Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием пособия «Пертра».
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

    Конспект НОД по развитию пространственной ориентировки у детей  с нарушением зрения с использованием пособия «Пертра».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

    Конспект НОД по развитию пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием пособия «Пертра».

    Составитель:

    Овчинникова Людмила Валерьевна

    учитель-дефектолог первой кв. категории

    Санкт-Петербург 2018 г.

    Конспект НОД по развитию пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием пособия «Пертра»

    Цель: Развитие пространственной ориентировки в макро-  и микроплоскости.

    Задачи:

    Коррекционно-развивающие:

    • развивать умение ориентироваться от себя по направлениям вперед-назад, направо-налево;
    • развивать умение  ориентироваться относительно предмета (располагать предметы в названных направлениях: справа, слева, за, перед);
    • развивать зрительное восприятие (целостность восприятия изображения цифры «4»);
    • совершенствовать зрительно-моторную координацию: развивать сопряженные движения глаза и руки;
    • активизировать зрительные функции прослеживания, фиксации взора, аккомодации;
    • развивать тактильное восприятие (умение пройти лабиринт, самостоятельно определяя руками направление движения).

    Образовательные:

    • закреплять графический образ  цифр в пределах от 1 до 5;
    • упражнять в словесном обозначении направлений движения.

    Воспитательные:

    • формировать положительную мотивацию к познавательной деятельности
    • совершенствовать  навыки самоконтроля
    • совершенствовать способность  понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога.

    Педагогические технологии:

    • игровая технология;
    • технология обучения с использованием пособия «Пертра»;
    • здоровьесберегающая технология.

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие».

    Методы и приёмы:

    • словесные, наглядные, практические, игровые методы;
    • наглядно-зрительные, вопросы, наглядно-слуховые, тактильные приемы.

    Оборудование:

    • пособие «Пертра»
    • схема дороги формата А4
    • лист  с изображением четырёх схем дороги
    • макет города цифр
    • тактильные дощечки
    • тренажер «Попади в кольцо»
    • разрезная цифра «4» на каждого ребёнка
    • разноцветные, картонные  цифры «3» разные по размеру
    • контуры цифр от 1 до 5
    • деревянные цифры от 1 до 5

    Ход НОД:

    Организационный момент.

    Приветствие гостей.  

    Тифлопедагог: «Ребята, пройдите по цветным следам и я покажу вам город Цифр».

    Введение в тему занятия.

    Дети подходят к макету города.

    Тифлопедагог: «Посмотрите внимательно, вы видите цифры?  Я тоже их не нашла. Цифры спрятались, но если мы выполним несколько заданий, то обязательно их найдем. Готовы?»

    Игра «Цветные клетки».

    Тифлопедагог предлагает детям встать на клетки заданного цвета.

    Тифлопедагог: « Ребята, стойте ровно, смирно как солдаты и слушайте мои команды. Я скажу куда вам двигаться, чтобы дойти до места, где спряталась первая цифра». (Дети выполняют задание по  индивидуальным  инструкциям  две клетки вправо, одна клетка назад и т.д.).

    Таким образом, дети доходят до клеток, где под резиновыми ковриками лежат конверты (в них разрезная цифра «4»).

    Тифлопедагог: «Подойдите к столам и соберите первую цифру, которую вы нашли»  (после выполнения задания детям выдается одна цветная цифра «4»).

    Игра «Выложи дорогу по схеме» (пособие «Пертра»)

    Тифлопедагог: «Перед вами схема дороги, используя элементы из коробки, сделайте такую же дорогу».

    Дети выполняют задание. Далее  прокатывают машинки по дороге, называя направление движения.

    Тифлопедагог просит детей закрыть глаза и   переворачивает поле с дорогой, меняя таким образом  дорогу. Остальные дети также прокатывают машинку по дороге, называя направления движения.

    Тифлопедагог просит детей закрыть глаза и   переворачивает поле с дорогой, возвращая её в исходное положение.

    Игра «Найди схему»

    Тифлопедагог ставит на подставке лист бумаги, где на зелёном фоне изображены четыре различные  схемы дороги.

    Тифлопедагог: «Перед вами четыре схемы дороги, найдите ту, по которой вы построили эту дорогу». Дети находят и показывают правильную схему.

     Тифлопедагог вновь обращает внимание детей на поле пособия «Пертра» и просит одного из детей вынуть  квадрат, который находится в нижнем правом углу, там дети находят следующую цветную цифру «2».

    Зрительная гимнастика «Метка на стекле».

    Дети, не снимая очков, смотрят обоими глазами на метку (оранжевые смайлики) 2-3 секунды, затем переводят взор на объект вдали на 1-2 секунды, после чего поочередно переводят взгляд то на метку, то на объект.

    Игра «Тактильные дощечки»

    Тифлопедагог: «Пора отправляться дальше на поиски цифр. Садитесь за столы. Каждому из вас я дам вот такие дощечки, на них нанесена дорога. Ваша задача: пройти по дорожке и найти цифру. Но сделать это нужно пальцами рук с закрытыми глазами. Я поставлю ваши руки на начало пути. Какую поверхность вы ощущаете? (холодную, гладкую, круглую). Дорога по которой движутся ваши пальцы какая на ощупь? (шершавая, пушистая, ровная, ребристая)».

    В конце лабиринта дети находят и узнают цифру «1». (После чего получают цветную цифру «1»).

    Игра «Попади в кольцо».

    Тифлопедагог: «Подойдите к столу, я хочу проверить вашу меткость. Нужно попасть в кольцо указкой, не задевая краев кольца».

    Дети выполняют задание по инструкции педагога: попади в кольцо, которое расположено ниже всех остальных, которое висит между красным и зелёным кольцом, между белым и черным, попади в желтое кольцо.

    Игра «Найди цифру»

    Тифлопедагог: «Закройте  глаза.  Я подскажу какую цифру мы будем сейчас искать. (тифлопедагог стучит 3 раза по столу) Сколько раз я постучала? Значит мы будем искать цифру «3». Посмотрите на стены кабинета, где то там спряталась цифра «3»».

    После того как дети находят все цифры, расположенные на стенах кабинета, тифлопедагог выдает им цветную цифру «3».

    Игра «Построй дорогу по словесной инструкции»

    Тифлопедагог: « Подойдите к столу. С помощью вот таких флажков вы построите дорогу и найдете последнюю цифру. Я обозначу начало дороги красным флажком. Флажок можно повернуть в разные стороны (направо, налево и т.д.) слушайте внимательно и поворачивайте свой флажок в ту сторону, которую я назову».

    Дети получают по три флажка и составляют дорогу по инструкции, выставляя свои флажки по очереди.

    Тифлопедагог поворачивает поле с дорогой, таким образом, что дети узнают цифру «5».

    Тифлопедагог выдает цветную цифру «5».

    Игра «Совмести по контуру».

    Тифлопедагог: « Ребята, выбирайте любую цветную цифру. Чтобы они смогли заселиться в дома, нужно каждой цифре найти её контур и совместить цветное изображение с контурным».

    Дети выполняют задание и получают соответствующую деревянную цифру.

    Игра «Посели цифру в дом».

    Тифлопедагог: « Каждая цифра живет по своему адресу. Цифра «1» живет в доме справа от дерева, цифра «2» в доме, расположенном за деревом, цифра «3»  в доме, который стоит справа от самого высокого дома, цифра «4» живет слева от дерева и цифра «5» в доме, который находится перед деревом».  (Дети размещают цифры в домах соответственно инструкции).

    Итог занятия:

    Молодцы ребята! Теперь это настоящий город цифр. Вспомните, какие задания вы выполнили, чтобы найти цифры? Какие задания вам понравились больше всего?  Спасибо вам за помощь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и ОДА посредством специально организованных занятий

    У детей 5-6 лет с нарушением зрения и ОДА развитие тонкой моторики находиться на низком уровне или совсем не сформировано. Целеноправленная, комплексная работа способствует развитию тонкой моторики де...

    Презентация "Использование камушков "Марблс" для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения".

    Красота "Марблс" завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Мы используем камушки "Марблс" в непосредственно-образовательной деят...

    Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

    Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности....

    Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

    Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...

    Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» «Деревня «Простоквашино». (для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения)

    Программное содержание:Образовательные  задачиПродолжать учить детей  согласовывать числительные (один, два, четыре, пять) с существительными, закреплять навыки словообразования.Продол...

    Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

    Современные исследования подтвердили, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  Для успеха коррекционной работы очень важ...