Занятие «Дифференциация звуков (ч) - (ть) в словах, в словосочетаниях, в рифмовке»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Курмангалиева Турсьнганым

Занятие призвано закрепить умение детей на слух различать звуки (ч)-(ть) с помощью заданий "Помоги Айболиту", "Кто как голос подаёт?", "Вагончики" и других сюрпризных игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_differentsiatsiya_zvukov_ch_i_t.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА»

г. КРАСНЫЙ КУТ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Конспект подгруппового

логопедического занятия

в подготовительной группе для детей с ффн

по теме «Дифференциация звуков (ч) - (ть) в словах, в словосочетаниях,
в рифмовке»

 Учитель-логопед  Т. Курмангалиева

1 квалификационная категория

2018 год


«Дифференциация звуков (ч) - (ть) в словах, в словосочетаниях, в рифмовке».

Цель  занятия: упражнять детей в дифференциации звуков (ч) - (ть) в словах, словосочетаниях, рифмовке.
Задачи:

Образовательные

  • Формировать умение различать близкие по артикуляторным признакам звуки в словах, понимать их смысл.
  • Формировать навык словообразования при помощи уменьшительно-ласкательного суффиксов  -чк-.
  • Закреплять знание названий детёнышей животных.
  • Развивать логическое мышление, память детей.


Коррекционно-развивающие

  • Развивать мышцы артикуляционного аппарата.
  • Развивать общую моторику, мелкие мышцы пальцев.
  • Развивать зрительное восприятие, умение по силуэту узнавать вид одежды, правильно называть её.
  • Учить работать согласованно детей с разной подготовкой.
  • Опосредованно способствовать синхронизации работы полушарий головного мозга при помощи элементов биоэнергопластики.

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к родной речи, к книге.
  • Воспитывать желание быть полезным своей Родине.
  • Учить понимать значимость профессии врача  в жизни людей.

Оборудование:

  1. Презентация «Дифференциация звуков (ч) - (ть) в словах, рифмовке».
  2. Ноутбук.
  3. Символы артикуляционных упражнений.
  4. Набор спортивных снарядов: массажные полусферы, канат, обручи.
  5. Сказка «Айболит» К. Чуковского.
  6. Сшитая книга для игры «Постираем бельё» с набором силуэтного белья из фетра.
  7. Чемоданчик Айболита из фетра с набором необходимых предметов.
  8. Музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашкино».


          Ход занятия

I. Организационная часть

1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Мы – путешественники. Наш транспорт – поезд (дети идут друг за другом, имитируя ход поезда, под музыку из мультфильма «Паровозик из Ромашкино») со словами:

Едет, едет паровоз

пальцы в “замок”, большие   пальцы вращаются.

За собой вагон повёз

сцепить указательные пальцы

4 повторения – указательные пальцы, средние, безымянные, мизинцы.

Музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»

Логопед: В лес, ребята, мы попали. А это наши гости.

Приветствие гостей.

2. Самомассаж мышц лица (по тексту):

Видим впереди мы

Лес непроходимый.

                         Круговыми движениями «наводим резкость бинокля».

Всё равно пойдём вперёд –

Пусть листва нам лица бьёт,

                         Постукивание подушечками пальцев.

Ветки хлещут по щекам,

                         Похлопывание ладонями.

Жалят пчёлы лица нам,

                        Надавливание ноготками.

Паутинки прилипают

                        Продольные и поперечные растирания пальцами.

И пиявки нас кусают.

                        Пощипывание.

Не беда, что мы устали.

Листья к нам добрее стали,

Листья гладят наши лица,

                        Разглаживание мышц лица.

По щекам роса струится,

                        Волнообразные движения вниз по щекам.

Лепесток прилип к губам,

                        Лёгкие круговые  движения возле губ.

И совсем не страшно нам. 

      Улыбка.

II. Актуализация знаний

Задание «Сравни звуки».                                                           СЛАЙД 2

Дети произносят звуки в соответствии с заданиями на слайде.

- Произнесите звук (ч).  Какой он? (согласный, глухой, всегда мягкий).
- Чья это песенка? Ч-ч-ч (песенка поезда).
- Произнесите звук (ть). Какой он? (согласный, глухой, мягкий).
- Чья это песенка? Ть-ть-ть (песенка молотка).

- Как их различить?

Когда мы произносим звук (ч), где язычок, что делают губы, а зубы?
( язык за верхними зубами, губы «трубочкой», зубы сомкнуты)

Когда произносим звук (ть), где язык, что делают губы и зубы?
(язык за нижними зубами, губы улыбаются, зубы сомкнуты).

III. Мотивация на образовательную деятельность 
- Сегодня будем произносить, сравнивать звуки (ч) и (ть).

Развитие фонематического слуха

Игра «Какой предмет лишний и почему?»                        СЛАЙД 3

 синичка, чайка, утёнок, чибис          (нет звука (ч) в слове утёнок)

китёнок, кузнечик, бычок, овечка    (нет звука (ч) в слове китёнок)

чукча, гвоздь, утюг, ботинки            (нет звука (ть) в слове чукча)


IV. Загадка: Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней?

Дети: врач.

Логопед: Всякий ли может быть врачом?

Дети: Только тот человек, который учился, обладает специальными знаниями  и дал клятву Гиппократа быть полезным всем больным людям.

 Логопед:  У нас в гостях Айболит из сказки К. Чуковского «Айболит» (демонстрация книги).

 V. Артикуляционная гимнастика

Прискакал шакал с телеграммой:  («Лошадка»)

Заболели зверьки болезнями странными.

Побежал Айболит по долам, («Чистим зубы»)

И понёс его кит по волнам. («Качели»)

Орлы его подхватили,

Высоко к небесам они взмыли. («Маляр»)

Волк на спину свою посадил («Индюк»)

Айболита к больным подвозил.

VI. Игра «Помогите Айболиту обойти больных»          СЛАЙД 4

Назвать животных, к которым спешит Айболит: кузнечик, червячок, тигрята, собачка, лисичка, зайчонок, бегемотики, жучок, волчонок.

Логопед. Что случилось бы с больными, не приди вовремя Айболит?

Дети. Все погибли бы от болезней, и мы не увидели бы этих животных.

Справка . В Красном Куте есть учебное заведение, в котором можно получить профессию Айболита. Называется оно Краснокутский зооветеринарный лицей.

Айболиты могут по голосу узнать, кто нуждается в помощи.

VII. Игра «Как так голос подаёт?»                              СЛАЙД 5

Индюк болбочет

Бычок мычит

Квочка квохчет

Гусь гогочет

Собачка рычит

Лисичка тявкает

Медведь рычит

Песец тявкает

Щука молчит

VIII. Динамическая пауза  


Как-то раз прекрасным днём

Звери шли к Айболиту гуськом:

За мамой лосихой топал лосёнок,                Идут, топая

За мамой лисицей крался лисёнок,              Крадутся на носочках. 
За мамой ежихой катился ежонок,               Идут, слегка присев. 
За мамой медведицей шёл медвежонок,      Ходьба вперевалку. 
За мамой бельчихой скакали бельчата,       Передвигаются прыжками. 
За мамой зайчихой косые зайчата,               Прыгают, приставив ладони к голове
Волчица вела за собою волчат,                     Крадутся большими шагами. 
Все мамы и дети лечиться хотят.                  Поворачиваются и идут, перешагивая через                      гимнастическую палку, пролезая через обруч и, наступая на кочки.

Соберём чемоданчик Айболиту.

IX. Приглашение от передачи «Своя игра».  

Отгадывание загадок.

  Дети загадывают загадки друг другу по очереди и отгадывают. При этом фото детей поочерёдно выплывают на экран.

Свернёшь - клин, развернёшь – блин.                            СЛАЙД 6
Пушистая вата плывёт куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе.
Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается.
Стучат, стучат, - Не велят скучать. Идут, идут, А всё тут да тут.

Его бьёшь, а он не плачет, веселее только скачет.  

С цветка на цветок летает, утомится  – отдыхает.

Сетка густая мух не отпускает.

Он за поле, за лесок подаёт тебе звонок.

X. Составление  предложений. (Коллективная работа со сшитой книгой)

Логопед: предлагаю заняться стиркой белья.

- Я буду снимать с верёвочки  носочки, юбочку.

- Я буду доставать из бачка машинки платочек, кофточку.

- Я буду закладывать в бачок машинки костюмчик, косыночку.

- Я буду вешать на верёвочку брючки, сарафанчик.

Логопед: какие волшебные звуки помогли нам?

Дети: звуки (ч) и (ть).

XI. Итог. Рефлексия

Подошло к концу наше путешествие.

Логопед:  ребята, чему  сегодня учились?

 Дети: мы учились различать звуки (ч) и (ть).

Логопед: о каких профессиях вы узнали?

Дети: о профессии врача и машиниста.

Логопед: какая игра вам больше всего понравилась?

Логопед: вы справились со всеми заданиями. Спасибо.

Логопед. Этот витамин - сюрприз вам оставил Айболит. Дети пытаются определить, что внутри фольги завёрнуто, используя тактильные, зрительные ощущения, обоняние.

Дети выходят из кабинета друг за другом, имитируя ход поезда, под музыку из мультфильма «Паровозик из Ромашкино».

   

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Стёртая форма у дизартрии - М.: АСТ – Астрель Хранитель, 2006.
  2. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] / А. И. Богомолова – СПб.: Библиополис, 2004 – 49с.
  3. Винарская Е.Н. Дизартрия – М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2005.
  4. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ц, Ч.  – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
  5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб: Образование, 1994.
  6. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап. – М.: ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие «Дифференциация звуков «Ш»- «Ж» в словах и предложениях. Буквы Ш-Ж.»

В конспекте занятия по автоматизации Ш-Ж используются различные технологии в том числе и здоровьесберегающие: логоритмика, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика ("Мой любимый носик").Ав...

Конспект индивидуального логопедического занятия : «Дифференциация звуков /ш-с/ в словах».

Целями данного занятия являются: учить различать /ш/- /с/ в словах; закреплять произношение звука /ш/; развитие артикуляционной моторики; развитие речевого дыхания;  развитие мелкой моторики...

Конспект занятия "Дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах".

Тема индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах". Цель: упражнять в правильном произношении и различать звуки [С]-[Ш]в слогах, словах....

Конспект занятия "Дифференциация звуков [Л]-[Р] в словах, чистоговорках".

Конспект занятия "Дифференциация звуков [Л]-[Р] в словах, чистоговорках". Цель: совершенствовать умение различать звуки [Л]-[Р]в слогах, чистоговорках....

Конспект коррекционно - развивающего занятия "Дифференциация звуков [л]-[л\'] в словах на материале «Поселок Волоконовка»

Группа детей по структуре дефекта: ОНР (ІII уровень речевого развития).Возраст: 6 лет.Тема: Дифференциация звуков [л]-[л'] в словах на материале темы «Поселок Волоконовка»Приоритетная ...

Индивидуальное логопедическое занятие. Дифференциация звуков [с] - [с`] в словах.

Цели:дифференциация звуков [с] - [с`] в словахразвитие фонематического слухаразвитие логического мышленияразвитие мелкой моторикиформирование процесса словоизмененияОборудование: картинки с изображени...

Индивидуальное логопедическое занятие. Дифференциация звуков К- Т в словах и фразах

Конспект содержит материал по работе над звуками К и Т(этап дифференциации)...