Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в Шотландию»
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Сейтбагимова Гуляим Калитовна

    Данное занятие не первое и не последнее в системе занятий по автоматизации звука [ш], предыдущие занятия были  направлены на автоматизацию звука в изолированном произношении и в слогах (открытых, закрытых, со стечениями).. Дети подготовлены к данной теме, так как звук [Ш] к представленному занятию уже был поставлен и автоматизирован в изолированном произношении и в слогах.

      Форма проведения занятия выбрана нетрадиционная – занятие-путешествие, что позволило вызвать у воспитанников интерес к занятию, повысить их мотивацию, настроить на предстоящую деятельность.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Логопедический конспект22.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] с детьми подготовительной к школе группы

    «Путешествие в Шотландию»

    Цель: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    -познакомить детей со страной Шотландия,  с её культурой, и традициями;

    -закрепить знания об акустико-артикуляционном образе звука [Ш];

    -совершенствовать умение различать на слух и в произношении звук [Ш];

     -совершенствовать фонематический слух, учить  называть слова с определённым звуком;

      -формировать навыки фонематического анализа и синтеза: учить определять место звука [Ш] в словах;

    -продолжать учить детей согласовывать числительные с существительными и прилагательными;

    -учить ориентироваться в простейшей графической информации, обозначающей пространственные отношения: справа, слева, под, в.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    -выработать более глубокий вдох и более длительный выдох;

    -развивать умение находить смысловую ошибку в предложении;

    -формировать умения вслушиваться  в обращённую речь, понимать её содержание;

    -развивать умение детей выполнять полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата;

    -стимулировать и нормализовать мышцы речевого аппарата (самомассаж);

    - развивать умение чётко координировать движения с речью;

    -развивать тактильную чувствительность, воображение, мышление, мелкую моторику рук.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать волевые качества.

            - поддержать интерес ребенка к логопедическим занятиям с помощью создания игровой ситуации;

    - воспитывать самоконтроль за речью.

    Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, логопедический куб, картинки со звуком [Ш], таблицы для определения звука (в начале, в середине, в конце) на каждого ребенка, картинки на артикуляционную гимнастику. «ковёр-самолёт» (ткань)

     Предварительная работа: постановка звука [Ш]. Разучивание стихотворений к комплексу самомассажа и к физминутке; беседа о кладоискателях, о средствах передвижения.

    Ход занятия

    Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята. Вы любите путешествовать? Где вы уже побывали? (рассказы детей).

    Учитель-логопед: Сегодня я приглашаю Вас совершить необычное путешествие. Выбрать страну нам поможет глобус; (ребенок  раскручивает глобус и указывает место путешествия, логопед озвучивает).

     Учитель-логопед: Ребята, на чём мы поедем или полетим в эту  страну?

    Наше путешествие сказочное и я предлагаю выбрать необычный транспорт (ответы детей, останавливаются на ковре - самолёте).Сели на ковёр-самолёт.

    Учитель-логопед:  Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы ковер-самолет взлетел? (ответы детей). (Чтобы наш ковер-самолет полетел быстрее, мы поможем ему своим дыханием) (слайд1 + звук)

    Дыхательная гимнастика « Ковёр-самолёт»

    Ты, как  самолёт, лети,
    Сверху землю огляди.
    И.п. – о.с.:   руки  положить на плечи
    1 – поднять плечи и ключицы (вдох);
    2 – опустить плечи и ключицы (выдох) (3-4 раза) (Слайд1+ звук)

    Голос в телевизоре: Наш ковер - самолет приземлился в Шотландии, в замке города Эдинбург. (Со звуком приземления).

    Учитель-логопед: Почему-то мы оказались в Шотландии, но мы не будем расстраиваться и останемся здесь. Вы согласны?

    Учитель-логопед:  (Рассказ о Шотландии с презентацией).(слайд 2,3,4,5)

    -Шотландия - это  особенная страна. Народ Шотландии очень весёлый и доброжелательный (слайд). Мужчины носят юбки. Она называется килт. И шьют её из клетчатой ткани - тартан. В Шотландии играют на музыкальном инструменте-волынка (звучит мелодия волынки) . (слайд 6+ звук)

    -В Шотландии необыкновенной красоты природа: холмы, долины, озера. Например, всем известно озеро Лох-Несс, где, по преданию живет чудовище. Правда, его никто не видел (слайд 9,10,11).

    Столица Шотландии, Эдинбург — величественный и древний город, увенчанный замком, возвышающимся высоко над улицами на огромной гранитной скале. (слайд12)

    -А ещё, ребята, в старинных замках, говорят, бывает клад. Вы знаете, что такое клад?

    (ответы детей)

    -Посмотрите на экран. Здесь показано какие бывают клады (слайд 13).

     Ребята, у меня  тоже есть сундучок. И возможно, там есть клад.  Но, к сожалению, открыть мы его не сможем, потому что нет ключа.

     Скажите мне, пожалуйста, как же нам всё-таки открыть сундук? Где же нам взять ключ?

     (подвести детей  к ответу, что нужно  выполнять задания)

    Дети (ответы детей) 

    Учитель-логопед:  Правильно, выполняя задания, может у нас получится найти ключ. (слайд14)  (на фоне замка, картинки с артикуляционной  гимнастикой).

    Учитель-логопед:  Что это значит, ребята?

    Дети: Зарядка для язычка.

    Учитель-логопед:  Дети, давайте сделаем зарядку, и может быть,  найдём подсказку, где находится ключ.

      Артикуляционная гимнастика 

     «Бегемот»

    Словно добрый бегемот,

    Широко открою рот.

    Раз-два-три-четыре-пять.

    Что-то я хочу зевать.

    (Широко открывать и закрывать рот)

    «Варенье»

    Очень вкусное варенье

    Дали мне на день рожденья.

    Банку целую я съел,

    Но наесться не успел.

    (Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу. Делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону)

      «Блин»

    Сковородку я возьму.

    Блин румяный испеку.

    Мягкий, круглый и душистый-

    Съем его я очень быстро.

    (Рот открыт, широкий кончик языка постукиваем губами, произносим «пя-пя-пя» и кладём на нижнюю губу).

    «Чашка»

    Чашечка широкая,

    Чашечка глубокая.

    В чашку чаю наливаю.

    Маму с папой угощаю.

    (Открыть рот, боковые края широкого языка поднять вверх, как бы образуя чашечку)

    Учитель-логопед:  Ребята, у нас появилась подсказка (слайд15 со стрелкой).

     На экране появляются картинки (машина, мышка, кошка, лягушка)

    Учитель-логопед:  Ребята, назовите картинки. Какой одинаковый звук есть во всех словах? (Ответы детей)

    Учитель-логопед:  - Кто мне расскажет, как мы произносим звук [Ш]? (рассказы детей)

    1.Игра «Подбери слова»

    -Правильно, теперь поиграем в игру «Подбери слова». Назовите слова, которые начинаются на этот звук (школа, шуба, шапка, шкаф, шахматы, шоколад )

          После выполнения задания  появляется Стрелка с указанием  направления    в сторону столов  (слайд16) с большой стрелкой, указывающая на столы ) ключ лежит на столе под тканью рядом с кубом

    Учитель-логопед: Посмотрите, ребята,   стрелочка  направлена в сторону столов.

      Дети подходят к столам.  На столе под тканью куб.

    Учитель-логопед:  Ребята, что это может быть?

    Учитель-логопед:  Саша, посмотри, что там. (Саша поднимает ткань и находит1-й ключ)

    - Ребята, может этот ключ от нашего сундука? Давайте проверим.

    (Ребёнок открывает ключом замок- не подходит)

    -К сожаленью, ключ не подошёл…. Значит, нам надо ещё немного потрудиться.

      Логопед предлагает ребёнку рассмотреть  куб.

    - Здесь     записка.  

    Учитель-логопед читает:  «У вас есть волшебный куб. Определите место  нахождения звука [Ш] в словах. (дети садятся за стол).

     2. Дидактическая игра «Волшебный куб»

    В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, дети определяют место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.   Подбрасывает куб один ребёнок, остальные дети сами разбирают   таблицы для определения звука (в начале, в середине, в конце),

     фишкой отмечают местонахождение звука [Ш]. Играют 3 раза (подбрасывает куб каждый раз разные дети). В последний раз вместе с картинкой выпадает  2-й ключ, завёрнутый в бумагу

    Логопед даёт ключ ребёнку. Опять не подходит

    Учитель-логопед:  держит в руках бумагу, в которую был завёрнут ключ

    - Ребята, тут снова подсказка.  

    Учитель-логопед:  (читает)

     Кто хочет разговаривать

    Тот должен выговаривать

    Всё правильно и внятно

    Чтоб было всем понятно

    Дети: Мы будем разговаривать

    Мы будем проговаривать

    Все правильно и внятно

    Чтоб было всем понятно

    Учитель-логопед:  Чтобы этого добиться, нам надо сделать самомассаж. 

     

     Комплекс самомассажа

    1.Неуклюжие жучки

    Топчут наши лепестки (постукивать по лицу подушечками пальцев)

    А прожорливые мошки

    поедают нас немножко (пощипывание)

    Мухи возле нас снуют,

    больно крылышками бьют (похлопывание)

    Паутиной, как верёвкой.

     Нас паук опутал ловко (вертикальные и горизонтальные линии)

    Вот как нас обидели

    Разные вредители!

    Но хозяюшка-пчела

    Вредных мошек прогнала (разглаживание)

    И за это пчёлке в дар

    Отдадим мы свой нектар!

    2.Мои приятель Василии Петров (пощипывание рук)

    Никогда не кусал комаров.

    Комары же об этом не знали.

     И Петрова часто кусали.

    Кусь-кусь-кусь-кусь

    Я Петрова не боюсь!

    Буду я его кусать.

    Буду я его щипать.

    3. Пау-пау-паучок (прокручивание карандаша между ладоней)

     Паутиновый жучок

    Семь ночей не спал

    Сон про лето ткал

    Сон про солнышко-колоколнышко

    И про дождь грибной

    И про нас с тобой

     На телевизоре появляется знак вопроса.(слайд 17)

    Ниже картинки пяти мишек (слайд), пяти шкафов (слайд), пяти шапок (слайд)

    Учитель-логопед: - Ребята, вам нужно  посчитать до 5,употребляя слова «мишка», «шкаф», «шапка».(слайд18)

    3. Дидактическая игра «Сосчитай до 5»

    шапка –  

    шкаф -

    плюшевый мишка –

     (Звон колокольчика) (слайд19)

    Учитель-логопед: Ребята, колокольчик зовет нас поиграть

    (музыка)

      Физминутка ритмическая.  (слайд 20 звук  негромко)

     «Ножки»        

     Хлопаем в ладошки,

    Пусть попляшут ножки,

    Пусть попляшут ножки

    По ровненькой дорожке.

    Ножки вместе, ножки врозь,

    Ножки прямо, ножки вкось,

    Ножки здесь и ножки там.

    Что за шум и что за гам?

    Ножки накрест – опускайся

    И команды дожидайся.

    А когда скажу: «Вставай!» -

    Им рукой не помогай.

    Дети садятся на  свои места

    Учитель-логопед:  -Ребята, пока мы с вами разминались на экране что-то  появилось (стрелка и задание, слайд 21). Читает следующее  задание. 

    -Послушайте предложение и исправьте ошибки:

    4.Игра «Исправь предложение»

    Камешек нашел Пашу.

    Наша мышка поймала кошку.

    Камыши сидят в лягушке.

    На шубу вешают вешалку.

    Письмо пишет дедушку.

    Ландыши нашли Наташу.

    Катушка ниток купила бабушку.

    Мешок находится в ключе.

    Учитель-логопед:  Ребята, повторите последнее предложение. Ничего не замечаете?

    Д.Мы нашли подсказку.

    Логопед. Но у нас несколько мешков. Интересно, в каком из них.

    Дети подходят к мешкам, открывают их и каждый ребёнок находит 1 часть от записки.

    Логопед спрашивает: Что с ними можно сделать?

    (ответы детей)

    Дети на столе собирают пазл из записки( целое из частей)

    Учитель-логопед читает :

    -Вы найдёте ключ справа от окна, в самом маленьком кувшине.

    Логопед предлагает  ребёнку определить кувшин и найти ключ.

    Один ребёнок достаёт ключ, открывает сундук. Логопед показывает  что  находится в нём. 

    -Мои юные путешественники! Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу. Садитесь на ковер – самолет, отправляемся обратно

    Рефлексия. На ковре -самолёте

    Учитель-логопед:   В какой стране мы с вами побывали? Какой звук нас сопровождал в этом путешествии? Что вам запомнилось в нашем путешествии? Что показалось трудным для вас? (Ответы детей)

    Обратите внимание, у нас   есть песочницы. Вы тоже можете подойти и поиграть. Что можно построить из песка?

    (ответы детей)

     Далее дети играют с кинетическим песком.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по теме "Предлоги К, ОТ" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, III уровень

    Данный конспект дополняет серию конспектов по методике Ткаченко Т.А. по коррекии общего недоразвития речи у детей 6 лет...

    НОД по автоматизации звука «Р» с детьми подготовительной к школе группы

    Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях....

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в город бытовой техники»

    Обобщать знания детей о видах и назначении электроприборов, используемых человеком в быту, о их значении в жизни человека, расширить представления об их устройстве.Формировать представление воспитанни...

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: Лето красное.

    Конспект логопедического занятия по развитию  лексико-грамматических  категорий для детей подготовительной группы..Тема: Лето красное....

    Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе « Путешествие в страну Математики»

    Тема : «  Путешествие  в  страну  Математики»Цель : Закрепление  и  обобщение  полученных  знаний.Обучающие  задачи:1.Обобщение и  система...

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема:  Жизнь в лесуКоррекционно-образовательные за...