Использование проектной деятельности для взаимодействия специалистов ДОУ с семьей ребенка со сложным дефектом
проект по коррекционной педагогике

  Доклад учителя-логопеда  ДОУ о проекте  «Эмоциональное благополучие  ребенка со сложным дефектом» на XIII педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных образований». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья  №23 «Солнышко»

Использование проектной деятельности для взаимодействия специалистов ДОУ с семьей ребенка со сложным дефектом

Подготовила:  учитель-логопед

Кушнарева В.В.

В нашей группе воспитываются дети со сложным дефектом, т.е.  дети с ограничениями в физическом, интеллектуальном и речевом развитии. Родители, воспитывающие таких детей, очень часто испытывают проблемы разного характера, а особенно проблемы эмоционального неблагополучия в семьях. Беседуя с родителями наших детей, нами было отмечено, что многие родители находятся в постоянном психоэмоциональном напряжении и не владеют приемами саморегуляции. Также, была отмечена их эмоциональная ограниченность и не умение оказать своему ребенку полноценную эмоциональную поддержку. Это отрицательно сказывалось на эмоциональном состоянии их детей и не способствовало их  гармоничному  эмоциональному развитию. Одним из вариантов решения данной проблемы стала реализация разработанного нами проекта  «Эмоциональное благополучие  ребенка со сложным дефектом»

Цель: оказание психолого-педагогической помощи родителям в развитии эмоционального восприятия детей со сложным дефектом  и обеспечении его психологического благополучия в семье.

Задачи проекта:

- создать условия для благоприятного климата взаимодействия педагогов, родителей и детей;

- познакомить родителей с некоторыми приемами регуляции эмоционального состояния и нейтрализации эмоциональных переживаний;

- сформировать в сознании родителей положительные установки для взаимоотношения с детьми;

-научить родителей эмоционально выражать свое отношение к событиям и передавать его детям.

Срок реализации проекта: краткосрочный,  4 мес.

Участники: специалисты группы (учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель), воспитатели, родители и дети.

Вид проекта: практико – ориентированный.

Взаимодействие специалистов с семьей осуществлялось поэтапно:

1 этап – изучение родительских социально-психологических установок и понимания своей роли в эмоциональном благополучии ребенка.

Педагог – психолог провела тестирование родителей для изучения уровня их психоэмоционального состояния; а учитель – логопед и воспитатели провели анкетирование и беседы на темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Взаимоотношения в семье « и др.

2 этап. После обработки полученных результатов был разработан ряд мероприятий, направленных на обучение родителей конкретным приемам саморегуляции своего эмоционального состояния и адекватного эмоционального общения с ребенком.

1. Тренинг  для родителей «Снятие эмоционального напряжения».  По итогам психологического тестирования, был отмечен повышенный уровень психоэмоционального напряжения родителей. Задача педагога – психолога заключалась в том, чтобы объяснить родителям причины возникновения эмоционального напряжения, а также показать  практические упражнения на формирование положительного фона и способов саморегуляции эмоционального состояния.

Участие в тренинге учителя – логопеда и воспитателя способствовало установлению доверительных и партнерских отношений с родителями для дальнейшей плодотворной работы.

Следующим был проведен семинар для родителей «Эмоциятерапия». Его задачи: дать родителям практические рекомендации по развитию эмоций; сформировать положительные установки для взаимодействия родителей с детьми.  Учителем –логопедом были подобраны и проведены игры - задания, направленные на развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков  («Волшебные конфеты», «Ароматные коробочки», «Эмоциональное чтение», психогимнастика «У зеркала» и др.);  

Совместно с воспитателем родителям предложили поучаствовать в дискуссии по типу вопрос – ответ о понимании роли взрослого в эмоциональном благополучии ребенка. Активное обсуждение со стороны родителей и педагогов способствовало обмену опытом семейного воспитания.

Следующим мероприятием было решено провести практикум для родителей и детей «Влияние музыка на эмоциональное развитие ребенка. Его задача: познакомить родителей с упражнениями, способствующими развитию и коррекции эмоциональных состояний детей.

Музыкальный руководитель рассказала о влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости детей, провела дискуссию на тему: «Какую музыку вы слушаете дома?».  Учителем – логопедом совместно с МР были предложены практические упражнения, способствующие развитию эмоционального и речевого восприятия ребенка, а также способствующие развитию положительного фона общения родителей и детей: музыкальные игры «Мамочка», «Солнышко и тучка» и др.; «Покажем сказку, слушая музыку»; эмоционально – тактильные игры.

Практикум  для родителей и детей «Давайте поиграем» ставил задачей закрепить у родителей полученные приемы работы по развитию эмоциональной  сферы ребенка.  Учитель -логопед использовала практические приемы, которые побуждали родителей эмоционально выражать свое отношение к событиям и передавать их детям:  психогимнастика «У зеркала», эмоционально – тактильные игры, эмоциональное чтение  и активное слушание музыки.

После этого родителям был предложен совместный показ  сказки «Колобок» с использованием всех вышеперечисленных приемов. Родители с детьми сами выбирали себе роль и активно изображали ее с использованием разных приемов (мимика, характерные звукоподражания и проговаривания слов, движения под музыку и др.) .

Информационным продуктом совместной деятельности педагогов проекта были памятки  и рекомендации для родителей после каждого мероприятия на темы: «Способы снятия эмоционального напряжения», «Золотые правила для родителей», «Музыка для домашней фонотеки»,  «Эмоционально-тактильные игры с ребенком» и «Эмоциональные стихи и сказки».

Продуктом совместной деятельности родителей и детей было организация и проведение выставок на темы: «Нарисуй музыку», «Нарисуй стихотворение», «Наши эмоции».

Заключительным этапом работы была проведена оценка эффективности реализации проекта:

- для повторного определения уровня психоэмоционального напряжения родителей педагог-психолог использовала тесты и беседу;

- для определения уровня пед.культуры родителей в развитии эмоционального восприятия детей и обеспечения психологического благополучия в семье, учитель – логопед и воспитатели использовали метод анкетного опроса и беседу.

Критериями эффективности работы, на наш взгляд, являются:

- высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний и установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками проекта,

- использование родителями предложенных приемов в работе с детьми,

- положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками процесса в ходе реализации проекта мы получили следующие результаты: удалось в достаточной степени способствовать повышению уровня эмоционального развития детей, создать благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с ОВЗ и даже немного способствовать решению некоторых внутриличностных конфликтов и проблем родителей.

Таким образом, мы убедились в том, что совместный проектный метод работы всех специалистов является достаточно эффективной формой работы ДОУ с семьей и способствует повышению осведомленности родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проектной деятельности во взаимодействии детского сада с семьями воспитанников

Создание единого образовательного пространства семьи и ДОУ....

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом

Заключение: психическое развитие не соответствует условно возрастным нормам (задержка психического развития, парциальная несформированность смешанного типа), медленный темп деятельности, сниженная раб...

Адаптированная образовательная программа для ребенка со сложным дефектом (безречевого)

Заключение: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что ...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование проектной деятельности во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам духовно-нравственного воспитания»

Дошкольное детство – уникальный период в течении которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Работа с семьями воспитанников должна у...

Итоговое индивидуальное логопедическое занятие для ребенка со сложным дефектом по теме: «Транспорт»

Ребенок со сложным дефектом: ДЦП, стастический тетрапарез; легкая умственная отсталость; ОНР 3 уровня, дизартрия....

Модель развития экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сот

Модель  развития  экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специа...