Рабочая программа (старшая группа)
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Латышова Людмила Николаевна

Программа     содержит    описание    задач  и   содержания    работы    во  всех  пяти  образовательных      областях     для   всех    специалистов,     работающих       в   группах  комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и  учитывает возрастные и  психологические  особенности  дошкольников  с  тяжелыми  нарушениями  речи  (общим  недоразвитием   речи).   В   программу   включены   тематическое       планирование   работы  специалистов,     примерный     перечень    игр,  игровых    и   развивающих      упражнений,  содержание    культурно-досуговой   деятельности   для   каждой   из  возрастных   групп      в  соответствии с Федеральным государственным стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.gr_.docx70.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное учреждение  Астраханской  области

«Школа – интернат № 3 для  обучающихся   с  ограниченными  возможностями  здоровья»

     

Рабочая  программа

Группа № 1 ТНР

(старшая группа)

                             Составитель: Л.Н. Латышова -воспитатель

                                                     

АСТРАХАНЬ

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Программа  составлена  в  соответствии   с   Законом   Российской   Федерации   «Об   образовании», Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  дошкольного  образования,  Конвенцией  ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и  развития     детей,   Декларацией      прав    ребенка,  Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к  устройству,  содержанию  и  организации  режима  работы в  дошкольных организациях,   а   так   же   разработками   отечественных   ученых   в   области   общей   и  специальной педагогики и психологии.

       Первое издание Программы, вышедшее в свет в 2007 году, было первой попыткой  в истории отечественной коррекционной дошкольной педагогики создания комплексной  программы, объединяющей действия педагогов, детей с тяжелыми нарушениями речи с  трех до семи лет и их родителей.

       Программа     содержит    описание    задач  и   содержания    работы    во  всех  пяти  образовательных      областях     для   всех    специалистов,     работающих       в   группах  комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и  учитывает возрастные и  психологические  особенности  дошкольников  с  тяжелыми  нарушениями  речи  (общим  недоразвитием   речи).   В   программу   включены   тематическое       планирование   работы  специалистов,     примерный     перечень    игр,  игровых    и   развивающих      упражнений,  содержание    культурно-досуговой   деятельности   для   каждой   из  возрастных   групп      в  соответствии с Федеральным государственным стандартом.

       В   Программе     даны   рекомендации     по   созданию    и  оснащению     предметно- пространственной      развивающей     среды   в   логопедическом     кабинете   и   групповом  помещении.  В  соответствии  с  Программой  предметно-пространственная  развивающая  среда  в  кабинете логопеда  и  в  групповом  помещении   обеспечивает          максимальную  реализацию  образовательного  потенциала  пространства  и  материалов,  оборудования  и  инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого  ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков  их   развития.   Развивающая     предметно-пространственная        среда   в  соответствии    с  Программой  обеспечивает  возможность  общения  и  совместной  деятельности  детей  и  взрослых  во  всей  группе,  в  малых  группах,  двигательной  активности  детей,  а  также  возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных  и индивидуальных особенностей детей.

       В   Программе     приведены     методические     рекомендации      по  осуществлению  взаимодействия     с  родителями    дошкольников,   описаны      условия    сотрудничества    с  семьями воспитанников.

       В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального  развития   детей,   даны    методические    рекомендации     по   проведению     диагностики,  представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4  до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал  для  проведения  диагностики  учителем-логопедом.  Также  в  методический  комплект  Программы  включены  альбомы  для  проведения  диагностики педагогического  процесса  во  всех  возрастных  группах,  разработанные      кандидатом  педагогических  наук  Н.  В.  Верещагиной. В   приложении   к   Программе   представлены  перечень   пособий   методического  комплекта, списки специальной и методической литературы.

       Основой     перспективного     и   календарного    планирования     коррекционно- развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход,    обеспечивающий      концентрированное     изучение    материала:    ежедневное  многократное    повторение,   что   позволяет   организовать   успешное    накопление    и  актуализацию  словаря  дошкольниками  с  ОНР,  согласуется  с  задачами  всестороннего  развития  детей,  отражает  преемственность  в  организации  коррекционно-развивающей  работы    во  всех   возрастных    группах,   обеспечивает    интеграцию    усилий    всех  специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей  лексической темы. Лексический  материал  отбирается  с  учетом  этапа  коррекционного  обучения,  индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во  внимание  зоны  ближайшего  развития  каждого  ребенка,  что  обеспечивает  развитие  его  мыслительной деятельности и умственной активности.

       Впервые   в   практике  отечественной   коррекционной   педагогики   к   Программе  разработан  полный  методический  комплект,  включающий  в  себя  все  необходимые  педагогам   методические   пособия,   наглядно-дидактический   материал,   дидактические  настольно-печатные     игры;  картотеки   подвижных     игр,  упражнений,    пальчиковой,  мимической,  дыхательной,  артикуляционной  гимнастики;  методические  материалы  для  родителей, рабочие тетради.

       В работе над образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»  (музыкальное    развитие)   принимала    участие   музыкальный     руководитель   высшей  квалификационной категории, отличник общего образования Гавришева Л. Б.; в работе над образовательной областью «Физическое развитие» принимала участие руководитель  физического воспитания высшей квалификационной категории, аспирант СПб НИИ ФК  Кириллова Ю. А., пособия которой включены в методический комплект к Программе. Также  в  методический  комплект  включена  программа  Н.  В.  Дубровской  «Цвет творчества» (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011).

       В  2006  году  Программа  коррекционно-развивающей  работы  в  логопедической  группе  для  детей  с  общим  недоразвитием  речи  в  первой  редакции  была  рассмотрена  Региональным   экспертным     советом   Комитета   по   образованию  Санкт-Петербург)   и  рекомендована к использованию в образовательных учреждениях. В  2012   году   Примерная    программа   коррекционно-развивающей       работы   в  логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи во второй редакции была  рассмотрена   Экспертным   научно-методическим   советом   Академии   постдипломного  педагогического    образования   (Санкт-Петербург)    и  допущена    к  использованию    в  образовательном процессе в образовательных учреждениях.   На  протяжении  последних  восьми  лет  Программа  в  первой  и  второй  редакциях  осваивалась   учителями-логопедами      Санкт-Петербурга     и  Ленинградской     области,  Москвы  и  Московской  области,  Ярославля,  Брянска,  Казани  и  Республики  Татарстан;  Ижевска, Глазова и республики Удмуртия; Мурманска, Сыктывкара и Республики Коми;  Челябинска,    Озёрска   и  Челябинской     области;   Екатеринбурга,    Свердловской    и  Тюменской     областей;  Новосибирска    и  Новосибирской     области,  Надыма,    Нового  Уренгоя,  Великого  Новгорода  и  Новгородской  области,  Пскова  и  Псковской  области,  Волгограда  и  Волгоградской  области,  Красноярска  и  Красноярского  края,  Кургана  и  Курганской  области,  Краснодара  и  Краснодарского  края.  В  этих  регионах  автором  неоднократно  проводились  семинары  для  учителей-логопедов  и  других  специалистов,  работающих по программе.

       Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной  и  образовательной  работы  и  всестороннего  гармоничного  развития  детей  с  тяжелыми  нарушениями  речи  (общим  недоразвитием  речи).  Это  достигается  за  счет  создания  комплекса   коррекционно-развивающей   и   образовательной   деятельности   в     группах комбинированной  и  компенсирующей  направленности  ДОО           для  детей  с  тяжелыми  нарушениями  речи  (ОНР)      с  учетом  особенностей  психофизического  развития  детей  данного контингента.

       Программа   рассчитана   на   пребывание   ребенка   в   логопедической   группе   с  трехлетнего,  четырехлетнего,  пятилетнего  или  шестилетнего возраста.  Она  создавалась  для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи.

       Программой предусмотрена необходимость охраны и  укрепления физического и  психического   здоровья   детей,   обеспечения   эмоционального   благополучия   каждого  ребенка.   Так   она   позволяет   формировать     оптимистическое     отношение     детей   к  окружающему,      что  дает  возможность     ребенку   жить   и  развиваться,   обеспечивает  позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

       Объем     учебного    материала     рассчитан    в   соответствии     с   возрастными  физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации  дошкольников.  Для  каждой  возрастной  группы  предложено  оптимальное  сочетание  самостоятельной,     индивидуальной     и   совместной    деятельности,    сбалансированное  чередование   специально   организованной   и   нерегламентированной   образовательной  деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй  половинах дня.

       Основной  формой  работы  во      всех  пяти  образовательных  областях  Программы  является   игровая   деятельность,   основная   форма   деятельности   дошкольников.   Все  коррекционно-развивающие            индивидуальные,          подгрупповые,        групповые,  интегрированные   занятия   в   соответствии   с   Программой   носят   игровой   характер,  насыщены  разнообразными  играми  и  развивающими  игровыми  упражнениями  и  ни  в  коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие  в  соответствии  с  Программой  не  тождественно  школьному  уроку  и  не  является  его  аналогом.  Конспекты  игровых  коррекционно-развивающих  занятий  учителя-логопеда  и  воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы.

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы

       Целью   данной   Программы   является   построение   системы   работы   в   группах комбинированной       и  компенсирующей       направленности      для   детей   с  тяжелыми  нарушениями      речи   (общим    недоразвитием     речи)   в   возрасте   с  3   до   7  лет,  предусматривающей   полную   интеграцию   действий   всех   специалистов   дошкольной  образовательной      организации      и     родителей     дошкольников.       Комплексность  педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического   развития   детей   и   обеспечение   их   всестороннего   гармоничного   развития,   развития  физических,  духовно-нравственных,  интеллектуальных  и  художественно-эстетических  качеств дошкольников.

       Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и  позволяет  обеспечить  развивающее  обучение  дошкольников,  формирование  базовых  основ   культуры    личности    детей,  всестороннее    развитие   интеллектуально-волевых  качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы.

       Одной      из   основных     задач    Программы       является    овладение     детьми  самостоятельной,   связной,   грамматически   правильной   речью   и   коммуникативными  навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует   психологическую  готовность  к  обучению  в  школе  и  обеспечивает  преемственность  со  следующей ступенью системы общего образования.

       Главная идея Программы заключается  в реализации общеобразовательных задач   дошкольного   образования   с   привлечением   синхронного   выравнивания   речевого   и   психического развития детей  с общим недоразвитием речи, то есть одним из основных   принципов  Программы  является  принцип  природосообразности.  Программа  учитывает   общность  развития  нормально  развивающихся  детей  и  детей  с  общим  недоразвитием   речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития   детской речи в норме.

       Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:

       •  принцип  индивидуализации,  учета  возможностей,  особенностей  развития  и   потребностей каждого ребенка;

       •   принцип     признания     каждого     ребенка    полноправным      участником   образовательного процесса;

       •  принцип  поддержки  детской  инициативы  и  формирования  познавательных   интересов каждого ребенка;

       • принцип интеграции усилий специалистов;

       •   принцип  конкретности    и  доступности   учебного   материала,   соответствия  

требований,  методов,  приемов  и  условия  образования  индивидуальным  и  возрастным  

особенностям детей;

       • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

       • принцип постепенности подачи учебного материала;

       •   принцип    концентрического     наращивания     информации     в   каждой    из   последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Выполнение      коррекционных,      развивающих      и    воспитательных     задач, поставленных    Программой,     обеспечивается    благодаря   комплексному     подходу   и интеграции  усилий  специалистов  педагогического  и  медицинского  профилей  и  семей воспитанников.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого  развития  детей,  более  полному  раскрытию  творческого   потенциала  каждого ребенка,   возможностей     и   способностей,    заложенных     в   детях   природой,    и предусматривает      совместную      работу     учителя-логопеда,     педагога-психолога, музыкального руководителя,  инструктора по физическому воспитанию, инструктора по лечебной   физкультуре,    воспитателей   и   родителей   дошкольников.     В  Программе взаимодействие  специалистов  и  родителей  отражено  в  блоках  «Интеграция  усилий учителя-логопеда  и   воспитателей»,   «Интегрированные  занятия»,  «Взаимодействие  с семьями    воспитанников»,     а   также    в   совместной    работе    всех   участников образовательного процесса во всех пяти образовательных областях.

Работой  по  образовательной  области  «Речевое  развитие»  руководит      учитель- логопед,  а  другие  специалисты  подключаются  к  работе  и  планируют  образовательную  деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В  работе  по образовательной  области  «Познавательное  развитие»  участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания,   развитию    воображения    и  творческой    активности,   совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и  познавательной  мотивации,  формированием  познавательных  действий,        первичных представлений  о  себе,  других  людях,  объектах  окружающего  мира,  о  свойствах  и отношениях  объектов окружающего  мира,  о  планете  Земля  как  общем  доме  людей,  об особенностях   ее   природы,   многообразии   стран   и   народов   мира. Учитель-логопед  подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы  и  приемы  работы  с  учетом  индивидуальных  особенностей  и  возможностей  каждого  ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают  воспитатели  и  учитель-логопед  при  условии,  что  остальные  специалисты  и  родители   дошкольников   подключаются   к   их   работе.  Решение   задач   этой   области осуществляется    в  ходе  режимных     моментов,   в  игровой   деятельности   детей,  во взаимодействии с родителями.

Основной базой рабочей программы являются: 

Закон «Об образовании» Российской Федерации.

Конвенция ООН о правах ребенка, 1989г.

«Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО». Н. В. Нищева

«Программа  логопедической  работы  по  преодолению  фонетико- фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.

 «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» Л. Г. Селихова

«Ознакомление с природой и развитие речи» Л. Г. Селихова

«Ознакомление с окружающим миром 5-6 лет» И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва

 «Развитие речи. 5-6 лет» В.В. Гербова. Учебно-наглядное пособие.-М.Владос.2003

«Развитие речи в детском саду» В.В. Гербова. .-М.Мозаика-Синтез.2005

«Развитие правильной речи ребенка в семье». Максаков А.И. .-М.Мозаика-Синтез.2005

«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» О. С. Ушакова

Новикова В.П. Математика в детском саду. 5-6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2000 г.

Л.С. Метлина Занятия по математике в детском саду.

Н.В.Нищева «РМП у дошкольников с ОНР»

И. А. Морозова, М. А. Пушкарёва «РЭМП: 5-6 лет»

«Нравственное воспитание в детском саду» Петрова в.И., Стульник Т.Д. .-М.Мозаика-Синтез.2006

 «Трудовое воспитание в детском саду» Комарова Т.С., Куцакова Л.В..-М.Мозаика-Синтез.2005

 «Приобщение детей к художественной литературе» Гербова В.В.- М.Мозаика-Синтез.2005

Книга для чтения в детском саду и дом. Хрестоматия. 5-6 лет/ Сост. В.В. Гербова, Н.П.Ильчук. - М. Оникс- ХХI век,2005

 «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: в подготовительной группе детского сада» Комарова Т.С. -М.Мозаика-Синтез.2005

Серия рабочих тетрадей «Искусство - детям» - М.Мозаика-Синтез.2005

Д.Н.Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет»

Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 5-6 лет»

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада: изо»

З.А.Богатеева «Занятия аппликацией в детском саду»

В.А.Кайе «Занятие по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет»

З.В.Лиштван «Конструирование»

И.В.Новикова, Л.В.Базулина «100 поделок из природных материалов»

И.В.Новикова «Аппликации из природных материалов в детском саду»

И.В.Новикова «Конструирование из природных материалов в детском саду»

Елена Ступак «Оригами: подарки к праздникам»

С.А.Новицкая «Поделки из бумаги»

И.О.Шкицкая «Аппликации из пластилина»

«Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В.Куцакова. - М.Мозаика-Синтез.2005

«Занятия по конструированию из строительного материала». Л.В. Куцакова. - М.Мозаика-Синтез.2005

 «Игровая деятельность в детском саду» ГубановаН.Ф. .- М.Мозаика-Синтез.20

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы

Целевые ориентиры.

       Как    уже   отмечалось,    главной    идеей   программы      является   реализация  общеобразовательных  задач  дошкольного  образования  с  привлечением  синхронного  речевого  и  психического  развития  детей  с  общим  недоразвитием  речи.  Результаты    освоения   программы     представлены    в  виде   целевых   ориентиров.    В  соответствие  с  ФГОС  ДО  целевые  ориентиры  дошкольного образования определяются  независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей.  

       Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или  психологической  диагностики  и  не  могут  сравниваться  с  реальными  достижениями  детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего  образовательного  пространства   Российской  Федерации.   Целевые  ориентиры   данной  программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры  даются  для  детей  старшего  дошкольного  возраста  (на  этапе  завершения  дошкольного  образования).

       К   целевым    ориентирам    дошкольного     образования    (на   этапе  завершения  дошкольного образования) в  соответствии  с  данной  Программой относятся  следующие  социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

       •  ребенок хорошо владеет устной речью, может   выражать   свои  мысли   и  желания,    проявляет   инициативу     в  общении,     умеет   задавать   вопросы,    делать  умозаключения,  знает  и  умеет  пересказывать  сказки,  рассказывать  стихи,  составлять  рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы; у  него  сформированы  элементарные   навыки  звуко-слогового  анализа        слов,  анализа  предложений,    что   обеспечивает   формирование     предпосылок    грамотности;    у  него  сформирован      грамматический     строй    речи,   он    владеет   разными     способами  словообразования;

       • ребенок любознателен, склонен  наблюдать,  экспериментировать;  он  обладает  начальными  знаниями  о     себе,  о  природном  и  социальном  мире,  умеет  обследовать  предметы  разными  способами,  подбирать  группу  предметов  по  заданному  признаку,  знает  и  различает  основные  и  оттеночные  цвета,  плоские  и  объемные  геометрические  формы;  у  ребенка  сформированы  представления  о  профессиях,  трудовых  действиях;  ребенок  знаком  с  составом  числа  из  единиц  в  пределах  десяти,  владеет  навыками  количественного и порядкового счета; у ребенка сформированы навыки ориентировки в  пространстве, на плоскости, по простейшей схеме, плану; у ребенка есть представления о  смене времен года и их очередности, смене частей суток и их очередности, очередности  дней недели; у ребенка сформировано интеллектуальное мышление;

       • ребенок способен к принятию собственных решений с  опорой  на  знания  и  умения   в   различных   видах   деятельности,   ребенок   умеет   организовывать   игровое  взаимодействие,  осваивать  игровые  способы  действий,  создавать  проблемно-игровые  ситуации,  овладевать  условностью  игровых  действий,  заменять  предметные  действия  действиями    с  предметами-заместителями,      а   затем  и   словом,   отражать   в   игре  окружающую действительность;

       •  ребенок инициативен, самостоятелен в   различных   видах   деятельности,  способен  выбрать  себе  занятия  и  партнеров  по  совместной  деятельности,  у  ребенка  развиты    коммуникативные       навыки,    эмоциональная     отзывчивость     на   чувства  окружающих людей, подражательность, творческое воображение;

       • ребенок активен,  успешно  взаимодействует  со  сверстниками  и  взрослыми;  у  ребенка  сформировалось  положительное  отношение  к  самому  себе,  окружающим,  к  различным видам деятельности;

       •  ребенок способен адекватно проявлять свои чувства,   умеет   радоваться  успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать  конфликты;

       • ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством  веры  в  себя;

       • ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах  деятельности;

       • ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен  к  волевым   усилиям,   знаком   с   принятыми   нормами   и  правилами   поведения   и   готов  соответствовать им;

       • у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он  подвижен  и  вынослив,  владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять  ими.

       Целевые    ориентиры     Программы     выступают     основаниями    преемственности  дошкольного и начального общего образования.

Планируемые результаты.

 Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

Речевое развитие

Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно- ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь; без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных; уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

Познавательное развитие

Ребенок различает и соотносит основные и оттеночные цвета, различает предложенные геометрические формы; хорошо ориентируется в пространстве и в схеме собственного тела, показывает по просьбе взрослого предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа); показывает правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо; без труда складывает картинку из 4—6 частей со всеми видами разреза; складывает из палочек предложенные изображения; ребенок знает названия плоских и объемных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, куб, шар, цилиндр, кирпичик, конус) , различает их и использует в деятельности; знает и различает основные и оттеночные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, серый, белый, черный; различает параметры величины и владеет навыками сравнения предметов по величине; умеет проводить анализ объектов, называя целое, а потом вычленяя его части, детали; умеет соединять детали для создания постройки, владеет разными способами конструирования; хорошо ориентируется в пространстве и определяет положение предметов относительно себя; владеет навыками счета в пределах пяти; у ребенка сформированы обобщающие понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, птицы, рыбы, насекомые, транспорт, игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель; ребенок умеет обобщать предметы по определенным признакам и классифицировать их; умеет устанавливать некоторые причинно-следственные связи между явлениями природы; знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе, знает, что нельзя разорять муравейники, доставать птенцов из гнезд, ломать ветки деревьев и т. п.

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, проявляет инициативность в игровой деятельности, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты; принимает участие в других видах совместной деятельности; умеет регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; положительно оценивает себя и свои возможности; владеет коммуникативными навыками, умеет здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения, поздравлять с праздником, умет выразить свои чувства словами; знает свои имя и фамилию, имена и отчества родителей и других членов семьи, имена и отчества педагогов; знает, в какой стране и в каком населенном пункте он живет; с охотой выполняет поручения взрослых, помогает готовить материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогает убирать их; убирает игровое оборудование, закончив игры; с удовольствием принимает участие в продуктивной трудовой деятельности; имеет представления о труде взрослых, названиях профессий, трудовых действиях представителей этих профессий, понимает значимость труда взрослых.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок знаком с произведениями различной тематики, эмоционально реагирует на прочитанное, высказывает свое отношение к нему, может оценить поступки героев, пересказывает произведения по данному плану, участвует в их драматизации, читает стихи; в рисовании может создавать образы знакомых предметов, передавая их характерные признаки; может создавать многофигурные композиции на бытовые и сказочные сюжеты; использует цвет для передачи эмоционального состояния; в лепке создает образы знакомых предметов или персонажей; в аппликации создает композиции из вырезанных форм; знаком с произведениями народного прикладного искусства, узнает их, эмоционально на них реагирует; умеет в движении передавать характер музыки, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных играх, может определить жанр музыкального произведения; без ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, музыкальных инструментов, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы.

Физическое развитие

Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе; координация движений не нарушена; ребенок ходит прямо, свободно, не опуская голову, может пробежать в медленном темпе 200 метров; может прыгнуть в длину с места на 60 сантиметров, отталкиваясь двумя ногами; умеет бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его двумя руками; может ходить по гимнастической скамейке, удерживая равновесие; может лазать по гимнастической стенке верх и вниз; охотно выполняет гигиенические процедуры, знает, что нужно ежедневно гулять, делать зарядку; у ребенка сформированы навыки безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в транспорте; в мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют ; артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют; саливация в норме.

2. Организационный раздел

2.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

       В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута  в  Программе  на  первый  план,  так  как  овладение  родным  языком  является  одним из основных элементов формирования личности.

       Такие образовательные области, как  «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное         развитие»,       «Художественно-эстетическое            развитие»», «Физическое развитие» связаны с основным направлением и позволяют решать задачи  умственного, творческого,  эстетического, физического  и  нравственного  развития, и,  следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого  ребенка.

      Отражая  специфику   работы  в  группе  компенсирующей  направленности  и  учитывая  основную  ее  направленность,  а  так  же имея  в  виду  принцип  интеграции  образовательных   областей,   автор   включает   задачи   речевого   развития   не   только   в  образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области.

I. Речевое развитие

      РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

      ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ГРАММАТИЧЕСКОГО  СТРОЯ  РЕЧИ

      РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И

      НАВЫКОВ      ЯЗЫКОВОГО       АНАЛИЗА     (РАЗВИТИЕ     ПРОСОДИЧЕСКОЙ  СТОРОНЫ  РЕЧИ,  КОРРЕКЦИЯ  ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ  СТОРОНЫ  РЕЧИ;  РАБОТА  НАД    СЛОГОВОЙ       СТРУКТУРОЙ      И    ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТЬЮ           СЛОВ;  

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ          ФОНЕМАТИЧЕСКОГО          ВОСПРИЯТИЯ,      РАЗВИТИЕ  НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА)

      РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

      ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

      ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ

                          II. Познавательное развитие

      СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

      РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

      ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА

      ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

      РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

                    III. Художественно-эстетическое развитие

     ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

      ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ)

      ЛЕПКА

      МУЗЫКАЛЬНОЕ       РАЗВИТИЕ    (ВОСПРИЯТИЕ      МУЗЫКИ,    МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКИЕ      ДВИЖЕНИЯ,     ПЕНИЕ,   ИГРА   НЕ   ДЕТСКИХ    МУЗЫКАЛЬНЫХ  ИНСТРУМЕНТАХ)

                       IV. Социально-личностное развитие

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРИНЯТЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДВИЖНЫЕ      ИГРЫ,   ДИДАКТИЧЕСКИЕ       ИГРЫ,   СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ  

ИГРА, ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ)

СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ,СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ

                                   V. Физическое развитие

ФИЗИЧЕСКАЯ    КУЛЬТУРА  (ОСНОВНЫЕ              ДВИЖЕНИЯ, ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ                  УПРАЖНЕНИЯ,            СПОРТИВНЫЕ             УПРАЖНЕНИЯ,  ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ) ОВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРАВИЛАМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

           

 2.2. Система коррекционной и образовательной деятельности

        Учебный  год  в  группе  компенсирующей  направленности  для  детей  с  тяжелыми  нарушениями  речи  (общим  недоразвитием  речи)  начинается  первого  сентября,  длится  десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:

        I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

        II период — декабрь, январь, февраль;

        III период — март, апрель, май, июнь.

        Как   правило,    сентябрь   отводится    всеми    специалистами      для   углубленной  педагогической      диагностики     индивидуального      развития    детей,   сбора    анамнеза,  индивидуальной  работы  с  детьми,  совместной  деятельности  с  детьми  в  режимные  моменты,  составления  и  обсуждения  всеми  специалистами  группы  рабочих  программ,  корректировки основной адаптированной образовательной программы.

        В  конце  сентября  специалисты,  работающие  в  группе,  на  психолого-медико- педагогическом  совещании  при  заведующей  ДОУ  обсуждают  результаты  диагностики  индивидуального  развития  детей  и  на  основании  полученных  результатов  утверждают  рабочие программы и ОАОП ДО.

        С  первого  октября  начинается  организованная  образовательная  деятельность  с  детьми  во  всех  возрастных  группах.  Проведение  рабочих  совещаний  по  завершении  первого,  а  затем  и  второго  периодов  работы  не  является  обязательным.  Обсуждение  темпов динамики индивидуального развития детей может проходить в рабочем порядке,  в ходе собеседования учителя-логопеда со всеми специалистами.

        Заведующая  дошкольным   образовательным  учреждением   утверждает  рабочие  программы  специалистов  и  ОАОП  ДО.         Психолого-медико-педагогическое  совещание  обязательно   проводится   в   конце   учебного   года   с   тем,   чтобы   обсудить   динамику  индивидуального       развития   каждого     воспитанника     и   определить     необходимость  дальнейшего его пребывания в группе компенсирующей направленности.

        В  младшей,  средней  и  старшей  группах  логопедом  проводится  подгрупповая  работа   (с   подгруппами   из   4-х   детей)   по   понедельникам,   вторникам,   четвергам   и  пятницам. В среду логопед проводит только индивидуальную работу с детьми в первой  половине  для  или  индивидуальные  занятия  с  детьми  в  присутствии  родителей  или  консультирование  родителей  во  второй  половине  дня;  этот  же  день  отводится  для  совместных  приемов  с  неврологом,  если  такой  специалист  работает  в  дошкольном  образовательном  учреждении.  Среда  удобна  для  проведения  занятий  логопедической  ритмикой  музыкальным  руководителем  и  учителем-логопедом  ,  так  как  в  этот  день  у  логопеда  нет  подгрупповой  работы.  Вечерние  приемы  родителей  по  средам  логопед  назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц.

        На  работу  с  одной  подгруппой  детей  в  младшей  группе  отводится  10  минут,  в  средней группе —  15, в старшей группе — 20 минут, в подготовительной к школе — 30.

В  подготовительной  группе  логопед,  исходя  из  возможностей  детей,  может  проводить  два раза в неделю фронтальную работу. Как правило, для фронтальной работы отводятся  понедельник  и  четверг  (и  в  эти  дни  подгрупповую  работу  логопед  не  проводит),  во  вторник же и пятницу проводится подгрупповая работа.

       Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах  занимает индивидуальная работа с детьми.

       Следует  обратить  внимание  специалистов  на  сокращениепродолжительности организованной образовательной деятельности в логопедической группе по  сравнению   с   массовыми     группами.    Это   делается   для   того,   чтобы   не   допустить  переутомления  и  дезадаптации  детей,  так  как  в  сетке  логопедической  группы  больше  видов   работы   с   детьми;   в   логопедической   группе   работает   большее   количество  специалистов,  чем  в  массовой  группе,  а  превышение  недельной  нагрузки  на  ребенка  недопустимо.

       В   середине   учебного   года,   с   01.01   по   11.01,   в   группах   компенсирующей  направленности     для   детей  с  тяжелыми     нарушениями     речи   устраиваются     зимние  каникулы, а в первую неделю мая — весенние каникулы. Если на этот период выпадают  рабочие  дни,  то  в  эти  дни  всеми  специалистами  проводится  только  индивидуальная  работа   с   детьми,   кроме   того   все   специалисты   принимают   участие   в   совместной  деятельности  с  детьми,  организуют  игровую  деятельность  дошкольников,  обязательно  проводятся    музыкальные,      физкультурные     и   логоритмические      занятия.   Так    же  организуется коррекционно-развивающая работа и в июне при переходе детского сада на  летний режим работы.

       В  связи  с  тем,  что  в  группе  компенсирующей  направленности  для  детей  с  тяжелыми нарушениями речи проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во  время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым  ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей  (на 10— 15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами.

       

2.3. Распорядок дня, организация режимных моментов

В  соответствии  с  Программой  максимально  допустимый объем образовательной нагрузки    не   превышает     нормативы     САНПИН       от   15  мая    2013   года   №    26  (зарегистрировано   Министерством   юстиции   Российской   Федерации   29   мая   2013г, регистрационный № 28564).

Старшая группа (с 5 до 6 лет)

В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми

нарушениями речи (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю 17

подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, 2 занятия лечебной

физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры), по 3 индивидуальных

занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает

рекомендованную САНПИН недельную нагрузку (6 часов 15 минут). Занятия лечебной

физкультурой и индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.

Образовательная область

Направление деятельности

Количество занятий                                                                     в неделю

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы

1

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская,  конструктивно-модельная деятельность

2

Познавательное развитие

Развитие математических

представлений

2

Художественно эстетическое развитие

Рисование

1

Художественно эстетическое развитие

Лепка/аппликация

1

Художественно эстетическое развитие

Музыкальное развитие

2

Физическое развитие

Физическая культура

3 (1 на свежем  воздухе)

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

4

Индивидуальные занятия с логопедом

3

Индивидуальное занятие с воспитателем

3

Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.

Режим дня

группа №1 ТНР

Прием детей, игры, утренняя гимнастика, дежурство

07.00—08.25

Подготовка к завтраку, завтрак

08.25—08.50

Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к занятиям

08.50—09.00

1-е занятие воспитателя и 1-е подгрупповое логопедическое занятие *

09.00—09.15

2-е занятие воспитателя и 2-е подгрупповое логопедическое занятие *

09.25—09.40

3-е  занятие  воспитателя  и  третье  подгрупповое  логопедическое  занятие *

09.50—10.05

Второй завтрак

10.30—10.55

Индивидуальная работа логопеда с детьми, самостоятельная деятельность, игры, подготовка к прогулке, прогулка

10.55-12.10

Возвращение с прогулки, индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, чтение художественной литературы  

12.10—12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30— 13.00

Подготовка ко сну, закаливание, сон

13.00— 15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры  

15.00—15.15

Подготовка к полднику, полдник

15.15—15.30

Индивидуальная   работа   воспитателя   с   детьми   по   заданию   логопеда,   игры,  свободная деятельность детей    

15.30—16.00

Вечернее занятие

        

16.30—17.00

Подготовка  к  прогулке,  прогулка  

17.00—17.55

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин

17.55—18.00

Игры,  самостоятельная  деятельность,  уход  домой

18.00---19.00

* общая длительность, включая перерывы        

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

Организуя  предметно-пространственную развивающую среду в старшей группе,

педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями

старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Прежде всего, следует учесть, что

старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Л. С.

Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением.

Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в

старшей логопедической группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение

понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-

драматизации, активно использовать театрализованные игры. В центре «Будем говорить

правильно» в групповом помещении обязательно должны быть представлены картотека

словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического

строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам.

Количество картинок по каждой лексической теме должно быть значительно большим

по сравнению с предыдущей возрастной группой. В центре «Играем в театр» должно

быть представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных

игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т. п.) по

нескольким хорошо знакомым детям сказкам. Учитывая особенности общего и речевого

развития детей с ОНР, не стоит брать более одной сказки на каждый период работы. К

изготовлению декораций и костюмов для постановки представлений по этим сказкам

обязательно привлекаются дети.

В 5 лет происходит заметное изменение памяти (Немов Р. С.). У детей впервые

появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно

стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные

мнемотехнические средства, символы, схемы.

Ребенка шестого года жизни следует учить рассматривать и сравнивать предметы,

воспринимаемые посредством всех органов чувств; находить в них общее и различное;

учить объединять предметы по общим признакам. Так, совершенствование чувственного

опыта приобретает особое значение: оно способствует улучшению восприятия,

стимулирует и развитие мышления, и развитие речи. Очень важным становится

проведение занятий в групповой лаборатории или центре науки и природы, где дети

узнают об элементарных свойствах предметов, учатся простейшим навыкам обращения с

ними, узнают о правилах безопасного поведения. Предоставляя детям возможность

понюхать, потрогать, пощупать предметы и материалы, педагог не только развивает их

тактильный и сенсорный опыт, но и прививает интерес к познавательной деятельности.

В лаборатории появляются первые приборы: лупы, микроскоп, безмен, песочные часы,

аптечные весы. Педагоги привлекают детей к фиксации результатов опытов в журнале.

Особое значение приобретает использование обучающих дидактических игр, в

которых начинается формирование мотивации готовности к школьному обучению.

У пятилетних детей появляется желание объединяться для совместных игр и

труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели. Значит нужно

создать условия для проведения игр-соревнований, более активно привлекать детей к

различным совместным трудовым действиям (уходу за комнатными растениями,

подготовке оборудования и пособий к занятиям и т. п.).

У детей шестого года жизни развивается и эстетическое восприятие

действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется

особое внимание. Детей привлекают к организации развивающего пространства в

групповом помещении, прислушиваются к их пожеланиям, используют для оформления

интерьера выполненные ими поделки.

В логопедическом кабинете при организации развивающей среды нужно создать и

наполнить необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон

речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического

восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки

словесных и настольно-печатных для автоматизации и дифференциации звуков должны

содержать по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития

всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей) по-прежнему должны

иметь место в кабинете логопеда. Игрушки и оборудование в них могут стать более

разнообразными и сложными (кубик Рубика и другие игрушки-головоломки,

калейдоскопы и т. п.). По рекомендации психологов следует сохранить и центры с

игрушками и играми для девочек и мальчиков. Детей можно привлечь к замене

оборудования в центрах. В этой возрастной группе можно практически полностью

заменять оборудование во всех центрах еженедельно, оставляя небольшую часть

материалов, игр и пособий для закрепления пройденного.

Развивающая предметно-пространственная среда

в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении

Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Скамеечка или 3—4 стульчика для занятий у зеркала.

3. Комплект зондов для постановки звуков.

4. Комплект зондов для артикуляционного массажа.

5. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

6. Спирт.

7. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки,

свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри»,

перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п.)

8. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих,

шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова,

словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).

9. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения158.

10. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения159.

11. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи160.

12. «Мой букварь»161.

158 Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

159 Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. — СПб., «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004

160 Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

161 Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

13. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

14.«Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.

15. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам.

16. «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка».

17. Альбомы «Круглый год», «Мир природы. Животные», «Живая природа. В мире растений», «Живая природа. В мире животных», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны», «Наш детский сад».

18. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.

19. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.

20. Картотека словесных игр.

21. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

22. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков разных цветов, светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги квадраты разных цветов).

23. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т. п.).

24. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.

25. Разрезной и магнитный алфавит.

26. Алфавит на кубиках.

27. Слоговые таблицы.

28. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое  домино.

29. Наборы игрушек для инсценировки сказок.

30. Настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза.

Центр «Будем говорить правильно» в групповом помещении

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Стульчики или скамеечка для занятий у зеркала.

3. Полка или этажерка для пособий.

4. Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный материал).

5. Сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков в предложениях и рассказах.

6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

7. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

8. «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов; мнемотаблицы для заучивания стихов и пересказа текстов.

9. Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.

10. Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза

(«Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери схему» и др.).

11. Игры для совершенствования грамматического строя речи («Разноцветные листья», «Веселый повар», «На полянке», «За грибами» и др.).

12. Лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам.

13. Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей Москвы и родного города162.

14. Карта родного города и района, макет центра города.

15. Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей о городе).

16. Глобус, детские атласы.

17. Игры по направлению «Человек в истории и культуре» («От кареты до ракеты», «Вчера и сегодня», «Охота на мамонта» и др.).

18. Игры по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» («Можно и нельзя», «Как себя вести?», «За столом»)163.

Центр сенсорного развития в кабинете логопеда

1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки).

2. Звучащие игрушки-заместители.

3. Маленькая ширма.

4. Кассета с записью «голосов природы» (шелеста листьев, морского прибоя, летнего дождя, вьюги, пения птиц и т. п.).

5. Предметные картинки с изображениями зверей и птиц.

6. Предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.

7. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам.

8. Настольно-печатные игры для развития зрительного восприятия и

профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям»).

9. Настольно-печатные игры для развития цветовосприятия и цветоразличения

(«Радуга», «Разноцветные букеты», «спрячь бабочку» и т. п.).

10. Палочки Кюизенера.

11. Блоки Дьенеша.

12. Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений («Тактильные кубики», «Тактильные коврики»).

13. «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными и пластиковыми игрушками.

Центр науки и природы в групповом помещении

1. Стол для проведения экспериментов.

2. Стеллаж для пособий и оборудования.

3. Резиновый коврик.

4. Халаты, передники, нарукавники.

5. Бумажные полотенца.

6. Природный материал (песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная

по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

7. Сыпучие продукты (желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль).

8. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито.

9. Микроскоп, лупы, цветные стекла.

Крупечук О. И. Мой Петербург. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010, Нищева Н. В. Москва —столица

России. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013

Нищева Н. В. А как поступишь ты? Дошкольникам об этикете. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013

10. Пищевые красители.

11. Аптечные весы, безмен, песочные часы.

12. Технические материалы (гайки, болты, гвозди).

13. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл).

14. Схемы, модели, таблицы с «алгоритмом» выполнения опытов.

15. Коврограф.

16. Игра «Времена года».

17. Календарь природы.

18. Комнатные растения (по программе) с указателями.

19. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки.

20. Аквариум с рыбками, контейнер с сухим кормом для рыбок.

Центр математического развития в групповом помещении

1. Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки).

2. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и коврографа.

3. Занимательный и познавательный математический материал, логико-

математические игры (блоки Дьенеша, «Копилка цифр», «Кораблик «Плюх-Плюх», «Шнур-затейник» и др.).

4. Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и т. д.).

5. Рабочие тетради «Рабочая тетрадь для развития математических представлений у дошкольников с ОНР (с 5 до 6)164.

6. Набор объемных геометрических фигур.

7. «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели).

8. Счеты, счетные палочки.

Центр «Наша библиотека» в групповом помещении

1. Стеллаж или открытая витрина для книг.

2. Столик, два стульчика, мягкий диван.

3. Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики.

4. Книги по интересам о достижениях в различных областях.

5. Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.

6. Книжки-раскраски по изучаемым лексическим темам, книжки-самоделки.

7. Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей.

8. Диафильмы.

9. Диапроектор.

10. Экран.

Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда

Нищева Н. В. Рабочая тетрадь для развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 5 до 6 лет) — СПб., 2013

1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам.

2. Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам.

3. Кубики с картинками по всем темам.

4. Игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски по всем темам.

5.«Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, каштанами, фасолью, горохом, чечевицей, мелкими морскими камушками).

6. Массажные мячики разных цветов и размеров.

7. Мяч среднего размера, малые мячи разных цветов (10 шт.).

8. Флажки разных цветов (10 шт.).

9. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.

10. Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них.

11. Мелкий и средний конструкторы типа «Lego» или «Duplo» и схемы выполнения построек из них.

12. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.

13. Занимательные игрушки из разноцветных прищепок.

14. Игрушка «Лицемер».

Центр «Учимся конструировать» в групповом помещении

1. Мозаика крупная и мелкая и схемы выкладывания узоров из нее.

2. Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» с деталями разного размера и схемы выполнения построек.

3. Игра «Танграм».

4. Разрезные картинки (4—12 частей, все виды разрезов), пазлы.

5. Различные сборные игрушки и схемы их сборки.

6. Игрушки-трансформеры, игрушки-застежки, игрушки-шнуровки.

7. Кубики с картинками по изучаемым лексическим темам.

8. Блоки Дьенеша.

9. Палочки Кюизенера.

Центр «Учимся строить» в групповом помещении

1. Строительные конструкторы с блоками среднего и мелкого размера.

2. Тематические строительные наборы «Город», «Мосты», «Кремль».

3. Игра «Логический домик».

4. Нетрадиционный строительный материал (деревянные плашки и чурочки, контейнеры разных цветов и размеров с крышками и т. п.).

5. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки, светофоры и т. п.).

6. Макет железной дороги.

7. Транспорт (мелкий, средний, крупный).

8. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, специальный транспорт).

9. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

Центр художественного творчества в групповом помещении

1. Восковые и акварельные мелки.

2. Цветной мел.

3. Гуашевые и акварельные краски.

4. Фломастеры, цветные карандаши.

5. Пластилин, глина, соленое тесто.

6. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, лоскутки ткани, нитки, ленты, самоклеящаяся пленка, старые открытки, природные материалы( сухие листья, лепестки цветов, семена, мелкие ракушки и т. п.).

7. Рулон простых белых обоев для коллективных работ (рисунков, коллажей, аппликаций).

8. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты по изучаемым темам.

9. Клейстер.

10. Доски для рисования мелом, фломастерами.

11. Коврограф.

12. Книжки-раскраски «Городецкая игрушка», «Филимоновская игрушка», «Гжель».

Музыкальный центр в групповом помещении

1. Музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино, лесенка).

2. Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба, трещотка, треугольник, валдайские колокольчики).

3. «Поющие» игрушки.

4. Звучащие предметы-заместители.

5. Ложки, палочки, молоточки, кубики.

6. Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей, «голосов природы».

7. Музыкально-дидактические игры («Спой песенку по картинке», «Отгадай, на чем играю», «Ритмические полоски»).

8. Портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка, Д. Кабалевский и др.).

Центр «Растем патриотами» в групповом помещении

1. Нищева Н. В. А как поступишь ты? Дошкольникам об этикете. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

2. Буре Р. С. Мы помогаем друг другу. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

3. Буре Р. С. Как поступают друзья? — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

4. Нищева Н. В. Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

5. Дерягина Л. Б. Наша родина — Россия. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

6. Нищева Н. В. Москва — столица России. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

8. Крупенчук О. И. Мой Петербург. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

9. Дерягина Н. Б. Этот День победы. — СПБ., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

10. Нищева Н. В. Две столицы. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

Центр «Играем в театр» в групповом помещении

1. Большая ширма.

2. Настольная ширма.

3. Стойка-вешалка для костюмов.

4. Настенное зеркало.

5. Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания трех сказок («Заюшкина избушка», «Три медведя», «Гуси-лебеди»).

6. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный) для обыгрывания этих же сказок.

7. Аудиокассеты с записью музыкального сопровождения для театрализованных игр.

8. Грим, парики.

Центр сюжетно-ролевой игры в групповом помещении

1. Большое настенное зеркало.

2. Куклы разных размеров.

3. Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы, кукольная мебель, коляски для кукол.

4. Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр.

5. Атрибуты для нескольких сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Парикмахерская», «Моряки»).

6. Альбомы с сериями демонстрационных картин «Наш детский сад», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны».

Центр «Умелые руки» в групповом помещении

1. Нищева Н. В. Все работы хороши. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

2. Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

3. Нищева Н. В. Кем быть? — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

4. Нищева Н. В. Защитники Отчества. Покорители космоса. — СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2012.

5. Набор инструментов «Маленький плотник».

6. Набор инструментов «Маленький слесарь».

7. Контейнеры с гвоздями, шурупами, гайками.

8. Детские швабра, совок, щетка для сметания мусора с рабочих мест.

9. Контейнер для мусора.

10. Рабочие халаты, фартуки, нарукавники.

Физкультурный центр в групповом помещении

1. Мячи средние разных цветов.

2. Мячи малые разных цветов.

3. Мячики массажные разных цветов и размеров.

4. Обручи.

5. Канат, веревки, шнуры.

6. Флажки разных цветов.

7. Гимнастические палки.

8. Кольцеброс.

9. Кегли.

10. «Дорожки движения».

11. Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».

12. Детская баскетбольная корзина.

13. Длинная скакалка.

14. Короткие скакалки.

15. Летающая тарелка (для использования на прогулке).

16. Нетрадиционное спортивное оборудование.

17. Массажные и ребристые коврики.

18. Тренажер из двухколесного велосипеда типа «Малыш».

19. Поролоновый мат.

1. 20. Гимнастическая лестница.

Организация предметно-развивающей среды в раздевалке

1. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками-наклейками)165.

2. Скамейки.

3. «Алгоритм» процесса одевания.

4. Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка).

5. Стенд «Наша жизнь в детском саду» (постоянно обновляющаяся фотовыставка).

6. Стенд «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе).

7. «Уголок для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий) — СПб., ДЕТСТВО —ПРЕСС, 2010

8. Мини библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения детям дома.

9. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, рекомендации специалистов, объявления).

Организация предметно-пространственной среды в туалетной комнате

1. Традиционная обстановка.

2. «Алгоритм» процесса умывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...