Методическая разработка по теме "Звук и буква Ч"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Кольцова Татьяна Вячеславовна

Материал по теме звуко-буквенного анализа на коррекционных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotkv.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: Звук и буква «Ч»

Цель: Закреплять произношение звука [Ч], познакомить детей с буквой [Ч], продолжать работу по обучению согласованию имен прилагательных с именами существительными, звуко-буквеннный анализ слов со стечением согласных, закреплять навыки печатания, чтения, развивать внимание, память, мышление, фонематическое восприятие. Правописание ча, чу

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный этап «Сядет тот кто назовет первый звук в своем имени»

2. Постановка цели «Ребята сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой»

а) Загадка «Ног нет, а хожу рта нет, а скажу, когда всем спать, а когда вставать. »(часы)

С какого звука начинается слово часы?

б) Артикуляция звука [Ч]. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы заборчиком, имеют щель; кончик языка ударяется в бугорки за верхними зубами. Струя воздуха выходит толчками. (Проверить тактильно). Произнесение звука [Ч]. Картинка-символ, кузнечик стрекочет: «ч-ч-ч».

в) Характеристика звука [Ч] - согласный, всегда только мягкий.

3. Игра «Позвони в колокольчик, если услышишь звук [Ч]»

[С’], [Ч], [Ш], [Ш], [Ч], [Т’] [С’], [Ч]

4. Выделение звука [Ч] в словах по картинкам, проговаривание слов с одновременным определением слогового состава: чемодан, собачка, чайка, туча, чижи, летчик, пчелка, грач, качели, врач.

5. Повторить чистоговорку:

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча

Чу-чу-чу – молоточком я стучу

Оч-оч-оч – скоро будет ночь

6. Знакомство с буквой [Ч] показ буквы [Ч]. Найти эту букву на улице Сезам. На что похоже буква [Ч]?

а) Стихотворение.

Да, вы правильно решили.

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами друзья,

Буквы путать нам нельзя.

б) Ощупывание буквы [Ч] из бархатной бумаги в направлении письма.

7. Чтение прямых и обратных слогов, пошла буква[Ч] в гости к гласным, которые живут в теремке, подошла и стучит тук-тук, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? А буквы ей отвечают А, У, О, И, Е, Ё, а ты кто? Я буква Ч, пустите меня к себе, будем вместе жить. Пошла буква Ч по этажам знакомиться с буквами: ЧА, ЧУ, ЧО, ЧЕ, ЧИ, ЧЁ, АЧ, УЧ, ОЧ, ЕЧ, ЁЧ. Слоги ЧО, ЧЁ, звучат одинаково.

Дружат гласные с согласными

Составляют вместе слог.

8. Звуко-буквенный анализ слова точка, преобразование слов. Дочка, кочка, мочка, ночка, почка.

Физкультминутка.

Чики – чики – чикалочки Ноги вместе, подскоки на месте,

Едет гусь на палочке, Одна нога вперед другой, подскоки.

Уточка на дудочке, «Утиный шаг» вперевалочку.

Петушок на будочке, Грудь вперед, посеменить ногами.

Зайчик на тачке, Руки перед грудью, прыжки.

Мальчик на собачке. Бег на месте.

9. Игра «Скажи ласково».

Рука-ручка, вода-водичка, утка, ваза, шапка, птица, избушка, рубашка, палец, кувшин, подушка.

10.«Письмо с ошибками». Ребята, нам из детского сада «Светлячок» пришло письмо,

но в письме есть ошибки, которые нужно исправить.

Текст письма:

Здравствуйте дети. Приезжайте к нам в гости. Мы к вашему приезду из малины испечем яблочный пирог. Мы сделаем из груш клубничное желе. Мы отожмем из слив апельсиновый сок. Мы сварим из черемухи вишневое варенье.

Это правильно? А как нужно сказать?

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик хочет спать! Загибать пальцы

Этот пальчик прыг в кровать! Начиная с большого

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул!

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди! Сжимать и разжимать пальцы.

Встали пальчики, ура,

В детский сад идти пора!

11. Работа в тетрадях: нарисовать с помощью трафарета часы, записать в них слоги.

12. Ребус.

Отгадать и прочитать полученные слова(уточка, веточка, веточка, весточка, косточка, кисточка.)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Послушные буквы"

В последние годы возросло количество детей, встречающимися с различными трудностями обучения в начальной школе.Поэтому необходимость введения профиактической работы по предупреждению ошибок чтения и п...

Методическая разработка с презентацией: "Путешествие на планету буквы и звука Ж"

В методической разработке дан конспек проведения логопедического занятия " Путешествие на планету буквы и звука Ж", проводимого в старшей логопедической группе и презентация для сопровождения занятия....

Собственная методическая разработка "Звук и буква Х"

Представленный конспект занятия содержит задания для детей старшего и подготовительного возраста с диагнозом ОНР, позволяющие развивать у них фонематические функции, зрительное и слуховое внимание, ра...

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».

Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.Задачи:Коррекционно-образовательные:·        активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;·...