Арт-терапия как средство коррекции детской личночти
презентация по коррекционной педагогике на тему

Сергеева Лидия Сергеевна

материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya_-_kak_sredstvo_korrektsii_detskoy_lichnosti.pptx711.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арт-терапия - как средство коррекции детской личности Воспитатель 1 кв.категории СЕргеева Лидия Сергеевна

Слайд 2

Для коррекции детской личности и отдельных психических функций западные специалисты сегодня все чаще прибегают к арт-терапии. На счету арт-терапевтов, работающих с детьми дошкольного возраста, множество случаев улучшения психического здоровья детей дошкольного возраста, снижения уровня агрессивности, устранения фобий, налаживания эмоциональных контактов с семьёй. Многие знают арт-терапию как терапию рисунком, лепкой и т.п. Помимо творческого самовыражения с помощью материала, в арт-терапии приветствуются и игровые приёмы коррекции — сказкотерапия , психодрама .

Слайд 3

Показания к проведению арт-терапии Показаниями к проведению арт-терапии являются: внутри- и межличностные конфликты; кризисные состояния; экзистенциальные и возрастные кризисы; постстрессовые расстройства; невротические расстройства; психосоматические расстройства; развитие креативности; обнаружение личностных смыслов через творчество; развитие целостности личности и многие другие. Таким образом, арт-терапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.

Слайд 4

Одним из главных моментов арт-терапии, влияющим на её эффективность, является личность арт-терапевта. Здесь, больше, чем в работе со взрослым, важны и непринужденная атмосфера, и эмпатия (умение переживать и сопереживать чувствам другого человека), и одновременно рациональное анализирующее мышление. Одно из главных качеств педагога как арт-терапевта — способность установить с ребенком контакт, быть на его стороне, говорить с ним в одной плоскости. Ребенок-дошкольник зачастую слышит не слова, а интонацию; понимает не содержание речи, а жесты, лицо, мимику, которые эту речь сопровождают. Специалисты говорят, что эмоциональный контакт с малышом достигается с использованием невербальных приемов общения: открытые позы (руки раскрыты, разведены, открывая грудную клетку), живая мимика (но без кривляний) и т.п. Детские арт-терапевты не забывают и про стандартные педагогические приемы работы с дошкольниками.

Слайд 5

Сегодня существует специальное педагогическое направление арт- терапии, цели которой – развитие, коррекция, воспитание и социализация личности детей, - напрямую связанны с их физическим, умственным, психическим и социальным здоровьем. Опираясь на работы известных отечественных и зарубежных специалистов (Н.А. Ветлугина, И.И. Сакулина , Э. Сурно , Л.С. Выготский), можно объективно утверждать о положительном влиянии искусства на детей с различными отклонениями в развитии. Арт-терапия, то есть терапия с использованием средств изобразительного искусства, музыки, танца, физических упражнений и других его видов, может стать эффективным методом коррекции психического состояния детей дошкольного возраста.

Слайд 6

Основные направления использования искусства в коррекционной работе с детьми В настоящее время выделяют несколько основных направлений использования искусства в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии: 1) психофизиологическое (связано с коррекцией психосоматических нарушений), 2) психотерапевтическое (связанное с воздействием на познавательную и эмоциональную сферы), 3) психологическое (выполняющее катаристическую , регулятивную, коммуникативную функции), 4) социально-педагогическое (связанное с расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в его практической творческой деятельности).

Слайд 7

Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны, прежде всего, с предоставлением ребенку с проблемами практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и его продуктах, утверждении и познании самого себя. Именно это обеспечивает решение важнейшей задачи – адаптации ребенка посредством искусства к микро- и макросоциальной среде. Арт-терапевтические методики дают положительные результаты в психо -коррекционной и социально-оздоровительной работе с детьми так называемых «проблемных» групп. К таким детям относятся дети с нарушением речи, слуха, зрения и др., зачастую нуждающиеся, прежде всего, в коррекции эмоционально-личностной сферы.

Слайд 8

В содержание арт-терапии включается : оказание помощи детям в исследовании себя и решении собственных проблем путём воспитания способности к гармоническому восприятию внутреннего и внешнего мира; облегчение процесса адаптации в микро- и макросоциальной среде; создание специальных условий оздоровления средствами арт-терапии; пропаганда среди родителей использования коррекционных арт-терапевтических методик как инструмента самооздоравления. В современной образовательной ситуации проблема коррекционно- развивающей работы приобретает всё большее значение. Среди задач музыкального образования наиболее целесообразно наметить основные векторы коррекционно-развивающей работы, которые направлены на развитие эмоциональной сферы и активной стороны личности дошкольника, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности

Слайд 9

Опыт многолетней работы с детьми дошкольного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арт-терапию более успешной и интересной. Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приёмам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр. Хорошие результаты наблюдаются, когда ребенок сначала проходит курс индивидуальной коррекции эмоционально-личностных особенностей, а потом включается в группу, однако такая длительная работа требуется не всем детям.

Слайд 10

Анализ диагностики , проведенной с детьми «проблемных» групп показали, что вследствие использования различных арт-терапевтических методик в психокоррекционной и оздоровительной работе получены следующие положительные результаты: улучшено психоэмоциональное состояние ребенка (исчезли тревожность, безразличие, скука, отсутствие интереса); изменились цветовые выборки, более предпочитаемыми стали желтый, синий, зеленый цвета, которые свидетельствуют об устойчивом эмоциональном состоянии детей, потребности их в общении; расширена гамма позитивных эмоциональных чувств (радость, счастье, умиротворение); оказано благотворное влияние на гармоническое восприятие себя, осознание ребенком своих переживаний; сформировалась позитивная оценка своего «Я», появилась уверенность социального признания не только личности ребенка, но и ценности создаваемого им продукта; дети овладели элементарными навыками общения, стали менее пассивны, стремятся вступать в контакт; налицо изменение внешнего вида ребенка (сияющие глаза, улыбчивость).

Слайд 11

Таким образом, выполнение творческих заданий (терапия творчеством) на музыкальных и других занятиях в детском саду является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического, эмоционального состояния и здоровья в целом детей-дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия как средство коррекции социальных страхов у детей подготовительной группы.

Автор рассматривает проблему развития социальных страхов детей старшего дошкольного возраста. В статье представлен научно теоретический анализ проблем в  психолого-педагогической литературе...

Презентация на тему: Использование песочной терапии как средство коррекции тревожности у дошкольников"

Материал содержит информацию о понятии "песочная терапия", роли песочной терапии в развитии дошкольника, организации пространственной среды для игр с песком, опыт работы педагога-психолога Д...

«Нетрадиционные техники арт-терапии как средство коррекции эмоционального мира детей»

в данном материале представлены нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста. Данные техники испрользовались, в частности при работе с детьми с задержкой психического развит...

Песочная терапия как средство коррекции детских страхов

Песочная терапия как средство коррекции детских страхов...

Песочная терапия как средство коррекции детских страхов

Песочная терапия как средство коррекции детских страхов...