Главные вкладки

    Методическая разработка «Прогулка по зимнему лесу».
    методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

    Косогорова Алёна Николаевна

    Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками на основе использования здоровьесберегающих технологий.

     

    Задачи:

    1. Создание положительной эмоциональной атмосферы, накопление и обогащение эмоционального опыта детей.
    2. Формирование готовности к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, развитие у детей умения сотрудничать, наблюдать и подражать действиям взрослого
    3. Стимулирование мыслительной активности.
    4. Воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе.
    5. Развитие мелкой моторики, создание условий для стимулирования речевого развития.
    6. Развитие психических функций.
    7. Стимулирование познавательной активности детей в играх и упражнениях, формирующих у детей способность к решению наглядно-действенных задач в условиях специально созданных проблемных ситуаций,  в играх и упражнениях, подвижных играх.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon progulka_po_zimnemu_lesu.doc106 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    Тема СОД  «Прогулка по зимнему лесу».

    с  детьми с тяжелыми нарушениями речи
    раннего возраста от 2 до 3 лет

    ГБДОУ детский сад № 79 Красносельского района Санкт-Петербурга

    Учитель-дефектолог:  Косогорова Алёна Николаевна                      

    Квалификационная категория: высшая

    Воспитатель: Кочергина Надежда Александровна  

    Квалификационная категория: первая      

    Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками на основе использования здоровьесберегающих технологий.

    Задачи:

    1. Создание положительной эмоциональной атмосферы, накопление и обогащение эмоционального опыта детей.
    2. Формирование готовности к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, развитие у детей умения сотрудничать, наблюдать и подражать действиям взрослого
    3. Стимулирование мыслительной активности.
    4. Воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе.
    5. Развитие мелкой моторики, создание условий для стимулирования речевого развития.
    6. Развитие психических функций.
    7. Стимулирование познавательной активности детей в играх и упражнениях, формирующих у детей способность к решению наглядно-действенных задач в условиях специально созданных проблемных ситуаций,  в играх и упражнениях, подвижных играх.

    Количество детей: 4 ребенка в возрасте 2-3 лет с тяжёлыми нарушениями речи (задержкой речевого развития).

    Организация детских видов деятельности:

    Стоя у стола, стоя в кругу, в свободном построении на ковре, передвигаясь в заданном направлении, выполняя двигательные упражнения, стоя или сидя вокруг столов в соответствии с конспектом СОД (переход от одной активности к другой)

    Тип, форма и методы используемые в СОД: 

    Тип - СОД (совместная образовательная деятельность)

    Метод - игровой, практический, наглядный, сочетание наглядности со словом, исследовательский.

    Форма - подгрупповая

    Вид детской деятельности:  коммуникативный (общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого), двигательный, игровой, здоровьесберегающий (коммуникативные игры, кинезиологические упражнения).

    Активизация словаря: собственное имя и имена других детей группы, снежинка, снеговик, варежки, белка, ежик, зайка, мишка, жёсткий, колючий, мягкая, пушистая, звукоимитации.

    Материалы и оборудование:

    Колокольчик, снежинки-султанчики, костюм снеговика, варежки 4 пары (4-х основных цветов),                           прищепки 4 шт. (4-х основных цветов), мешок, тренажер «перекати поле», белая ткань, емкость с шишками и орехами,

    корзинки 2 шт., картинка с изображением шишек, картинка с изображением орехов, изображение дерева с дуплом, игрушка-белочка, игрушка-ёжик, игрушка-зайчик, игрушка-мишка, липучки (гармошки), белая прозрачная ткань, коробка с прорезями для рук, предметы, тактильно ассоциирующиеся с ёжиком, силуэтные изображения (белка, еж, заяц, медведь), пуговицы, нарезанные трубочки, пластилиновые заготовки - фигурки ёжика, ароматическое масло (солнечные капельки), аудиозаписи для выполнения движений в соответствии с текстом песен.

    Ход совместной образовательной деятельности

    Этап образовательной деятельности

    Организация рабочего пространства

    Деятельность взрослого

    Деятельность детей

    Психолого-педагогические

    условия/ задачи

    Вводная часть (организационный момент)

    Построение детей полукругом лицом к гостям

    Учитель-дефектолог входит в группу вместе с гостями, все здороваются с детьми.

    Педагог проводит игру-знакомство «Волшебный колокольчик»

     «К нам сегодня пришла …..».

    В колокольчик позвенела и дальше передала.

    После знакомства педагог предлагает гостям присесть на диван, с любимыми игрушками детей.

    Педагог с детьми выстраиваются в круг.

    Коммуникативная, деятельность детей.

    Дети подбегают, приглашают гостей (совместно с педагогом) пройти в группу, или стоят рядом, держась за руку.

    Дети хором, вместе с педагогом произносят имя ребенка.

    Ребенок звенит в колокольчик

    Создание условий для  психологического комфорта в группе в ситуации общения с незнакомыми людьми:

    Построение детей в круг

    Учитель-дефектолог проводит коммуникативную игру,

    использует стихотворную форму.

    Вот как здорово мы все друг другу улыбаемся.

    Коммуникативная, деятельность детей.

    Берутся за руки, встают в маленький кружок

    Улыбаются друг другу

    Создание условий для  формирования навыков общения со сверстниками

    Вводная часть (мотивационный момент)

    Дети стоят по кругу на ковре

    Учитель-дефектолог  показывает детям, что принесла им (снежинки-султанчики).

    Предлагает детям поиграть со снежинками, устроить снегопад, чтобы потом можно было слепить снеговика

    Берет в руки снежинку и показывает движения (сочетание речи сдвижением).

    Подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

    Коммуникативная, двигательная деятельность детей.

    Дети рассматривают снежинки.

    Выполняют движения со снежинками – султанчиками по показу педагога.

    Обеспечение интереса и эмоциональности детей.

    Развивать у детей умение сотрудничать, наблюдать и подражать действиям взрослого.

    Подвижная игра «Лепим мы снеговика»

    Дети стоят по кругу на ковре

    Учитель-дефектолог предлагает детям пригласить гостей к себе в круг, чтобы всем вместе лепить снеговика. 

    Все вместе: сначала выполняют движения в соответствии с текстом.

    Затем выполняют движения под музыку, в соответствии с текстом и по показу педагога.

    Коммуникативная, двигательная деятельность детей.

    Вместе с учителем-дефектологом приглашают гостей в общий круг, выполняют движения в соответствии с текстом, по показу педагога.

    Затем выполняют движения под музыку, в соответствии с текстом и по показу педагога.

    Учить действовать согласованно, вместе, совершать координированные движения, развивать крупную моторику.

    Коммуникативная ситуация «Знакомство со снеговиком»

    Свободное расположение на ковре, стоя вокруг снеговика

    Появляется Снеговик (воспитатель), здоровается с детьми, знакомится.

    Коммуникативная, деятельность детей.

    Дети называют свои имена (или учитель-дефектолог обнимает поочередно каждого ребенка и называет его имя).

    Создание условий для  формирования навыков общения со взрослым, изображающим игровой персонаж.

    Основная часть.

    Проблемная ситуация:

     «Найди варежку для снеговика»

    Свободное расположение детей на ковре (стоя, сидя)

    Учитель-дефектолог предлагает детям рассмотреть снеговика, и определить, что у него не так, чего не хватает (одной варежки)

    Если дети сами не видят, то учитель-дефектолог просит показать снеговика свои руки, на одной варежка есть, а на другой нет.

    Спрашивает у детей, какого цвета варежка нужна снеговику.

    Снеговик (воспитатель): просит детей помочь навести  порядок в его мешке, соединить парами все варежки.

    Снеговик: благодарит детей и предлагает им отправиться с ним в зимний лес, поиграть с его друзьями, лесными жителями.

    Коммуникативная, познавательная  деятельность детей.

    Дети рассматривают снеговика, смотрят на руки, показывают или произносят, что нет одной варежки.

    Называют цвет.

    Рассматривают варежки, слушают педагога

    Соединяют варежки. Одной паре детей помогает снеговик, другой – учитель-дефектолог.

    Создание условий для развития мелкой и общей моторики.

    Закреплять умение соотносить по цвету.

    Учить действовать в паре, помогая друг другу.

    Игровая ситуация «Построим поезд»

    Построение в колонну

    Снеговик  объясняет детям, что в лес они поедут на поезде. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее. Учитель-дефектолог помогает детям встать друг за другом, построиться в колонну

    Коммуникативная, двигательная деятельность детей.

    Дети встают друг за другом, как говорит снеговик, при помощи учителя-дефектолога.

    Создание условий для  обучения элементарному построению друг за другом, в колонну (поезд).

     Учить отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

    Подвижная игра «поезд»

    Движение в колонне, держась за впереди идущего

    Снеговик проводит подвижную игру «Поезд», использует стихотворную форму.

    Коммуникативная, двигательная деятельность детей.

    Двигаются колонной, за снеговиком, повторяют по его образцу звукоимитации.

    Создание условий для  развития умения двигаться в колонне, в общем темпе, сохраняя построение, держась друг за друга; стимулирования речевого развития.

    Упражнение «пролезание в тоннель)

    Пролезание (на четвереньках) через тренажер «Перекати-поле»

    Учитель-дефектолог из спальни выкатывает тренажер «перекати поле»

    Снеговик: предупреждает, что впереди тоннель, через который надо проезжать только по очереди, по сигналу, чтобы не было аварий. Снеговик называет имя ребенка и дает сигнал – гудок.

    Учитель-дефектолог убирает тренажер

    Коммуникативная, двигательная деятельность детей.

    Пролезают через тоннель по сигналу снеговика.

    Упражнять в основном виде движений – ползании, стимулирование мыслительной активности в процессе совершения перекрестных движений.

    Формировать умение подчиняться общим правилам, дожидаться своей очереди.

    Двигательно-музыкальная игра

    Дети стоят по кругу на ковре

    Учитель-дефектолог обращает внимание детей на то, как много снега в лесу,

    (расстилает белое «снежное» покрывало) и на то, что там очень холодно, предлагает погреться.

    Включает музыку, показывает детям движения в соответствии с текстом песни.

     «Мы погреемся немножко».

    Коммуникативная, двигательная деятельность детей.

    Выполняют движения под музыку в соответствии с текстом и по показу педагога.

    Формировать умение выполнять движения под музыку в соответствии с текстом, по показу взрослого.

    Развитие положительной эмоциональной сферы.

    Дидактическая игра «Помоги бельчонку»

    Свободное построение на ковре вокруг контейнера с шишками и орехами

    Бельчонок-игрушка  (учитель-дефектолог)

    Просит детей помочь ему разложить в разные корзинки шишки и орехи. Снеговик (воспитатель) помогает детям.

    Коммуникативная, познавательная деятельность детей

    Дети вместе со снеговиком помогают бельчонку.

    Способствовать формированию мыслительной операции «сравнение» за счет использования приема сортировки

    Самомассаж ладоней шишками

    Полукругом

    Бельчонок-игрушка  (учитель-дефектолог)

    Раздает детям по шишке, проводит игру с шишками – самомассаж, использует стихотворную форму, показывает движения.

    Двигательная деятельность детей.

    Выполняют действия с шишкой по показу педагога Катают шишку между ладонями,  по пальчикам.

    Прикрывают шишку ладонями и покачивают-убаюкивают.

    Стимулирование речевых зон коры головного мозга.

    (кинезиологическое упражнение)

    Двигательное упражнение «Перенеси шишку»

    Двигаясь на четвереньках по ковру в заданном направлении.

    Бельчонок-игрушка  (учитель-дефектолог)

    рассказывает детям, как переносит его друг Ежик зимние припасы на своей спинке, и предлагает детям так же (на спинке) перенести шишки к дереву.

    Двигательная деятельность детей.

    Дети встают на четвереньки, «как киска, как собачка, как ежик», переносят шишки.

    Упражнять в основном виде движений – ползании, стимулирование мыслительной активности в процессе совершения перекрестных движений.

    Развивать координацию движений, согласовывая движения рук и ног.

    (кинезиологическое упражнение)

    Игровое упражнение «Перенеси корзинку»

    Передвигаются парами, по ковру в заданном направлении, с корзинками в руках.

    Бельчонок-игрушка  (учитель-дефектолог)

    просит  перенести корзинки к его домику.

    Снеговик помогает детям разделиться на пары и взять корзинки с двух сторон.

    Бельчонок-игрушка  (учитель-дефектолог)

    Благодарит детей за помощь.

    Коммуникативная, деятельность детей.

    Дети под руководством Снеговика делятся на пары, берут  корзинки с двух сторон, переносят их в заданном направлении.

    Создание условий для  развития умения действовать согласованно, дружно, развитие силовых качеств.

    Игровое упражнение «Найди ежика»

    Дети передвигаются по группе за снеговиком

    Бельчонок-игрушка (учитель-дефектолог) сообщает детям, что его друг ёжик тоже хотел с ними поиграть.

    Снеговик: предлагает детям поискать ёжика.

    Коммуникативная, игровая деятельность детей.

    Дети со снеговиком находят снежный бугорок, сдувают снежинки, находят ёжика

    Создание условий для формирования длительного выдоха, направленной воздушной струи.

    Упражнение «Узнай на ощупь»

    Стоя на ковре вокруг стола

    Ежик-игрушка (учитель-дефектолог) здоровается с ребятами, предлагает поиграть в игру «Узнай на ощупь»

    Снеговик благодарит бельчонка и ёжика за интересные игры.

    Коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность детей.

    Дети по примеру снеговика гладят белочку, потом ежика, отвечают совместно со снеговиком на вопросы ёжика.

    Дети просовывают ручки в короб, обследуют находящиеся там предметы.

    Отвечают на вопросы с помощью снеговика.

    Машут ежику и белочке.

    Развивать тактильное восприятие на основе сравнения предметов контрастной фактуры.

    Физкультминутка/
    динамическая пауза:

    Подвижная игра «По сугробам мы идем»

    На ковре, по кругу, держась за руки

    Снеговик  предлагает детям взяться за руки и продолжить прогулку по лесу.

    Проводит подвижную игру, использует стихотворную форму, показывает движения.

    Коммуникативная, двигательная деятельность детей  Дети со снеговиком и учителем-дефектологом идут за руку, высоко поднимая ноги.

    Все опускаются на коленки и «падают» в сугроб.

    Встают, подают руку тем, кто еще не встал, помогают друг другу отряхнуться.

    Создание условий для формирования умения двигаться по кругу, держась за руки, развивать согласованность движений.

    Кинезиологическое упражнение «гармошка»

    На ковре, полукругом

    Зайка – игрушка (учитель-дефектолог) встречается детям в лесу, здоровается, предлагает вместе поиграть на гармошках

     (Липучки, скрепленные с одного края).

    Снеговик и зайка показывают детям,  как действовать.

    Игровая, двигательная деятельность детей Дети берут у зайки гармошки-липучки, смотрят, как выполняет движения снеговик, и повторяют за ним.

    Создание условий для стимулирования мозговой активности.

    Подвижная игра «Убежим от медвежонка»

    На ковре, двигаясь врассыпную

    Снеговик: предлагает детям разбудить мишку и поиграть с ним, ведь скоро весна наступит.

    Медведь- игрушка  (учитель-дефектолог) вылезает из берлоги, бежит за детьми.

    Снеговик: прячет детей под снегом Предупреждает, что сидеть под снежным покрывалом надо тихо, чтобы мишка не услышал.

    Мишка не находит детей и снова бредет спать.

    Снеговик: хвалит детей, говорит, какие они молодцы.

    Сообщает, что пора отправляться обратно домой, в детский сад. Предлагает снова «построить» поезд.

    Игровая, двигательная деятельность детей 

    Дети вместе со снеговиком, держась за руку, подходят к мишке

    Грозят пальчиком.

    Имитируют движения медвежонка.

    Топают ножками.

    Хлопают ручками

    Убегают от медведя

    Выстраиваются в колонну друг за другом под руководством Снеговика и учителя-дефектолога.

    Создание условий

    для  формирования умения бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

    для формирования волевой регуляции поведения.

    Подвижная игра «поезд»

    Движение в колонне, держась за впереди идущего

    Снеговик проводит подвижную игру «Поезд», использует стихотворную форму.

    Коммуникативная, двигательная деятельность детей.

    Двигаются колонной, за снеговиком, повторяют по его образцу звукоимитации.

    Создание условий для  развития умения двигаться в колонне, в общем темпе, сохраняя построение, держась друг за друга; стимулирования речевого развития.

    Коммуникативная ситуация «Протяни ладошку»

    Снеговик: говорит, что ему пора уходить,

     Дарит детям на прощание «солнечные капельки»

    Капает на ладошку маленькую капельку апельсинового масла.

    Учитель-дефектолог:  благодарит снеговика за интересную прогулку, приглашает еще прийти в гости.

    Коммуникативная деятельность детей 

    Дети протягивают ладошки, растирают масло на ладошках, учитель-дефектолог помогает.

    Говорят снеговику «спасибо», машут.

    Создание условий для  расслабления (эффект ароматерапии), сосредоточения, объединение одним впечатлением, для принятия ребенком самого себя, ощущения своей значимости (поддержание самооценки).

    Дидактическое упражнение Угадай по контуру (итог занятия)

    Стоя, полукругом, лицом к гостям

    Учитель-дефектолог:  просит детей вспомнить, с кем они встретились в лесу, найти контурные (силуэтные) изображения животных (по названию), и показать их гостям.

    Игровая, познавательная деятельность детей Перечисляют совместно с учителем-дефектологом всех животных. Находят силуэтное изображение белочки и остальных животных.

    Создание условий для  развития зрительного восприятия, памяти;. развития коммуникативных навыков.

    Продуктивная деятельность (рефлексия)

    Дети сидят на стульчиках вокруг стола

    Учитель-дефектолог: 

    достает  из коробки пластилиновую фигурку ежика без иголок.

    Предлагает детям угадать, кто это, чего то у него не хватает.

    Предлагает детям на выбор, из чего сделать ёжику колючки: из пуговиц или из трубочек.

    Игровая, познавательная продуктивна деятельность детей 

    Дети разглядывают пластилиновую фигурку.

    Обследуют на ощупь пуговки и трубочки, определяют, из чего можно сделать иголочки ежику.

    Дети втыкают трубочки в пластилин – делают ежику иголочки.

    Создание условий для поисковой деятельности;

    развитие зрительного и тактильного восприятия, мышления; мелкой моторики.

    итог СОД.

    Оценка деятельности детей

    Дети сидят на стульчиках вокруг стола, затем подходят к гостям, встают полукругом.

    Учитель-дефектолог: хвалит детей, говорит,

    какие они молодцы, потрудились на славу: и снеговика слепили,   и с животными в лесу поиграли, и выполнили все их задания!

    Говорит, что пластилиновые ежики останутся на память о зимней прогулке в лес.

    Предлагает показать их гостям.

    Коммуникативная деятельность детей 

    Дети берут своих ежиков и подходят с ними к гостям.

    Создание условий для ощущения детьми своей значимости (поддержание самооценки).

    Коммуникативная ситуация «До свидания»

    Стоя полукругом, лицом к гостям

    Гости прощаются с детьми, хвалят их.

    Коммуникативная деятельность детей 

    Дети показывают гостям своих ежиков, прощаются с гостями.

    Создание условий для формирования навыков общения со взрослым,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Прогулка по осеннему парку"

    Презентация по развитию речи для детей старшей группы. Цель: знакомство с флорой и фауной парка, расширение лексического запаса...

    Методическая разработка "Прогулка по Осинникам"

    Методическая разработка физкультурного занятия для детей средней группы ДОУ "Прогулка по городу Осинники"...

    Методическая разработка "Прогулка для старшего возраста"

    Материал разработан для проведения прогулки в старших группах детского сада, подневно. С учетом лексических тем и методических рекомендаций: наблюдение, труд, хороводная игра, организация самостоятель...

    Методическая разработка «Путешествие по зимнему лесу» Совместная деятельность с детьми средней группы (Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникации», «Музыка» с использованием моделирования).

    Занятие проводится в виде игры – путешествие по сказочному зимнему лесу. В помещении (зал, холл или др.) вдоль стен устанавливаются заснеженные ёлки, другие деревья, пеньки. В разных местах спря...

    Методическая разработка "Прогулка в зимний лес"

    При организации прогулки интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает всестороннее развитие дошкольников с ...

    Авторская методическая разработка "Прогулка по сказочному лесу"

    Конспект занятия рассчитан на детей 5-7 лет....

    Методическая разработка прогулки с детьми старшей группы «Зимний труд»

    Характеристика самостоятельной деятельности детей на прогулке.Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при эт...