Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике

Малиновская Екатерина Владимировна

Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Подготовила: учитель-дефектолог

Малиновская Е.В.

Ярославль

2019

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов по развитию речи дошкольников через сказку.

Задачи:

• Способствовать активизации имеющихся у воспитателей детского сада теоретических знаний, практических умений и навыков.

• Привлечь внимание педагогов к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать.

• Создание благоприятного психологического климата в группе педагогов.

• Выявление умения взаимодействовать, находить правильное решение в ответ на поставленную задачу.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является эффективным и проверенным методом работы с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Наиболее популярна сказкотерапия в психокоррекции, но и в работе педагога дошкольного образования элементы данного метода можно применять очень широко.

В психокоррекции выделяется несколько видов сказок
(Классификация Зинкевич-Евстигнеевой)

  • Дидактические сказки - самая простая и ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки скромна - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Чаще всего функцию дидактической сказки выполняют короткие мультфильмы, сюжет кото­рых  прост и незамысловат и тренирует один-единственный навык.
  • Психологическая - это любая авторская история, содержащая вымысел. Сказка имеет своей целью повлиять на личностное развитие слушающего путём передачи важной информации в ярком метафорическом виде. 
  • Психотерапевтическая – цель - оказать своевремен­ную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, выле­чить психоэмоциональную травму. Чаще всего для создания психотерапевтических сказок используется арсенал религиозных духовных притч.
  • Психокоррекционные сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека - как взрослого, так и ребёнка. Сначала в такой психокор­рекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. (например сказка про крошку Енота)
  • Медитативные активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является то, что в них отсутствует отрицательные герои  и конфликтные ситуации.

Выделяется и еще один вид сказок -  Художественные сказки. Они делятся на народные и авторские.

Для работы с дошкольниками наиболее подходит именно этот вид сказок.

Художественные сказки способствуют не только воспитанию нравственных и эстетических чувств ребенка, но и развитию высших психических функций и речи. Этот вид сказок наиболее близок и знаком дошкольникам.

Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.

Сказки подразделяются на три вида:

  • Волшебные. Главные герои: люди, фантастические существа. Животные чаще являются помощниками сказочных героев.  Например: Морозко, Жар-птица, Сказки про Ивана-царевича, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Сивко-бурко, Царевна-лягушка, Гуси-лебеди, Красная шапочка, Золушка , Двенадцать месяцев, Марья Искустница, Елена Премудрая, Василиса Прекрасная, Мальчик с пальчик
  • Бытовые. Главные герои: люди, побеждающие зло, благодаря смекалке, мужеству и хитрости . Например - Каша из топора, как поп работника нанимал, Два Ивана – солдатских сына, Как мужик гусей делил, Болтливая старуха, Дочь семилетка, Репка, Мужик и медведь, Курочка ряба.
  • О животных. Главные герои: животные, если участвует человек, то он противопоставлен животным . Например - Лиса и заяц, Лиса и журавль, Зимовье, Кот дрозд и петушок золотой гребешок, Колосок, Волк и семеро козлят, Теремок, рукавичка,

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Приемы работы со сказкой

Чтение сказки и ее анализ

Рассказ о сказочных героях

Рассказывание сказок (по кругу, от лица героев)

Проигрывание эпизодов сказки - драматизация

Постановка сказок с помощью кукол или магнитных игр

Включение сказочного персонажа в занятие или событие

Изменение конца сказки

Создание собственной сказки

Калькирование – переписывание старой сказки на новый лад в совершенно ином жанре.

Работа со сказкой легко включается в любую образовательную деятельность. Все ваши занятия могут служить закреплением проходимой сказки, главные герои и известные персонажи легко включаются в любую деятельность (В занятия по формированию знаний об окружающем мире, лепке, рисованию, аппликации,  математике и развитию речи, экспрериментированию). Подвижные игры так же можно организовывать по сюжетам сказок.

Кроме того я хотела бы вам рассказать о нескольких интересных приемах работы со сказкой основанный на методе ТРИЗ:

  1. Коллаж из сказок.

      Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание...”. Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

  1. Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

  1. Спасательные ситуации в сказках.

         Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств. "Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.. .” Предложите свои варианты спасения котенка.

  1. Сказки, по-новому.

          Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.Старая сказка – "Крошечка - Хаврошечка” Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая”. Дюймовочка родилась из иголки кактуса – злая и некрасивая. Сама убежала из дома и заставляла всех на себе жениться.

  1. Сказки от "живых” капель и клякс.

          Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: "на что похожа твоя или моя клякса?” "Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы "живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.

Пример: черная клякса (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)

В процессе работы вы увидите, что дети стали находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей стала более образной, интересной. Работа по ТРИЗ – педагогике требует системности и времени, но результаты превзойдут все ваши ожидания.                              

Вообще использовать сказку в своих занятиях всегда интересно, тут главное - ваша фантазия. Творческих вам успехов. Спасибо за внимание.

Практикум. Работа с педагогами.

1. Сказка «» Гуси-лебеди» - новая ситуация на пути девочки встречается серый волк.

2. Сказка, по-новому «Колобок-обжора»

3. Сказка от клякс

289d71092d2c.jpg

4. Сказка от клякс

veseliki.jpg

5. Коллаж из сказок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...

Презентация к Мастер-классу «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Цель: представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-  образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить педагогов с одной из форм работ...

Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекционной ра...

Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги,я хочу представить вашему вниманию Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1Мастер-класс «Использование элементов сказкотерапии ...

Консультация по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель:  Показать актуальность сказкотерапевтических  занятий с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс по сказкотерапии.   Цель:   Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:В...