«Нарушения эмоционально — волевой сферы в МКБ - 10»
статья по коррекционной педагогике на тему

Федина Елена Николаевна

Введение

 

Эмоционально – волевая сфера – это свойство человека. Характеризующие содержание: качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации. Имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Целью  исследования является нарушения эмоционально — волевой сферы в МКБ — 10.

          Объект исследования дети с нарушениями в эмоционально — волевой сферы в МКБ — 10.

     Предмет исследования – нарушения в МКБ — 10 эмоционально — волевой сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

«Нарушения эмоционально — волевой сферы в МКБ - 10»

                                                                       

     Оглавление

      Введение………………………………………………………………..3

  1. Причины раннего детского аутизма………………………………4
  2. Классификация состояний по степени тяжести РДА………….…6
  3. Нарушения эмоционально — волевой сферы в МКБ – 10……….8

 

Введение

Эмоционально – волевая сфера – это свойство человека. Характеризующие содержание: качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации. Имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Целью  исследования является нарушения эмоционально — волевой сферы в МКБ — 10.

          Объект исследования дети с нарушениями в эмоционально — волевой сферы в МКБ — 10.

     Предмет исследования – нарушения в МКБ — 10 эмоционально — волевой сферы.

     

1 Причины раннего детского аутизма

Ранний детский аутизм - сравнительно редкая форма патологии. По данным L. Wing, распространенность его составляет 2 на 10000 детей школьного возраста. Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким ("аффективная блокада", по L. Kanner), страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненная приверженность к рутинному порядку, однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям, а также расстройства речи, характер которых существенно отличается при разных вариантах синдрома.

В разное время в решении данной проблемы внимание уделялось различным причинам и механизмам возникновения данного нарушения. Но до сих пор нет чёткого представления о патогенетических механизмах РДА.

Исходя из положения Л.С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях В.В. Лебединский и О.Н. Никольская (1981, 1985) предлагают такой вариант решения вопроса о патогенезе РДА:

- в качестве первичных расстройств при РДА рассматриваются повышенная эмоциональная чувствительность и слабость энергетического потенциала, в результате их воздействия на организм возникают вторичные нарушения.

- ко вторичным относят аутизм, как попытку избежать воздействий внешнего мира, стереотипии, сверхценные интересы. Возникает ослабление эмоциональной реакции на близких, вплоть до полного их игнорирования («аффективная блокада»), заторможенная или недостаточная реакция на слуховые и зрительные стимулы.[1]


2 Классификация состояний по степени тяжести РДА

Выделят 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:

1. Полная отрешённость от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные, витальные потребности — голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.

2. Активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети относящмеся к 1-ой группе.

3. Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер, ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.

4. Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке.

При правильно организованной коррекционной работе возможно продвижение ребенка по данным стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде.[2]

  1. Нарушения эмоционально — волевой сферы в МКБ – 10

Эмоция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям или поведению. Эмоции относятся к эмоциональным процессам наряду с аффектами, от которых отличаются большей продолжительностью и меньшей интенсивностью, а так же чувствами, от которых отличаются простотой: однозначной валентностью (либо положительные, либо отрицательные) и отсутствием привязки к объекту.

     У человека механизмом внутренней регуляции психической активности и поведения служат эмоции (чувства), которые отражаются в форме субьективного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма в зависимости от внешних воздействий на него. Эмоциональное восприятие окружающего и своих переживаний находится на виду, а другие психические процессы остаются за кулисами. На весь облик человека накладывают отпечатки состояния страха, интереса, равнодушия, беспокойства и поэтому в эмоциональной сфере ярко проявляются особенности человека, отношения к близким, к себе, к врагам. Чувство или эмоция существенно влияют на течение психических процессов, могут ускорить или замедлить мыслительную деятельность, сделать ее более продуктивной, успешной. Но в отечественной психологии эмоций следует подчеркнуть отсутствие четкого и полного определения эмоций.

  В целом эмоциями называют определенные переживания, которые выражают субьективное отношение к себе, на пути к удовлетворению своих потребностей.

Но все же нелегко отграничить эмоции от близких к ним явлений. Одна и та же эмоция может возникнуть, по самым различным поводам.

   С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности выделяются три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности.  Он обозначил их как органическую (аффективно — эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные чувства. Л.С. Рубинштейн к аффективно — эмоциональной чувствительности относит: элементарые удовольствия, неудовольствия.

Классификация видов эмоций В.Ф. Матвеева — это эмоции:

        положительные: ликование, радость, восторг, уверенность, гордость, симпатия, доверия, любовь, восхищение, благодарность, самодовольство, удовольствие, симпатия, уважение, умиление, нежность, злорадство, блаженство, чувство удовлетворенной мести, спокойная совесть, чувство облегчения, чувство удовлетворенности собой, чувство безопасности, предвкушение;

        нейтральные: любопытство, удивление, изменение, безразличие, спокойно — созерцательное настроение;

        отрицательные: неудовольствие, горе, тоска, печаль, грусть, отчаяние, огорчение, тревога, обида, боязнь, испуг, страх, жалость, сочувствие, сожаление, досада, гнев, чувство, оскорбления, возмущение, ненависть, неприязнь, зависть, злоба, уныние, скука, ревность, ужас, неуверенность, недоверие, стыд, растерянность, ярость, презрение, овращение, разочарование, омерзение, неудовлетворенность собой, раскаяние, угрызение совести, нетерпение, горечь;

        синдромы усиления эмоций: эйфория, мания, депрессия;

        ослабление и извращение эмоций.

Если контроль эмоций снижается — то происходит снижение способности контролировать эмоции, выражающееся в неустойчивости и меняющихся проявлениях настроения (эйфория бысро меняется депрессией, враждебность дружелюбием).

  Патологические эмоции:

        эйфория: повышенное настроение с беспечным довольством, пассивной радостью, безмятежным блаженством, все события окрашены в светлые радостные тона, жизнь кажется прекрасной и безоблачной;

        мория: настроение с дурашливостью, беспечностью, склонностью к плоским, циничным и грубам шуткам, расторможенностью инстинктов (при деменции);

        маниакальный синдром: резко повышенным настроением с усилением положительных эмоций, повышением двигательной активности и ускорением мышления.

Структура маниакального синдрома (по МКБ - 10) характеризуется следующими-признаками:
А. Преимущественно повышенное, экспансивное, раздражительное или подозрительное настроение, которое является аномальным для данного индивидуума.
Б. Присутствуют минимум три из числа следующих симптомов (а если настроение только раздражительное, то - четыре), приводя к тяжелому нарушению личностного функционирования в повседневной жизни:
1) повышение активности или физическое беспокойство;
2) повышенная говорливость («речевое давление»);
3) ускорение течения мыслей или субъективное ощущение «скачки идей»;
4) снижение нормального социального контроля, приводящее к поведению, которое неадекватно обстоятельствам;
5) сниженная потребность во сне;
6) повышенная самооценка или идеи величия (грандиозности);
7) отвлекаемость или постоянные изменения в деятельности или планах;
8) опрометчивое или безрассудное поведение, последствия которого больным не осознаются, например, кутежи, глупая предприимчивость, безрассудное управление автомобилем;
9) заметное повышение сексуальной энергии или сексуальная неразборчивость.

 МКБ-10 ранний детский аутизм (Синдром Каннера) проявляется уже на третьем году жизни и характеризуется следующими особенностями:

 1.Стереотипный тип поведения;

 2. Выраженные поведенческие нарушения в форме фобий;

 3. Немотивированные приступы ярости, агрессии;

 4. Чрезвычайно большие отличия в уровне интеллектуального развития;

 5.Специфические особенности в развитии сенсорной сферы;

 6.Характерные нарушения речи (искаженное речевое развитие, эхолалии, аграмматизмы, речевой мутизм и др.)

 7.Нарушения моторного развития (задержка психомоторного развития, двигательные стереотипии, ходьба на цыпочках);

 8.Более или менее выраженные страхи, особенно в новой обстановке.

В МКБ-10 выделены 2 вида атипичного аутизма.

        Начало заболевания в атипичном возрасте. При этом виде аутизма имеются все критерии раннего детского аутизма (синдрома Kanner), но заболевание начинает отчетливо проявляться лишь в возрасте старше 3 лет.

        Аутизм с атипичной симптоматикой. При этом виде болезни отклонения проявляются уже в возрасте до 3 лет, но отсутствует полная клиническая картина раннего детского аутизма. Последнее особенно касается детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием, которые часто страдают также специфическими нарушениями речевого развития, прежде всего расстройством понимания речи. В этих случаях говорят об интеллектуальном недоразвитии с аутистическими чертами.

Литература

  1. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективногот развития

 аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология.- 1995.-№5.

  1. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление – М., 1980.

Блейлер Е. Аутическое мышление // Хрестоматия по общей психологии-М.:

 Изд-во МГУ, 1981.

  1. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. Донецк, 1999.

Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для

 формирования навыков бытовой адаптации. // Дефектология. – 1997.

  1. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми

 М., 2003.

     


[1] Никольская О.С. “Проблемы обучения аутичных детей” Дефектология 2006. 214с.

[2] Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. “Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм” Москва 2007.128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития и нарушения эмоционально-волевой сферы

Инициатива при вступлении в коммуникацию, умение поддерживать общение и его завершить........

Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. ...

Характеристика основных нарушений эмоционально - волевой сферы

Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истоща...

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....

«Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения детей.»

«Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения  детей.»...

Нарушение Эмоционально-волевой сферы у дошкольников.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развив...