Формы и виды организации НОД по речевому развитию с воспитанниками группы компенсирующей направленности.
статья по коррекционной педагогике на тему

Клименко Татьяна Анатольевна

 

Развитие речи – одно из основных направлений в обучении детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что правильное понимание и активная речь – залог умственного развития и полноценного овладения любым видом практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формы и виды организации НОД по речевому развитию с воспитанниками группы компенсирующей направленности.

Развитие речи – одно из основных направлений в обучении детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что правильное понимание и активная речь – залог умственного развития и полноценного овладения любым видом практической деятельности.

Рассмотрим формы организации образовательного процесса.
Форма организации - это способ организации НОД, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Формы отличаются:

·        по количественному составу участников,

·        характеру взаимодействия между ними,

·        способам деятельности,

·        месту проведения.

В детском саду используются фронтальные (общегрупповые), групповые (подгрупповые), индивидуальные формы организованной деятельности.

Индивидуальная форма организации позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших эмоциональных затрат; создает некий дискомфорт; ограничивает сотрудничество с другими детьми.

Групповая форма организации. Группа делится на подгруппы.  Основания для комплектации: общность интересов, уровень развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная        форма организации. Работа ведется со всей группой, есть четкое расписание, единое содержание.

По эффективности и результативности проведение фронтальных занятий по развитию речи в разновозрастных группах имеет отрицательные и положительные моменты.
Отрицательные моменты:
а) затрудняется решение тех речевых
задач, которые являются конкретными для каждого возраста.

б) младшие дети в основном включены в процесс восприятия готовых знаний, а все задачи за них охотно решают старшие;
в) педагог вынужден
 снижать верхний предел заданий, усреднять, делать доступными для понимания малышей.

Но есть и положительные моменты:
а) особенно ценным является
 межвозрастное взаимодействие дошкольников, позволяющее использовать принцип взаимообучения. Это дает больший эффект, чем прямое влияние педагога.

б) можно использовать и такую форму организации взаимообучения при которой дети объединяются в пары, происходит прямое взаимодействие, т.е. сотрудничество;
в) разновозрастный состав группы создает 
благоприятные условия для общения старших детей с младшими. Старшие дети оказывают помощь, обучаю т младших, происходит прямое взаимодействие, т.е. наставничество.

Рассмотрим также виды организации образовательной деятельности (варианты проведения фронтального занятия) на примере разновозрастной группы, в которую входят дети младшего и среднего возраста.

I вид — ступенчатое начало занятия

На первом этапе работу начинают дети средней группы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей группы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые участвуют в заключительной беседе.

Например, занятие по Звуковой культуре речи. Звуки Ш-С. Задача для младших — формировать умение четко и правильно произносить звуки, различать на слух слова с ними; для старших — определять наличие звука в слове, упражнять в подборе слов с данными звуками. В конце — использовать для всех общую игру. 

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия  

Начало деятельности общее для всех: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе младшие дети участвуют в общем занятии: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют дети средней группы: заключительная беседа, диалог.

 Например, работа со сказкой. Педагог спрашивает о том, какие сказки дети помнят, могут ли назвать, какие среди них любимые. Рассказывает или читает новую. Отпускает играть младших. Со старшими работает по содержанию сказки, речевым задачам, инсценирует отдельные моменты.

ІІІ вид — одновременная деятельность детей
по разному программному содержанию 

Этот вид организации образовательной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Решаются специфические для каждого возраста учебные задания. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя или воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней группы.

После выполнения заданий подгруппы меняются местами.

 Например, рассказ по картине. Задача для детей младших – формировать умение отвечать на вопросы; для старших — формировать умение составлять рассказ. На таких занятиях практикуется дифференцированная постановка заданий: «Сейчас будут говорить только старшие, а малыши послушают».
Или – 
старшие отгадывают загадки об овощах и самостоятельно придумывают загадки на ту же тему, а младшие в это время раскрашивают овощи в книжке-раскраске.

ІV вид — отдельная деятельность детей

В этот вид организации образовательной деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия специалистами или двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.

Педагог, организовывая образовательно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

Конспект открытого подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Культурную речь и слушать приятно».

Конспект открытого подгруппового занятия по речевому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Культурную речь и слушать приятно». ...

Перспективное лексико-тематическое планирование по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности на 2016-2017 учебный год по Нищевой

Перспективноелексико-тематическое планирование по речевому развитиюв старшей группе компенсирующей направленностина 2016-2017 учебный год...

Перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 « Речецветик»

Перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитиюв средней группекомпенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 « Речецветик&raq...

Конспект НОД " Пернатые друзья" по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности

Формировать умение составлять небольшой  рассказ творческого характера, используя схемы. Совершенствовать монологическую речь. Упражнять детей в подборке к существительному прилагательных, глагол...