Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в Шотландию»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Сейтбагимова Гуляим Калитовна

Данное занятие не первое и не последнее в системе занятий по автоматизации звука [ш], предыдущие занятия были  направлены на автоматизацию звука в изолированном произношении и в слогах (открытых, закрытых, со стечениями).. Дети подготовлены к данной теме, так как звук [Ш] к представленному занятию уже был поставлен и автоматизирован в изолированном произношении и в слогах.

  Форма проведения занятия выбрана нетрадиционная – занятие-путешествие, что позволило вызвать у воспитанников интерес к занятию, повысить их мотивацию, настроить на предстоящую деятельность.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедический конспект22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] с детьми подготовительной к школе группы

«Путешествие в Шотландию»

Цель: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

-познакомить детей со страной Шотландия,  с её культурой, и традициями;

-закрепить знания об акустико-артикуляционном образе звука [Ш];

-совершенствовать умение различать на слух и в произношении звук [Ш];

 -совершенствовать фонематический слух, учить  называть слова с определённым звуком;

  -формировать навыки фонематического анализа и синтеза: учить определять место звука [Ш] в словах;

-продолжать учить детей согласовывать числительные с существительными и прилагательными;

-учить ориентироваться в простейшей графической информации, обозначающей пространственные отношения: справа, слева, под, в.

Коррекционно-развивающие задачи:

-выработать более глубокий вдох и более длительный выдох;

-развивать умение находить смысловую ошибку в предложении;

-формировать умения вслушиваться  в обращённую речь, понимать её содержание;

-развивать умение детей выполнять полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата;

-стимулировать и нормализовать мышцы речевого аппарата (самомассаж);

- развивать умение чётко координировать движения с речью;

-развивать тактильную чувствительность, воображение, мышление, мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать волевые качества.

        - поддержать интерес ребенка к логопедическим занятиям с помощью создания игровой ситуации;

- воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, логопедический куб, картинки со звуком [Ш], таблицы для определения звука (в начале, в середине, в конце) на каждого ребенка, картинки на артикуляционную гимнастику. «ковёр-самолёт» (ткань)

 Предварительная работа: постановка звука [Ш]. Разучивание стихотворений к комплексу самомассажа и к физминутке; беседа о кладоискателях, о средствах передвижения.

Ход занятия

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята. Вы любите путешествовать? Где вы уже побывали? (рассказы детей).

Учитель-логопед: Сегодня я приглашаю Вас совершить необычное путешествие. Выбрать страну нам поможет глобус; (ребенок  раскручивает глобус и указывает место путешествия, логопед озвучивает).

 Учитель-логопед: Ребята, на чём мы поедем или полетим в эту  страну?

Наше путешествие сказочное и я предлагаю выбрать необычный транспорт (ответы детей, останавливаются на ковре - самолёте).Сели на ковёр-самолёт.

Учитель-логопед:  Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы ковер-самолет взлетел? (ответы детей). (Чтобы наш ковер-самолет полетел быстрее, мы поможем ему своим дыханием) (слайд1 + звук)

Дыхательная гимнастика « Ковёр-самолёт»

Ты, как  самолёт, лети,
Сверху землю огляди.
И.п. – о.с.:   руки  положить на плечи
1 – поднять плечи и ключицы (вдох);
2 – опустить плечи и ключицы (выдох) (3-4 раза) (Слайд1+ звук)

Голос в телевизоре: Наш ковер - самолет приземлился в Шотландии, в замке города Эдинбург. (Со звуком приземления).

Учитель-логопед: Почему-то мы оказались в Шотландии, но мы не будем расстраиваться и останемся здесь. Вы согласны?

Учитель-логопед:  (Рассказ о Шотландии с презентацией).(слайд 2,3,4,5)

-Шотландия - это  особенная страна. Народ Шотландии очень весёлый и доброжелательный (слайд). Мужчины носят юбки. Она называется килт. И шьют её из клетчатой ткани - тартан. В Шотландии играют на музыкальном инструменте-волынка (звучит мелодия волынки) . (слайд 6+ звук)

-В Шотландии необыкновенной красоты природа: холмы, долины, озера. Например, всем известно озеро Лох-Несс, где, по преданию живет чудовище. Правда, его никто не видел (слайд 9,10,11).

Столица Шотландии, Эдинбург — величественный и древний город, увенчанный замком, возвышающимся высоко над улицами на огромной гранитной скале. (слайд12)

-А ещё, ребята, в старинных замках, говорят, бывает клад. Вы знаете, что такое клад?

(ответы детей)

-Посмотрите на экран. Здесь показано какие бывают клады (слайд 13).

 Ребята, у меня  тоже есть сундучок. И возможно, там есть клад.  Но, к сожалению, открыть мы его не сможем, потому что нет ключа.

 Скажите мне, пожалуйста, как же нам всё-таки открыть сундук? Где же нам взять ключ?

 (подвести детей  к ответу, что нужно  выполнять задания)

Дети (ответы детей) 

Учитель-логопед:  Правильно, выполняя задания, может у нас получится найти ключ. (слайд14)  (на фоне замка, картинки с артикуляционной  гимнастикой).

Учитель-логопед:  Что это значит, ребята?

Дети: Зарядка для язычка.

Учитель-логопед:  Дети, давайте сделаем зарядку, и может быть,  найдём подсказку, где находится ключ.

  Артикуляционная гимнастика 

 «Бегемот»

Словно добрый бегемот,

Широко открою рот.

Раз-два-три-четыре-пять.

Что-то я хочу зевать.

(Широко открывать и закрывать рот)

«Варенье»

Очень вкусное варенье

Дали мне на день рожденья.

Банку целую я съел,

Но наесться не успел.

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу. Делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону)

  «Блин»

Сковородку я возьму.

Блин румяный испеку.

Мягкий, круглый и душистый-

Съем его я очень быстро.

(Рот открыт, широкий кончик языка постукиваем губами, произносим «пя-пя-пя» и кладём на нижнюю губу).

«Чашка»

Чашечка широкая,

Чашечка глубокая.

В чашку чаю наливаю.

Маму с папой угощаю.

(Открыть рот, боковые края широкого языка поднять вверх, как бы образуя чашечку)

Учитель-логопед:  Ребята, у нас появилась подсказка (слайд15 со стрелкой).

 На экране появляются картинки (машина, мышка, кошка, лягушка)

Учитель-логопед:  Ребята, назовите картинки. Какой одинаковый звук есть во всех словах? (Ответы детей)

Учитель-логопед:  - Кто мне расскажет, как мы произносим звук [Ш]? (рассказы детей)

1.Игра «Подбери слова»

-Правильно, теперь поиграем в игру «Подбери слова». Назовите слова, которые начинаются на этот звук (школа, шуба, шапка, шкаф, шахматы, шоколад )

      После выполнения задания  появляется Стрелка с указанием  направления    в сторону столов  (слайд16) с большой стрелкой, указывающая на столы ) ключ лежит на столе под тканью рядом с кубом

Учитель-логопед: Посмотрите, ребята,   стрелочка  направлена в сторону столов.

  Дети подходят к столам.  На столе под тканью куб.

Учитель-логопед:  Ребята, что это может быть?

Учитель-логопед:  Саша, посмотри, что там. (Саша поднимает ткань и находит1-й ключ)

- Ребята, может этот ключ от нашего сундука? Давайте проверим.

(Ребёнок открывает ключом замок- не подходит)

-К сожаленью, ключ не подошёл…. Значит, нам надо ещё немного потрудиться.

  Логопед предлагает ребёнку рассмотреть  куб.

- Здесь     записка.  

Учитель-логопед читает:  «У вас есть волшебный куб. Определите место  нахождения звука [Ш] в словах. (дети садятся за стол).

 2. Дидактическая игра «Волшебный куб»

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ш]. Затем, подбрасывая куб, дети определяют место звука [Ш] в названии выпавшей картинки.   Подбрасывает куб один ребёнок, остальные дети сами разбирают   таблицы для определения звука (в начале, в середине, в конце),

 фишкой отмечают местонахождение звука [Ш]. Играют 3 раза (подбрасывает куб каждый раз разные дети). В последний раз вместе с картинкой выпадает  2-й ключ, завёрнутый в бумагу

Логопед даёт ключ ребёнку. Опять не подходит

Учитель-логопед:  держит в руках бумагу, в которую был завёрнут ключ

- Ребята, тут снова подсказка.  

Учитель-логопед:  (читает)

 Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно

Чтоб было всем понятно

Дети: Мы будем разговаривать

Мы будем проговаривать

Все правильно и внятно

Чтоб было всем понятно

Учитель-логопед:  Чтобы этого добиться, нам надо сделать самомассаж. 

 

 Комплекс самомассажа

1.Неуклюжие жучки

Топчут наши лепестки (постукивать по лицу подушечками пальцев)

А прожорливые мошки

поедают нас немножко (пощипывание)

Мухи возле нас снуют,

больно крылышками бьют (похлопывание)

Паутиной, как верёвкой.

 Нас паук опутал ловко (вертикальные и горизонтальные линии)

Вот как нас обидели

Разные вредители!

Но хозяюшка-пчела

Вредных мошек прогнала (разглаживание)

И за это пчёлке в дар

Отдадим мы свой нектар!

2.Мои приятель Василии Петров (пощипывание рук)

Никогда не кусал комаров.

Комары же об этом не знали.

 И Петрова часто кусали.

Кусь-кусь-кусь-кусь

Я Петрова не боюсь!

Буду я его кусать.

Буду я его щипать.

3. Пау-пау-паучок (прокручивание карандаша между ладоней)

 Паутиновый жучок

Семь ночей не спал

Сон про лето ткал

Сон про солнышко-колоколнышко

И про дождь грибной

И про нас с тобой

 На телевизоре появляется знак вопроса.(слайд 17)

Ниже картинки пяти мишек (слайд), пяти шкафов (слайд), пяти шапок (слайд)

Учитель-логопед: - Ребята, вам нужно  посчитать до 5,употребляя слова «мишка», «шкаф», «шапка».(слайд18)

3. Дидактическая игра «Сосчитай до 5»

шапка –  

шкаф -

плюшевый мишка –

 (Звон колокольчика) (слайд19)

Учитель-логопед: Ребята, колокольчик зовет нас поиграть

(музыка)

  Физминутка ритмическая.  (слайд 20 звук  негромко)

 «Ножки»        

 Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке.

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

Ножки накрест – опускайся

И команды дожидайся.

А когда скажу: «Вставай!» -

Им рукой не помогай.

Дети садятся на  свои места

Учитель-логопед:  -Ребята, пока мы с вами разминались на экране что-то  появилось (стрелка и задание, слайд 21). Читает следующее  задание. 

-Послушайте предложение и исправьте ошибки:

4.Игра «Исправь предложение»

Камешек нашел Пашу.

Наша мышка поймала кошку.

Камыши сидят в лягушке.

На шубу вешают вешалку.

Письмо пишет дедушку.

Ландыши нашли Наташу.

Катушка ниток купила бабушку.

Мешок находится в ключе.

Учитель-логопед:  Ребята, повторите последнее предложение. Ничего не замечаете?

Д.Мы нашли подсказку.

Логопед. Но у нас несколько мешков. Интересно, в каком из них.

Дети подходят к мешкам, открывают их и каждый ребёнок находит 1 часть от записки.

Логопед спрашивает: Что с ними можно сделать?

(ответы детей)

Дети на столе собирают пазл из записки( целое из частей)

Учитель-логопед читает :

-Вы найдёте ключ справа от окна, в самом маленьком кувшине.

Логопед предлагает  ребёнку определить кувшин и найти ключ.

Один ребёнок достаёт ключ, открывает сундук. Логопед показывает  что  находится в нём. 

-Мои юные путешественники! Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу. Садитесь на ковер – самолет, отправляемся обратно

Рефлексия. На ковре -самолёте

Учитель-логопед:   В какой стране мы с вами побывали? Какой звук нас сопровождал в этом путешествии? Что вам запомнилось в нашем путешествии? Что показалось трудным для вас? (Ответы детей)

Обратите внимание, у нас   есть песочницы. Вы тоже можете подойти и поиграть. Что можно построить из песка?

(ответы детей)

 Далее дети играют с кинетическим песком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Предлоги К, ОТ" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, III уровень

Данный конспект дополняет серию конспектов по методике Ткаченко Т.А. по коррекии общего недоразвития речи у детей 6 лет...

НОД по автоматизации звука «Р» с детьми подготовительной к школе группы

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: Лето красное.

Конспект логопедического занятия по развитию  лексико-грамматических  категорий для детей подготовительной группы..Тема: Лето красное....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема:  Жизнь в лесуКоррекционно-образовательные за...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: «Хлеб».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.Тема: «Хлеб».Цель: Способствовать  формированию лексико-грамматичес...