Программа профилактики страхов у детей дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике

Воронина Карина Олеговна

Представлена программа профилактики страхов у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strahi.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Программа профилактики страхов у детей дошкольного возраста

Воронина Карина Олеговна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада №104 комбинированного вида Невского района, г.  Санкт-Петербурга

Пояснительная записка

Актуальность проблемы, Перечисление авторов

По мере роста и развития у ребенка появляются страхи, вначале они обусловлены инстинктами самосохранения, а затем психологическим и социальным взрослением

Актуальность данной программы профилактики заключается в том, что увеличивается число детей, у которых увеличивается количество и частота страхов.

Авторы, занимавшиеся проблемой страхов А.И. Захаров, B.C. Мухина, М.В. Осорина, A.M. Прихожан и другие.

  1. Цель программы

Коррекция страхов детей дошкольного возраста.

  1. Задачи программы
  1. Коррекция страхов детей дошкольного возраста
  2. Просвещение родителей по проблеме страхов
  3. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
  4. Повышение уровня самооценки
  5. Развитие коммуникативных способностей
  6. Развитие чувства принадлежности к группе
  1. Принципы программы

В программе реализованы следующие принципы:

  1. Системности задач
  2. Принцип единства профилактики и диагностики
  3. Деятельностный принцип
  4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
  5. Принцип комплексности методов
  6. Принцип активного привлечения родителей и педагогов

  1. Критерии эффективности работы
  1. Повышение представлений о собственной ценности,
  2. Снижение уровня тревожности.
  3. Повышение уверенности дошкольников в себе; 
  4. Снижение тревожности; 
  5. Снижение количества страхов;

2.2 Тематический план

Полные тексты всех упражнений находятся в приложении.

Содержание

Цель

Работа с детьми

Коррекция и профилактика страхов

Занятие 1. Развитие чувства сплоченности и принадлежности к группе

  1. Рукопожатие
  2. Дракон кусает свой хвост
  3. Объятье

Развитие чувства сплоченности и принадлежности к группе

Занятие 2. Развитие самооценки

  1. Жмурки
  2. Закончи предложение
  3. В магазине зеркал

Развитие и повышение уверенности в себе, раскованности

Занятие 3. Развитие коммуникативных способностей

  1. Клубочек
  2. Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи
  3. Комплименты

развитие умения общаться, не стесняясь высказывать свое отношение к окружающему; формирование сплоченности между детьми.

Занятие 4. Развитие чувства сплоченности и принадлежности к группе

  1. Путаница
  2. Построй фигуры
  3. Пожелание

Развитие чувства сплоченности и принадлежности к группе

Занятие 5. Развитие самооценки

  1. Что за чудо зоопарк?
  2. Конкурс хвастунов
  3. Комплименты

Повышение самооценки, раскрепощение

Занятие 6. Обучение ребенка расслаблению, саморегуляции

  1. Дыши и думай красиво
  2. Очищающее дыхание 
  3. Дракон кусает свой хвост
  4. Тыкалки
  5. Тряпичная кукла и солдат
  6. Избавление от тревог

Научить ребенка расслабляющим упражнениям

Занятие 7. Развитие коммуникативных способностей

  1. Тропинка
  2. Ручеёк
  3. Совместный рисунок

развитие умения общаться, формирование сплоченности между детьми

Занятие 8. Развитие чувства сплоченности и принадлежности к группе

  1. Если весело  живется
  2. Про что сочиним?
  3. Ботинки

Развитие чувства сплоченности и принадлежности к группе

Занятие 2.

Игра «Жмурки» [4]

Цельразвитие смелости, уверенности в себе, умения ориентироваться в пространстве.

Водящему завязывают глаза. Кто-нибудь из детей крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. Затем дети разбегаются по комнате, а водящий пытается их поймать. Если ему это удается, он пытается на ощупь определить, кого поймал.

Игра «Закончи предложение» [8]
Цели: развивающая, обучающая. 
Задачи: способствовать повышению уверенности в себе, в свои силы. 
Форма работы: групповая. 
Время проведения:20 мин. 
Описание и приемы проведения игры: дети по очереди заканчивают каждое из предложений: 
Я хочу… 
Я умею… 
Я смогу… 
Я добьюсь… 
Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.

Игра «В магазине зеркал» [4]

Целькоррекция эмоциональной сферы; развитие уверенности в себе, раскованности.

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.

Взрослый предлагает детям посетить магазин зеркал. Один ребенок выбирается на роль обезьянки, остальные дети изображают зеркала. Ребенок, изображающий обезьянку, заходит в магазин и видит свое отображение в зеркалах. Он думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают тем же. «Обезьянка» грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и обезьянки тоже топают. Что ни делает «обезьянка», отражения в зеркалах точно повторяют ее движения.

Занятие 3.

Игра «Клубочек» [4]

Цельразвитие умения общаться, не стесняясь высказывать свое отношение к окружающему; формирование сплоченности между детьми.

Дети сидят в кругу, у ведущего в руках клубочек. Он обматывает нитку вокруг пальца и предает клубочек рядом сидящему ребенку. При этом ведущий спрашивает ребенка о чем-нибудь, например: «Как тебя зовут? Хочешь ли ты со мной дружить? Кого ты любишь и за что?» и т. д.

Ребенок берет клубочек, тоже обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос и задает вопрос следующему игроку и т. д.

Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи» [4]

Целькоррекция эмоциональной сферы психики; снятие барьеров в общении, мышечного напряжения.

Ведущий говорит детям: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу „Рычи, лев, рычи!”, начинайте громко рычать».

Затем ведущий предлагает детям изобразить паровоз. Дети встают в шеренгу, положив друг другу руки на плечи. «Паровоз» едет в разных направлениях то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры происходит «крушение», и все падают на пол.

Затем дети слушают спокойную музыку (релаксация)

Упражнение «Комплименты» [4]

Целькоррекция и развитие эмоциональной сферы психики; снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны.

Дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Занятие 4.

Путаница [33]

Дети встают в круг и берутся за руки. Водящий отворачивается, и игроки начинают запутываться, перелезая, как только можно, друг через друга. Затем водящий должен распутать этот клубок, не размыкая круг.

Есть другой вариант игры — без ведущего. Каждый участник берет за руки двух других, стоящих желательно не рядом. Задача, — не разнимая рук, распутаться в новый круг.

Примечание. Перед началом распутывания рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого. Можно использовать эту игру для завершения цикла игр в одной группе.

Цель игры: сплочение и бережное отношение друг к другу, снятие возбуждения

Игра - упражнение «Построй фигуры» [32]

Цель упражнения: научиться работать в команде, выполняя общую цель.

Участники встают в круг и держась за руки по команде ведущего, образуют геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольник.

Обсуждение:

- Кому понравилось выполнять это упражнение?

- Что помогало вам выполнить это упражнение?

Игра «Пожелание» [4]

Целькоррекция эмоционально-личностной сферы психики и взаимоотношений детей; воспитание доброты, уважения к сверстникам, желания видеть в людях хорошее и не стесняться говорить об этом.

Дети сидят в кругу и бросают друг другу мяч, говоря добрые пожелания.

Занятие 5.

Игра «Что за чудо зоопарк!»[18]

 Предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Цели
: повысить самооценку детей, раскрепостить их, обеспечить возможность ощутить себя в слабой или сильной роли, развивать актерские навыки.
Ход
 игры: ведущий рассказывает детям о том, что сегодня они посетят зоопарк. Звучит негромкая музыка, и ребята начинают двигаться по комнате. Ведущий показывает участникам картинки с изображением животных, добавляя к ним словесные характеристики, можно в стихотворной форме.
Для этого отлично подойдут стихи С. Я. Маршака. Например, демонстрируя нарисованного жирафа, можно вспомнить стихи:
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
А тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
После чего все участники начинают изображать длинношеего жирафа. Давать индивидуальные задания нецелесообразно: застенчивые дети будут смущаться сверстников и вряд ли изобразят животное. Коллективный показ облегчит им задачу, ведь тогда никто не будет проявляться пристального внимания к их движениям.
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: нужны пошире,
И не две, а все четыре.
Главное — хвалить детишек, подбадривая их и повышая эмоциональный фон. Когда необходимо продемонстрировать сильных, больших, смелых животных, обязательно обратите внимание на робких участников игры. Это придаст им уверенности и поднимет самооценку.
С детьми постарше можно сыграть в подготовленный вариант игры «В зоопарке». Актерам заранее выдается реквизит: грива льва, уши и хобот слона, маска обезьяны и т. д. Естественно, что такая индивидуализация требует повышенного внимания к одному из детей, но и эффект от занятия заметен сразу. Подобный вариант идеально подходит для тренингов в качестве основного задания.

Игра:"Конкурс хвастунов"  [17]
Цель: повышение самооценки ребенка 
Задачи: развить у детей самооценку 
Форма работы: групповая. 
Форма занятия: игровая. 
Ход игры: Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств". 
После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.

Упражнение «Комплименты» [4]

Целькоррекция и развитие эмоциональной сферы психики; снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны.

Дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Занятие 6.

«Дыши и думай красиво». [27]

«Когда  ты   волнуешься,   попробуй  красиво и  спокойно  дышать.   Закрой   глаза,   глубоко  вдохни:

— мысленно    скажи:    «Я —  лев», выдохни, вдохни;

— скажи:   «Я — птица»,   выдохни,   вдохни;

— скажи:   «Я — камень», выдохни,   вдохни; — скажи:   «Я   —   цветок», выдохни,   вдохни;

—  скажи: «Я  спокоен», выдохни. Ты  действительно  успокоишься».

«Очищающее дыхание».[27]

ЦелиЭто важная техника на "осознанное" дыхание, соединяющее тело и дух, особенно поможет детям в школе. Если они смогут научиться сосредотачиваться таким способом, то им будет легче настроиться на учителя, на других детей и на то многое, что от них требуется в школе.

Инструкция 

Назовите мне день, в который вы охотно идете в школу... Назовите день, когда вы не очень охотно идете в школу... Назовите ситуацию, в которой вы бываете собранными... Назовите ситуацию, когда вы взволнованы и невнимательны...

Я хочу вам показать, как можно научиться чувствовать себя уверенным, довольным и бодрым...

Сядь, выпрямившись, на стул и держи спину совсем прямо. Положи руки на стол или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотри в центр своей груди. Вдохни глубоко и выдохни без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох... Когда ты выдыхаешь, представь себе, что твой выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда ты вдыхаешь — не напрягайся, пусть воздух просто снова войдет в твое тело... Если хочешь, можешь своему дыханию придать какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представь себе, что ты выдыхаешь свое беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный цвет, например, голубой. И представь себе, что ты вдыхаешь спокойствие, уверенность и легкость.

Чтобы дети привыкли к этой релаксационной технике, вы можете ставить классическую инструментальную музыку в стиле барокко или отрывки из Моцарта. Повторите важнейшие пункты инструкции и дайте детям две-три минуты времени на это прекрасное упражнение.

«Тыкалки».[27]

Цель: обучение умению владеть своими чувствами.

Ход игры: Дети садятся на стулья, ставят ступни ног на пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до 10-ти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность. При повторном выполнении водит один из детей.

«Тряпичная кукла и солдат».[27]

ЦелиЭта простая игра поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены. Быстро напрячь мускулы и затем их отпустить — это испытанный и надежный способ расслабиться.

Инструкция

Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Покажите детям эту позу.)

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)

Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом... (10 секунд.)

Теперь опять тряпичной куклой...

Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...

Упражнение «Избавление от тревог» [27]
Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации. 
Процедура: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день... Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам... Оно ярче тысяч солнц... Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно

Занятие 7.

Коммуникативные     навыки

''Тропинка''. [21]

Дети встают друг за другом. Руководитель выбирает водящего в этой игре сам: этот ребёнок должен быть бойким, сообразительным. Участники идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок друг за другом, при этом водящий переходит воображаемые препятствия, которые называет в ходе игры руководитель (ров, лужа, река, камни, кусты и т.п.), а остальные повторяют его движения. По хлопку водящий становится в хвост змейки. Водящим становится второй стоящий в змейке. По окончании игры дети выбирают самого оригинального водящего. Во время выбора оригинального водящего, следует разобрать с детьми изображение тех препятствий, которые вызывали у большинства затруднения.

''Ручеёк''. [21]

В произвольном порядке разбиться на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки, подняв сомкнутые руки вверх, как бы образуя крышу. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д. По сути, игра представляет собой социометрическую процедуру и оказывается эмоционально значимой для каждого участника.

''Совместный рисунок''. [21]

Каждый участник по очереди рисует на доске или листе бумаги какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате получается совместный рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно придумать рисунку или имя, если это персонаж.

Занятие 8

Если весело живется [5]

Дети становятся в круг.

В е д у щ и й. Если весело живется, топай так. (Топает.)

Д е т и. Если весело живется, топай так. (Топают.)

В с е. Если весело живется, мы друг другу улыбнемся. (Поворачиваются друг к другу, улыбаются.) Если весело живется, топай так. (Топают.)

В е д у щ и й. Если весело живется, хлопай так. (Хлопает в ладоши.)

Д е т и. Если весело живется, хлопай так. (Хлопают в ладоши.)

В с е. Если весело живется, Мы друг другу улыбнемся, Если весело живется – Хлопай так. (Хлопают в ладоши.)

В е д у щ и й. Если весело живется, щелкай так. (Щелчок пальцами руки.)

Д е т и. Если весело живется, щелкай так.

В с е. Если весело живется, Мы друг другу улыбнемся, Если весело живется – Щелкай так.

В е д у щ и й. Если весело живется, делай все. (Топает, хлопает в ладоши, щелкает пальцами.)

Д е т и. Если весело живется, делай все.

В с е. Если весело живется, Мы друг другу улыбнемся, Если весело живется – Делай все Хорошо!

Игра «Про что сочиним?».[4]

Это игра чисто словесная. Предложите детям сочинить сказку. Договоритесь о теме: можно, например, придумать сказку про зайчиков. Затем вместе обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке: он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику. Зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец. А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу?‬

Вы с детьми говорите друг другу, про что именно будет ваша сказка. Через 2-3 минуты начинайте сочинять сказку. Каждый участник игры говорит по одному предложению. Начинает учитель, потом продолжают ученики. И по кругу, пока не закончите сказку.‬

Упражнение "Ботинки" [3]

Цель: повышение сплоченности класса, развитие, закрепление полученных умений и навыков.

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

После упражнения задаются следующие вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы испытали, выполняя задания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: СЕМЬЯ КАК ОСНОВНОЙ РЕСУРС ПРОФИЛАКТИКИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Страх – это эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия....

Профилактика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста»

Коррекционно-развивающее занятие  для педагогов-психологов....

Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста

У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний,  является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность против...

Программа профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста (презентация)

У дошкольников одним, из часто проявляющихся эмоциональных состояний,  является агрессия. Для психики ребенка характерными становятся обостренная восприимчивость и ранимость, неспособность против...

Организация опытно-экспериментальной работы по профилактике и коррекции страхов у детей дошкольного возраста

Научная актуальность данной работы состоит в том, что проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка, и не смотря на то, что страх является одной из опасных эмоций, ...