Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Рассматривание и описание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри» с использованием ИКТ"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Бончукова Светлана Васильевна

Данный материал будет интрересен и полезен педагогам при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с былинной живописью и обучении составлению описательных рассказов по картине при помощи элементов мнемотехники, дидактического синквейна и моделей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bonchukova_konspekt.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста

по теме: Рассматривание и описание репродукции картины

В. Васнецова «Богатыри» с использованием ИКТ.

Задачи:

1.Познакомить детей с былинным жанром живописи -  с репродукцией картины В. Васнецова « Богатыри»; развивать умение детей воспринимать характерные особенности картины посредством различных видов искусств (художественное слово, музыка, живопись).

2. Формировать умение чувствовать настроение картины, выделять выразительные средства (цвет, внешний вид богатырей, их  настроение, изображение их одежды и  доспехов).

            3. Обогащать словарный запас детей за счет слов, обозначающих названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), снаряжение русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук), формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные слова и выражения.

4. Продолжать учить связно, последовательно и выразительно составлять рассказ по картине, с использованием приемов мнемотехники, дидактического синквейна и моделей,  отмечая различия и сходства между богатырями, особенности окружающего пейзажа, подбирая точные слова для характеристики их облика.

5.Воспитывать интерес к истории и традициям России,  чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Предварительная работа: Чтение былин о богатырях, прослушивание  записей музыки:  песня «Богатыри русские» (сл. С.Намина, муз. А.Пахмутовой), А. Бородина «Богатырская симфония»

Материалы: проектор, меч, палица, свиток, иллюстрации с изображением  оружия и обмундирования современного и времен Древней Руси, СD -  проигрыватель.

Содержание:

Педагог

Дети

Дети входят в группу и видят лежащие на ковре палицу, меч и свиток.

Как вы думаете, ребята, кому могут принадлежать эти предметы?

 Я согласна  с вами, вы правильно назвали все эти предметы.

 И сегодня, зная, что вы любите путешествовать, я хотела бы вновь пригласить вас  в увлекательное путешествие в прошлое.

Но для начала давайте   вскроем  этот свиток, вдруг там есть для нас еще какая-то важная информация. (Педагог разворачивает свиток и зачитывает написанный в нем текст)

Педагог:

Чтоб отправиться вам в путь,

Нужно вправо повернуть,

До 5 вам посчитать.

«Время, стоп! » - дружно сказать.

А вы действительно, ребята, хотите отправиться в путешествие во времени, не боитесь? Тогда вперед!

  На экране появляется слайд №2 с изображением Древней Руси.

Как вы думаете, где мы с вами оказались?

Педагог: Ой, а здесь опять какой-то старинный свиток, давайте его вскроем его и посмотрим, что же там. А  в нем,  ребята,  загадки. 

(Воспитатель загадывает детям загадки)

  1. Рубашку такую не вяжут,  не шьют. Ее из колечек железных плетут.

(слайд №4 с изображением кольчуги)

  1. Железная шляпа с острым концом, спереди клюв навис над лицом.

( слайд №6  с изображением шлема)

  1. Чтоб грудь защищать от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит – тяжелый, блестящий, кругленький…

( слайд №8  с изображением щита)

  1. Оружие это не просто поднять, не просто его и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…. Ну, что догадались? Конечно, же……

(слайд № 10 с изображением меча)

        5. На длинном древке – клинок-острие,

ответит любой, что это….

(слайд №12 с изображением копья)

  1. Себя защитить в старину от врага, всегда помогала в бою ……

(слайд №14 изображением булавы)

Как вы думаете, кому могли принадлежать все эти вещи?

А почему вы так думаете?

(слайд №15  с изображением богатыря в экипировке)

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Собери богатыря в дорогу»

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве – реке», на экране – репродукция картины В.М. Васнецова «Три богатыря» (слайд №16)

Педагог:

Русь – земля моя родная -

 Городов великих мать:

 Не найти конца и края

 И на счёт не сосчитать.

 Залюбуешься невольно,

 Став на видный косогор:

 Здесь и соколу раздольно,

 И для всадника простор;

 Тут и синие озера,

 Тут и реки, и моря…

 Оглядеть не хватит взора -

 Русь, короче говоря.

 Люди русские, когда-то,

 В очень давние года,

 Жили вольно и богато,

 Процветали города.

 Богатырские дружины

 Охраняли их покой.

 У князей на именины

 Пиво пенилось рекой.

 (С. Боровский)

Посмотрите на картину, ребята!

Кто здесь изображен?

 Кто изображен в центре?

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Кто слева от Ильи Муромца?

Кто справа?

Какими качествами обладал Алеша Попович?

Куда смотрит каждый из богатырей?

Что охраняют богатыри?

Главным другом богатырей был конь. То, что на лошади, называется упряжью.  

Что  относится к упряже?

(слайд № 17 с изображением коня с уздечкой)

(слайд № 18 с изображением стремени)

(слайд № 19 с изображением седла)

Педагог: А как  еще по-другому можно назвать богатырей?

             У богатыря одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Даже трудно представить богатырей иначе, чем они изображены на картине, такие они могучие, сильные и статные.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери похожие слова (синонимы) и сравнения к словам». Сначала подберите синонимы к словам:

    богатырь

   

    смелый

А теперь попробуйте подобрать сравнения к словам

                           смелый, как…

                           храбрый, как…

                           могучий, как…

                            сильный, как...

Богатыри - смелые и отважные  воины, тысячу лет прошло, а мы до сих пор гордимся делами и подвигами этих витязей - богатырей. Когда богатыри собирались вместе, как мы видим на этой картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят.

А вы знаете какие-нибудь пословицы о смелости и отваге?

         

(Дети перечисляют знакомые им пословицы).

Физкультминутка «Богатыри»

1, 2, 3, мы теперь богатыри.

Встанем прямо, ноги шире,

Руки в стороны поднимем.

А теперь возьмем стрелу

И натянем тетиву.

Далеко   летит она,

Уже даже не видна.

На границе мы стоим,

Зорко – зорко вдаль глядим.

Подрастем мы и смотри,

Станем, как богатыри!

Педагог: А теперь, я предлагаю вам придумать рассказ по этой картине, для этого даю вам схемы, пусть каждый выберет любую по своему желанию и составит свой рассказ с их помощью.

Слайд №21 (мнемотаблица)

Слайд № 22 (схема «до и после»)

Слайд №23 (синквейн)

 Молодцы, ребята! Но время пришло нам возвращаться в группу, сейчас мы с вами  снова повторим слова и окажемся в группе. (Дети произносят слова и оказываются в группе)

 Давайте вспомним, где мы были. Что видели?

Предлагаю вам продолжить следующие фразы:

  • Мне захотелось …

  • Меня удивило ….

  • Мне было интересно …

  • Мое настроение …..

        Педагог: Спасибо, ребята! Вы сегодня были молодцы!

 Воинам, богатырям

(Дети произносят слова из текста свитка)

На Руси, в древнем Киеве.

Кольчуга

Шлем

Щит

Меч

Копье

Булава

Богатырям

Дети отбирают иллюстрации обмундирования и оружия, соответствующего эпохе богатырей, называют их  и объясняют свой выбор.

Богатыри.

В центре – Илья Муромец

Он самый старший, мудрый богатырь.

Добрыня Никитыч

Алеша Попович

Смекалкой, хитростью, дерзостью.

Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

Землю русскую, ее границы.

Уздечка

 

Стремена

Седло

Витязи, крепкие духом воины.

Силач, воин, борец, витязь, храбрец

Отважный, бесстрашный, храбрый, мужественный

лев, тигр

самурай

дуб, ветер, вихрь, скала

великан, ураган, тайфун, землетрясение

Тот герой, то за родину горой.

Кто смел, тот на коня сел.

Сам погибай, а товарища выручай.

Жить – Родине служить.

Русский солдат умом богат.

Тот герой, кто за родину горой.

Кто смел, тот на коня сел.

Сам погибай, а товарища выручай.

Жить – Родине служить.

Русский солдат умом богат.

(Дети имитируют движения согласно тексту физкультминутки).

(Дети составляют рассказы, взяв за основу 3 схемы по своему выбору.)

 

Мы познакомились с новой картиной – «Богатыри», которую написал Виктор Васнецов.

Мне захотелось стать похожим на богатырей - быть сильным и могучим, чтоб защищать свою страну.

Меня удивило, что  у Ильи Муромца была такая тяжелая булава .

Мне было интересно отгадывать загадки об оружии богатырей.

Мое настроение хорошее, я гожусь, что на Руси были такие  защитники.

Приложение

Мнемотаблица

1.Название картины и ее автор;

2.Рассматривание картины в целом;

3. Передний и задний план картины;

4. Кто (что) главное;

5.Рассматривание деталей;

6.Цветовая гамма;

7. Настроение картины, мое отношение;

8. Вхождение в картину (что я почувствовал бы, если оказался бы рядом с героями картины).

«До и после»

Выбери героя и придумай, что он делал раньше до появления на картине, что будет делать потом.

Синквейн

  1.  Одно слово-предмет, отражающее главную идею;
  2. Два слова-признака, характеризующие предмет;
  3. Три слова – действия, описывающие действия в рамках темы;
  4. Фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;
  5. Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР по формированию целостной картины мира.

Тема: «Ранняя весна».Цель: закрепить и уточнить знания о признаках ранней весны, изменениях в мире природы, мире животных и людей.Задачи 1.       Коррекционно...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познание викторина «Угадай мультфильм» с использованием ЭОР

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познание викторина «Угадай мультфильм» с использованием ЭОР...

КОНСПЕКТ НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Петропавловской крепости» с использованием образовательных технологий (игровой, исследовательской и ИКТ)

КОНСПЕКТНОД с детьми старшего дошкольного возраста«Путешествие по Петропавловской крепости»с использованием образовательных технологий(игровой, исследовательской и ИКТ)...

Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Рассматривание картины В. Васнецова "Аленушка"

Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Рассматривание картины В. Васнецова "Аленушка". Учить детей рассматривать сюжетную картину. Формировать...

Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста "Как Илья из Мурома богатырем стал"

В ходе данного занятия у  детей старшего дошкоьного возраста формируется представление об особенностях русского быта и идет приобщение к мстокам русской народной еультуры....