Звук и буква "Ш"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Ольга Алексеевна Шевченко

Конспект   непосредственно образовательной деятельности

по формированию у детей фонетико – фонематических представлений

и подготовке к обучению грамоте

для детей с ОНР III уровня в возрасте от 5 до 6 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Морозко»

Конспект   непосредственно образовательной деятельности

по формированию у детей фонетико – фонематических представлений

и подготовке к обучению грамоте

для детей с ОНР III уровня в возрасте от 5 до 6 лет.

Тема: Звук и буква Ш.

Составил: О.А.Шевченко

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

г. Мегион

2018г.

Цель:  Познакомить детей со звуком и буквой Ш

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнить произношение звука [ш]; дать ему артикуляционную и  акустическую характеристики; упражнять в определении места звука  в слове, в  передаче  повествовательной, вопросительной  и  восклицательной  интонации, в дифференциации звуков [с] - [ш]; закрепить умение делить слова на слоги.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, слуховое  внимание интонационную выразительность речи,  артикуляционную и мелкую моторику

Коррекционно-воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Виды деятельности: 

Игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Методические приёмы: 

игровые (организационный момент, сюрпризный момент, словесные игры и упражнения), наглядные (использование демонстрационного материала, ),

словесные (решение проблемной ситуации, вопросы, художественное слово)

практические (прописывание букв с помощью счётных палочек)

Оборудование: Иллюстрации  Смешариков, интерактивная доска, компьютер.

Раздаточный материал: предметные картинки на звук Ш, счетные палочки, планшеты для индивидуальной работы.

Форма проведения: подгрупповая


Ход НОД:


1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Посмотрите сколько гостей пришли к нам, поздоровайтесь с ними.

2.Развитие общей моторики. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в страну Смешариков. Но в необычную  страну надо и идти необычно, встали на носочки, руки на пояс, выпрямили спинки и пошли.  (дети проходят на стульчики)
3. Объявление темы занятия

(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки главных героев.)

Живут в стране шарики,
Шарики-Смешарики.
Вот баран, зовут Бараш.
Умный лось, зовут Лосяш.
Шустрый кролик, так хорош!

А зовут его все, Крош.
Пухленькая хрюша, зовут её Нюша.

Смешарики пригласили  к себе в гости не только нас, но и свой любимый звук. Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук в их именах? Да, это звук Ш. И сегодня мы будем играть с этим звуком. 
3.Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.
Давайте произнесем этот звук.
В каком положении губы? (Вытянуты вперед).
Где находится язычок? (Вверху за зубами в форме “чашечки”). 
Покажи рукой, какую форму принимает язык при произнесении звука Ш. 
Из ротика выходит с шипением теплый воздух.
Какой это звук – гласный или согласный? (Согласный).

Почему Ш согласный звук?
Твердый или мягкий? (Звук Ш всегда твердый).

В каком замке живет этот звук? (В синем замке)
Фишкой какого цвета мы его обозначим? (Синего).

Ну что ребята отправляемся в гости?

4. Развитие  мимических  мышц.

Будем щёки надувать и в смешариков играть.

Щёку правую надули

Щёку левую надули

Обе щёки надували

И к Барашу мы попали

5. Развитие  фонематического  слуха. Д/и «Поймай  звук в слове».

 Вот мы у Бараша. Он предлагает нам поиграть с ним в игры.  

«Поймай слово».

 Хлопните  ладоши, когда услышите слово со звуком Ш. (шахматы, мотоцикл, каша, лошадь, самолет, сок, шоколад,  школа, книга, ландыш).

6. Работа над просодической стороной речи. Произнесение звука Ш в слогах с разным ритмом и интонацией.
Игра «Повторялки».   Я  буду произносить слоги, а вы по очереди будете их повторять точно также как я скажу.  (проговаривание слогов с разной интонацией)
Ша-ша-ша              Шо-шо-шо                  Шу-шу-шу          Ша-шу-шо
Аш-аш-аш             Ош-ош-ош                  Уш-уш-уш           Аш-ош-уш

7. Произнесение звука Ш в словах.

Отправляемся дальше.  Шагаем на пяточках.  

В стране Смешариков нас встречает Нюша. У нее сегодня день рождения и она получила в подарок, много разных картинок и просит нас помочь ей выбрать картинки в названии которых есть звук Ш и рассказать, где он находится.    (Дети выбирают картинки со звуком Ш и определяют место звука в слове. Ставят картинку в соответствующий вагончик звукового поезда)
Молодцы, справились с заданием. Мы попрощаемся с Нюшей и отправляемся дальше.

8.  Физминутка.

Мы хлопаем руками,  

— Хлоп-хлоп-хлоп.              

На стульчики шагаем

—Топ-топ-топ.  

Мы головой качаем

—Да –да – да

И дальше продолжаем

—Да –да – да

9. Развитие фонематического слуха.
А теперь в стране Смешариков нас встречает кролик Крош. Он тоже приготовил нам игру. Она называется «Узнавайка»

Я буду называть слова правильно и неправильно звучащие, а вы хлопните в ладоши, когда услышите правильное слово. 
Мувшин, дувшин, тувшин, кувшин

Сапка, чапка, мапка, шапка.
Сайба, майба, шайба, дайба. 

Дышонок , мышонок, зышонок, рышонок,

Далыши, калыши, малыши, талыши.

Мар, сар, нар, шар                
10. Деление слов на слоги

Ребята, а Крош приготовил нам ещё одно  задание. Он хочет посмотреть, как мы умеем делить слова на слоги. Крош  предлагает нам слова, которые узнали среди других,  разделить на слоги. Я повторю эти слова, а вы скажите, сколько слогов в каждом из них.

  (Кувшин, шапка, шайба, мышонок, малыш., шар)
Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)

Молодцы, мы отправляемся дальше в путь.

10. Развитие фонематических представлений. Дифференциация Ш-С .

Лосяш приготовил нам сюрприз, она предлагает поиграть в одну компьютерную игру.

 Интерактивная игра «Звуки двойняшки»

11. Знакомство с буквой Ш и развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ребята, сегодня мы с вами познакомились со звуком Ш.  Вы знаете, что звуки мы слышим и говорим.  А вот буква Ш, которая обозначает звук. (Показ детям буквы Ш, анализ элементов,  из которых она состоит).  Букву мы видим и пишем.

Выкладывание Ш из счётных палочек.

12. Итог занятия. 
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну Смешариков.

Вы были молодцы и смешарики награждают вас за хорошую работу витаминными шариками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...