цвета, форм ребенок выплескивает на бумаге все то, что он не может донести до окружающих словами, суть своих проблем, которые следует проанализировать. Выражая накопившиеся эмоции, ребенок учится находить оптимальные выходы продуктивными, а не агрессивными действиями. Кроме того, рисуя с детьми красками, мы используем в качестве инструмента руки и пальцы, что помогает снять напряжение и активизировать рецепторы. То есть с помощью рисования ребенок не только выражает свое «Я», но и приобретает возможность найти выход собственным эмоциям (в том числе и отрицательным) новыми формами, не прибегая к агрессивному воздействию. Представим некоторые из рисуночных техник: -«дополни рисунок». С этой целью на большом листе на стене размещаются заранее нарисованные фигурки людей, изображенные в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Ребенку предлагается завершить рисунок; -задание образно-символического типа. Детям предлагается нарисовать (каждому индивидуально) на темы: «Радость», «Гнев», «Обида» и др. Важно при этом способствовать творческому самовыражению ребенка. Возможно, подобный рисунок будет выполнен в форме цветового пятна или какого-либо символа, образа (радуги, тучки, цветка и др.);

Слайд 13

-рисование собственных эмоциональных состояний в конкретных ситуациях ( «Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я обижаюсь» и т. д.). Здесь ребенку предлагается подробно вспомнить какой-то конкретный эпизод из жизни (кто был рядом в этот момент времени, что чувствовали, что делали и др.) Интересным методическим приемом актуализации чувств ребенка является куклотерапия . Ребенок в этой игре выступает в двух ролях — своей собственной и куклы. Кукла может «рассказать», что она думает о своем «хозяине». Методика основана на постановке пьес, позволяющих деликатно корректировать детские проблемы. Исполняя различные роли дети приобретают позитивный опыт поведения и общения со сверстниками, с другими людьми. Направления работы по преодолению агрессивного поведения детей. 1.Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме. 2.Обучение детей приемам саморегуляции , умению владеть собой в различных ситуациях. 3.Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. 4.Формирование таких чувств, как эмпатия , доверие людям и др.

Слайд 14

Как играть с агрессивными детьми « Обзывалки ». Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия овощей, фруктов, мебели… Каждое обращение должно начинаться со слов: « А ты …морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: « А ты… солнышко!» Следует проводить игру в быстром темпе. «Доброе животное».Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Ведущий говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. «Ласковые лапки». Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие. Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; психолог объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет.

Слайд 15

«Рубка дров». Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры. «Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Мы будем рубить дрова. Поставьте бревно на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его». (можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди. «Маленькое привидение». Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. «Сейчас мы будем играть роль маленьких, добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если громко, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». «Воздушный шарик». Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

Слайд 16

Выводы Почти в каждой группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, одним словом, становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Необходимо создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества — главное условие предотвращения появления агрессивного поведения. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Слайд 17

Библиография 1.Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. М.: Айрис-Пресс, 2009. 2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными , агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб.: Речь, 2002. 3.Осипова А.А. Общая психокоррекция : Учебное пособие. М.: Сфера, 2002. 4.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностики, проблемы, коррекция. М.: Владос , 2005.