Развитие воображения у детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике на тему

Королева Татьяна Ивановна

Проблема развития воображения в дошкольном возрасте до сих пор является

спорной и одной из наименее разработанных в детской психологии.

Все психологи, изучавшие воображение ребенка, отмечали существенную

его роль в познавательном развитии; при этом зарубежные исследователи

(В. Штерн, Л. Дьюи) рассматривали воображение дошкольника как изначально

заданную способность, полагая, что детское воображение является более

ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_voorazheniya.docx60.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воображения у детей дошкольного возраста.

Проблема развития воображения в дошкольном возрасте до сих пор является

спорной и одной из наименее разработанных в детской психологии.

Все психологи, изучавшие воображение ребенка, отмечали существенную

его роль в познавательном развитии; при этом зарубежные исследователи

(В. Штерн, Л. Дьюи) рассматривали воображение дошкольника как изначально

заданную способность, полагая, что детское воображение является более

ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека.

В советской же психологии, начиная с работ Л. С. Выготского, воображение рассматривается как постепенно развивающаяся в процессе овладения различной деятельностью функция. Л. С. Выготский обосновал существование воображения как самостоятельного психического процесса и показал, что воображение, так же как и остальные психические процессы, является отражением окружающей действительности и получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте.

Проблема развития творческого воображения очень важна  именно в дошкольном возрасте. Исходя из этого, проведенные исследования показали, что развивающие игр и упражнения приводит к повышению уровня развития воображения дошкольников. Воображение или фантазия (от греч. φαντασία, от φαντάζομαι – воображаю) психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, своеобразная форма отражения человеком реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

В своем воображении человек отходит от непосредственно воспринимаемой действительности, строит мысленные образы предметов, которые не наблюдались им в действительности, или наделяет их новыми, невиданными еще свойствами.

Приемы изменения и преобразования представлений в процессе воображения:

вычленение из целостного образа предмета, какого либо его элемента или свойства, мысленное представление в своем воображении этого элемента или свойства отдельно от предмета, которому они принадлежат.

соединение в своем воображении вычлененных элементов и их свойств и создание таким путем мысленного образа, представления нового, несуществующего пока предмета; перенос этого свойства на другие объекты;  мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению
контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному;

слияние двух или нескольких образов в новый единый, целостный образ;

создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего

человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного

 вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех

случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или

затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

Если воображение рисует такие картины, которые  мало соответствуют  

действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение

нацелено на будущее, его именуют мечтой.

     Многообразие видов воображения показывает, что его физиологические механизмы представляют собой сложные нервные процессы в коре головного мозга. Воображение – творческая работа мозга. В связи с особенностями и причинами возникновения различают: непроизвольное и произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: воссоздающее, творческое воображение  мечты человека. Развитие воображения идет по пути от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Оно опирается на развитие способности представления. Основным условием развития способности к ясным и отчетливым представлениям является систематическое упражнение этой способности. В процессе практической деятельности благодаря соответствующей направленности внимания может быть развита не только яркость, но и устойчивость представлений.

Важную роль в развитии воображения играют следующие приемы:  всемерное увеличение запаса представлений; развитие способности мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте; постановка  определенной и ясной цели,  результаты процесса воображения всегда должны проверяться практикой и контролироваться  постановкой вопросов – где, как, когда, почему, для чего; систематическое упражнение способности воображения в процессе активной творческой деятельности.

Л.С. Выготский, посвятивший немало времени изучению детского воображения, доказал: лучше всего эта способность развивается в тот момент, когда малыши играют. Максимально ярко и интенсивно воображение проявляется в сюжетно-ролевой игре. Причем в этой деятельности воображение работает в нескольких направлениях: дети по-новому используют предметы и придают им разнообразные воображаемые функции; огромное влияние не ребенка оказывает образ воображаемой роли. Стоит какое-либо скучное занятие перевести в план ролевого действия, как оно сразу же охотно выполняется ребенком.

   Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании в сочинении сказок и стихов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, – оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий отлет от действительности.

Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности:

ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.

  Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию творческого

  воображения ребенка.

Воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в познании окружающего

мира, в изобразительной деятельности, слушая сказки и художественные произведения, участвуя в спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок учится представлять себе изображённые события, у него развивается воображение. Организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения. Воображение в дошкольном возрасте можно и нужно развивать. Хорошо развитое воображение дошкольника станет залогом успешной учебы в школе.

С уважением педагог-психолог Королёва Т.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие воображения у детей дошкольного возраста

призентация для защиты методического портфолио...

Развитие воображения у детей дошкольного возраста (перспективное планирование).

Каждый ребенок по своей психологической сути волшебник. Только об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые. А чтобы стать волшебником, надо научиться воображать, т....

статья "Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста"

Проблема развития воображения детей актуальна, тем что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом....

Семинар для педагогов Доу "Развитие воображения у детей дошкольного возраста"

знакомство с психической функцией воображение, способами его развития. Знакомство с приемами развития воображения у детей посредством активизации фантазии....

Развитие воображения у детей дошкольного возраста.

Фантазия – важное условие нормального развития личности ребёнка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей....

Творческие игры на развитие воображения для детей дошкольного возраста

В методическом пособии представлены художественно-творческие и словесные игры, которые способствуют  развитие творческого мышления, воображения, фантазии, креативности, логики,  учат детей н...