Конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста "Как Илья из Мурома богатырем стал"
план-конспект занятия (старшая группа)

Антонова Лариса Александровна

В ходе данного занятия у  детей старшего дошкоьного возраста формируется представление об особенностях русского быта и идет приобщение к мстокам русской народной еультуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Конспект Организованной Образовательной Деятельности

                     на основе сказок для детей 6-7 лет

Игровое занятие по сказке «Как Илья из Мурома богатырем стал»

                                                                                                                          Антонова Л.А.

Цель: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием схем-пиктограмм на материале русской народной сказки «Как Илья из Мурома богатырем стал».

Задачи: приобщать детей к истокам русской народной культуры, формировать представления об особенностях русского быта; формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, падежные и предложно-падежные конструкции, подбирать родственные слова.

Ресурсы: картинки и фигурки с изображением русского богатыря; вырезанные из бумаги элементы одежды богатырей и оружие; репродукция картины В.М.Васнецова «Три богатыря», аудиозаписи.

                                       Содержание ООД

1. Организационный момент

Звучит подходящая по тематике музыка. Педагог предлагает детям рассмотреть картину В.М. Васнецова «Три богатыря»

2. Беседа по теме «Кто такой богатырь?»

Богатыри – это люди, которые обладали особенными чертами, невиданной силой, безграничной храбростью, умением лихо скакать на коне, метко стрелять. Слово «богатырь» заимствовано из других языков и означает «бог», «богатый»

Дети называют самых известных русских богатырей.

Произведения о богатырях называют «Былинами» - это сказка и быль одновременно. Эти истории сочинял русский народ в те давние времена, когда Россию называли Русью. Былины передавались деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку и дошли до нас почти без изменений. Из них мы и узнали о богатырях и их подвигах.

3. Загадки

Железная шапка с острым концом

А спереди клюв навис над лицом…….шлем

Оружие это не просто поднять.

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч!

Ну что, догадались? Конечно же…….меч

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка-

На левой руке у героя висит

И легкий, и прочный узорчатый…..щит!

Рубашку такую не вяжут, не шьют

Ее из колечек железных плетут……кальчуга

4. Работа с текстом сказки «Как Илья из Мурома богатырем стал»

Чтение сказки и выполнение речевых упражнений.

 Объяснение значений устаревших слов:

Нехожалые ноги – ноги не ходят.

Недержалые руки – руки не держат.

Странник – человек, который странствует, путешествует.

Умаяться – устать.

Не слези – не расстраивай.

Тын – забор.

Шелудивый – имеющий на коже болячки, сыпь; в переносном значении плохой, скверный.

Задания для детей в парах:

  1. Назовите предметы облачения богатырей
  2. Назовите предметы современной одежды и сравните с богатырской
  3. Назовите транспорт богатырей и современный
  4. Какие пословицы и поговорки вы знаете про богатырей

(Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто попадает. Тот герой, кто за Родину – горой! Сам погибай, а товарища – выручай!)

5. Упражнения по формированию грамматических категорий.

- Образование существительных с увеличительными и уменьшительно-ласкательными суффиксами

У обычного человека рука, а у богатыря – ручища

нога – ножища

глаза-

борода –

нос –

рот –

сапоги –

рубаха –

сундук –

По сравнению с богатырем все предметы кажутся маленькими. Назовите их:

стол – столик                          сапог -

дом – домик                            рубашка -

стул –                                       нос -

крыльцо –                                рот

окно –                                      дверь -

- Образование падежных конструкций.

КОГО защищали богатыри?

КОМУ помогали богатыри?

ЧЕМ сражались богатыри?

С КЕМ сражались богатыри?

НА ЧЕМ ездили богатыри?

- Подобрать слова признаки, характеризующие богатыря:

Могучий, смелый, храбрый……..

- Образование сравнительной степени имен прилагательных:

Обычный человек сильный – богатырь сильнее

                                смелый –

                                надежный –

                                добрый –

                                умный –

                                 крепкий –

                                 ловкий –

                                 высокий –

6. Пересказ сказки «Как Илья из Мурома богатырем стал» с опорой на схему- пиктограмму

7. Итог (рефлексия)

Составление описательного рассказа о богатыре.


Вся из дерева она

С виду будто бы одна

Глазки, губки и реснички,

А в ней спрятаны сестрички!

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Что было сказкой, то стало былью"

  Основные задачи:·       формирование  у детей знаний о значении технического прогресса в жизни человека;·       развитие ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Рассматривание и описание репродукции картины В. Васнецова «Богатыри» с использованием ИКТ"

Данный материал будет интрересен и полезен педагогам при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с былинной живописью и обучении составлению описательных рассказов по картине при помощи элеме...