Методические рекомендации к дидактическому пособию «Сенсорно-адаптационная юбка».
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Руденко Татьяна Александровна

Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с  детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми  раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к дидактическому пособию «Сенсорно-адаптационная юбка».

Выполнили: Бородина Ю.А. учитель-логопед МБДОУ № 118    

                        Руденко Т.А. педагог-психолог МБДОУ № 118

Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с  детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми  раннего возраста.

Пояснительная записка
Наш детский сад участвует в проекте Управление образования администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края «Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Бикинском муниципальном районе», создавая свой проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ». В рамках этого проекта для оснащения предметно - развивающей среды учебно – дидактическим комплексом пособий по воспитанию культурно - гигиенических навыков у детей с ОВЗ были изготовлены: дидактическое пособие «Сенсорная юбка» и дидактическая игрушка «Кукла Люся на фартуке».

Дети с особенностями развития испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Воспитание у детей с ОВЗ навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Прежде всего детей с ОВЗ необходимо научить самостоятельно мыть руки, вытирать их полотенцем, самостоятельно принимать пищу, одеваться и раздеваться с минимальной помощью взрослого. Для этого необходимо развивать общую и мелкую моторику рук ребёнка. В этом нам помогают дидактическое пособие «Сенсорная юбка» и дидактическая игрушка «Кукла Люся на фартуке».

Для изготовления юбки  требуется: ткань четырёх разных цветов, для разных клиньев. 
На юбку нашиваются:
- карманы, пуговицы, замочки разных размеров и цветов; 
- атласные ленты разной длины, ширины и цвета;
- мешочки с крупой, песком, фасолью, ватой.
А также дополнительно:
- геометрические фигуры разные по цвету и размеру;
- катушки для  наматывания ленты;
- бусинки разных цветов и размеров;


Задачи:
1.Создание тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.
2.Развитие эмоционально-волевой сферы.
3.Развитие психических процессов  у детей (восприятия, внимания, памяти).
4.Развитие творческих способностей, воображения, речи. (художественно-эстетическое развитие, речевое развитие).
5.Развитие   познавательной  и исследовательской   активности. (познавательное развитие)
7.Развитие  мелкой моторики.
8. Развитие  коммуникативных способностей.

9.Развитие навыков самообслуживания (социально-коммуникативное развитие)

Правила, при создании юбки:
1.Юбка должна быть обучающей и развивающей.
2.Юбка должна быть многофункциональна.
3.Юбка должна быть привлекательна для детей.
4.Юбка должна соответствовать гигиеническим требованиям.
5.Юбка должна быть удобна для детей и  педагога.


Юбка проста в изготовлении, многофункциональна.  
1.Яркая,  нарядная всегда привлекает  к себе малышей.
2.Все детали можно снять, поменять, добавить.
3.Одновременно  несколько детей могут  на ней играть.
4.Если снять юбку и разложить ее на полу, она превращается  в развивающий коврик.
5.Сенсорные юбки полны сюрпризов и секретов.

Игровые приемы с сенсорной юбкой

«Дифференциация по цвету»
Ребенку предлагаются геометрические фигуры по карманам, соответствующего цвета. В зеленый кармашек – зеленые предметы, в желтый – желтые, в красный – красные, в синие - синие.
  

«Дифференциация по размеру»
Ребенку предлагается разложить фигуры  по размеру  в большой карман- большие , а маленькие –в маленький .

«Что в мешочках?» 
Наполните полотняные мешочки гречкой, ватой, фасолью, песком и предложите детям на ощупь найти одинаковые. И парами повесить на пуговицы.

"Угадай на ощупь" 
Форма. Положите в кармашки юбки различные детали деревянного конструктора (кубик, шарик, треугольник, "кирпичик"). Предложите детям на ощупь определить, какая фигурка лежит в кармашке. Затем обсудить, что из них можно построить, например, гараж для машинки, домик для куклы. 
Фактура. Приготовьте дощечки с разной поверхностью (искусственный или натуральный мех, наждачная бумага, фланель или байка, застывшие капли воска, кусочек веревки, большие и маленькие палочки, клеенка или фольга, бархат, вельвет или джинсовка). Разложите их по кармашкам. Предложите детям потрогать дощечки. Объясните, что у всех дощечек разная поверхность (шершавая, гладкая, мягкая и т. д.). 

«Разноцветные прищепки»
Предложите ребенку тремя пальцами  прицепить прищепки на ленту.
Прицепить правой рукой,а отцепить левой .
Прицепляя прищепки чередовать по цвету.

«Заплети косички»
Предлагаем ребёнку заплести косичку из  лент.

Юбка служит не только пособием для сенсорно-моторного развития. Действуя с предметами, ребёнок с ОВЗ приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, достать понравившийся предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место. 
Юбка помогает собирать вокруг себя детей и увлечь их интересной игрой. Особенно это актуально в период адаптации детей с ОВЗ к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к дидактическому пособию «Кукла Люся на фартуке».

Данное пособие рекомендовано педагогам-психологам, учителям-логопедам, воспитателям в работе с  детьми с ОВЗ, детьми- инвалидами и детьми  раннего возраста...

Методические рекомендации к дидактическому пособию "Поле чудес"детей младшего возраста

Играя с  пособием "Поле чулес", у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия....

Методические рекомендации к дидактическому пособию по формированию валеологических знаний у детей младшего возраста посредством многофункциональной ширмы «Здоровый малыш»

Пособие  направлено на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми младшего и старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье....

Методические рекомендации к дидактическому пособию «Дидактическая кукла Катя»

Цель:Закрепление основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).Задачи:- Формировать умения сравнивать по длине и ширине.- Активизировать словарь: «длинная», «короткая», &la...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное ...

Разностороннее развитие детей раннего возраста посредством использования многофункционального дидактического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...