Применение авторской методики Р.Т. Августовой в коррекционно-развивающей работе с воспитанником, имеющим синдром Дауна
статья по коррекционной педагогике

Применяя авторскую методику Р.Т. Августовой в коррекционно-развивающей работе с воспитанником, имеющим синдром Дауна, мы ставим перед собой цель максимального развития рече-мыслительных возможностей ребенка для его дальнейшего и успешного посещения школы, а так же самостоятельной жизни в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Номинация по направлению: «Практики организации обучения, воспитания и сопровождения в условиях инклюзивного образования».

ФИО автора: Лифарева Алёна Юрьевна.

Тема практики: «Применение авторской методики Р.Т. Августовой в коррекционно-развивающей работе с воспитанником, имеющим синдром Дауна».

Применяя авторскую методику Р.Т. Августовой в коррекционно-развивающей работе с воспитанником, имеющим синдром Дауна, мы ставим перед собой цель максимального развития рече-мыслительных возможностей ребенка для его дальнейшего и успешного посещения школы, а так же самостоятельной жизни в будущем.

Однако существует проблема: зачастую родители и специалисты считают, что, чем более разнообразным и интенсивно-насыщенным будет дидактический материал используемый в работе с ребенком, тем быстрее и полноценнее будет проходить процесс развития речи и мышления. Но это не так. Воспитанник с синдромом Дауна, не в состоянии полноценно обработать многообразие информации, поступающей к нему в мозг. Поэтому, большинство используемых авторских пособий не приносят максимально возможной пользы, просто потому что ребенок не готов к их восприятию.

Еще одной очень важной проблемой является то, как воспитанник с синдромом Дауна понимает структуру русского языка. Ребенок очень приблизительно понимает русскую речь из-за ее специфики и сложности. Поэтому, занимательная деятельность в виде чтения детской художественной литературы может быть губительна для него. Однако, воспитанника важно знакомить с произведениями художественной литературы, но нужно очень внимательно относиться к каждому слову в тексте, и непонятные для него термины необходимо объяснять доступным для понимания языком и практической наглядностью. Исходя из вышеизложенного, возникает вопрос - «что же нам делать и как помочь ребенку с максимальной пользой для себя воспринимать окружающий мир и успешно самореализовываться в нём?».

Для того, чтобы скорректировать когнитивные дефициты воспитанника с синдромом Дауна, необходима серьезная предварительная работа, где нашей главной задачей является - запуск важных рече-мыслительных процессов через целенаправленные коррекционно-развивающие занятия посредством использования тематических карт Р.Т. Августовой.

Для качественного применения методики Р.Т. Августовой, результатом управленческих решений стало: обеспечение рабочего места с доступом к сети интернет; приобретение принтера цветной печати, сменных картриджей, белого картона и бумаги, папок скоросшивателей, боксов для хранения тематических карт.

Что это за тематические карты? Что же нужно формировать в первую очередь? Ни пирамидки, ни цвета, ни формы - ребенку это все не понятно и не нужно в реальной действительности. Мы начинаем с того, что непосредственно касается жизни ребенка и его быта: тело, еда, сон, игра, прогулка и так далее. Всю жизнь воспитанника можно в эти категории уложить, поэтому мы печатаем фотографии – карты, максимально приближенные к реальности с данной тематикой и показываем их ребенку. Вся деятельность состоит из нескольких этапов, последовательно идущих друг за другом.

Первый этап работы – «знакомство». Для начала нужно убедиться, что у ребенка запущен механизм анализа объектов и картинок. Мы просто даем тематическую карту перевернутую вверх ногами и, если ребенок пытается ее перевернуть, то это значит, что он понимает, что на ней, а вот для чего и зачем оно изображено - это нам и нужно объяснить.  А если он ее не переворачивает, то мы помогаем ребенку запустить этот механизм, обращая внимание на детали и переворачиваем вместе.

Второй этап работы – «практика». Для создания разнообразных понятийных тем необходимы карты рассортированные по категориям (40-50 штук). Например, категория «ЕДА». Демонстрируем ребенку карточку и проговариваем: «Вот это - ЕДА и тут - ЕДА, и тут - ЕДА» и т.д. Вот мы показали уже массив отсортированных карт и ребенок начинает понимать, что подобное нужно относить к подобному.

Когда же ребенок привыкает к картам, мы переходим к следующему этапу работы - третьему, который называется «сюжетно-ролевая игра». Воспитанник опять рассматривает карты, но мы уже  специально заостряем внимание на некоторых и выстраиваем вокруг них небольшую театральную сценку и начинаем с ними взаимодействовать. У ребенка с синдромом Дауна нет разделения, где настоящее и нарисованное, для него всё - настоящее. Поэтому, с героями карт мы общаемся, как с живыми.

Что касается обогащения содержания карт, то необходимо действовать от простого к сложному. Сначала мы берем карточки на которых изображена еда, далее мы уже подбираем такие, на которых люди в процессе потребления, кормления, либо приготовления блюда. Или в категории «ГРЯЗЬ»: сначала мы показываем и обыгрываем перепачканных детей, далее мы усложняем тем, что добавляем перепачканных шахтеров, туристов и т.д.  Тем самым картина мира ребенка постепенно обогащается и расширяется. Все эти категории очень важные, они применимы к жизни, они конкретные и встречаются в повседневности воспитанника, в отличии от тех категорий, на которых концентрируют обычно внимание педагоги и специалисты.

В результате использования данного метода в коррекционно-развивающей работе с ребенком, имеющим синдром Дауна, отмечается стойкая положительная динамика в развитии компонентов познавательной деятельности. Особо хочется отметить обогащение словарного запаса, необходимого для построения фразовой, монологичной и диалогичной речи. Воспитанник свободно выражает свои мысли, вводит в свою речь развернутые соподчиненные предложения. Речь ребёнка обогащена литературными оборотами, он фантазирует, без труда воспроизводит подробности воображаемых ситуаций, может вести диалоги придуманных персонажей. Таким образом, опыт нашей работы убеждает в том, что возможности воспитанника с синдромом Дауна не ограничены узким кругом бытовой лексики, навыками элементарного самообслуживания и овладения каким-нибудь не сложным процессом. Способность к росту и развитию интеллекта у него безусловно шире, чем это принято считать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема практики: «Применение авторской методики Р.Т. Августовой в коррекционно-развивающей работе с воспитанником, имеющим синдром Дауна» ФИО автора: Лифарева Алёна Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ «Детский сад № 6» г.Назарово

Слайд 2

Пример тематических карт: категория «Еда»

Слайд 3

Пример тематических карт: категория «Грязь»

Слайд 4

Первый и второй этап работы: «Знакомство» и «Практика»

Слайд 5

Третий этап работы: Примечание: воспитанник в игровой форме имитирует процесс умывания. «Сюжетно-ролевая игра»

Слайд 6

Третий этап работы: Примечание: воспитанник имитирует в игровой форме дегустацию блюда, решает, что оно не вкусное, потому что мало соли. Добавляет соли, используя солонку. Пробует, результатом доволен: «Теперь очень вкусно!». «Сюжетно-ролевая игра»

Слайд 7

Спасибо за внимание! Реализация инклюзивной практики в образовательной организации: http://sad-6.3dn.ru/index/mun_pl/0-365


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема: «Применение активных методов и приемов в работе с воспитанниками, имеющими нарушения здоровья"

«Если...хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку... Конечно, сло...

Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса.   Опыт...

Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...

презентация " Технологии коррекционно-развивающей работы с воспитанниками,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"

В презентации представлен материал. который может быть интересен специалистам, работающим с детьми. имеющими НОДА...

Адаптированная образовательная программа коррекционной - развивающей работы с воспитанником, имеющим индивидуальные и образовательные потребности.

Адаптированная образовательная программа коррекционной - развивающей работы с воспитанником, имеющим индивидуальные и образовательные потребности. 1.Пояснительная запискаАдаптированная образовате...