Конспект индивидуального занятия
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Печенина Вероника Арнольдовна

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука "Р". "Путешествие в зоопарк".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zoopark.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение центр развития ребёнка

детский сад № 13 «Петрушка»

Индивидуальное занятие

Ребёнок: Иван А. – воспитанник подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Учитель-логопед: Печенина В.А.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 08.04.19

Ступино 2019

Тема: «Прогулка в зоопарк» 

Лексическая тема: «Животные жарких стран».

Тип занятия: занятие по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях, связной речи.

Форма занятия: индивидуальное  логопедическое занятие в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

ЦЕЛИ

        Образовательные:

  • Закрепить умение самостоятельно выполнять артикуляционную гимнастику; добиваться  точности, устойчивости и плавности движений органов артикуляционного аппарата;
  • Закрепить знание правильной артикуляции звука [Р].
  • Закрепить характеристику звука [Р].
  • Закрепить знания по лексической теме «Животные жарких стран»

Воспитательные:

  • Содействовать эстетическому воспитанию.
  • Воспитывать стремление к правильному выполнению задания;
  • Воспитывать усидчивость,  упорство, трудолюбие, умение замечать новое,

красивое в дидактическом материале.      

  • Содействовать физическому воспитанию.
  • Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
  • Развивать диафрагмальное и речевое дыхание.
  • Развивать слуховое восприятие и слуховое внимание.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.
  • Развивать ритмико-интонационную сторону речи.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать голос и интонацию.
  • Развивать навыки слогового анализа.
  • Развивать координацию речи с движением.
  • Развивать связную речь.

Оборудование:

        Зеркало, предметные картинки с изображением животных жарких стран, мяч, схема составления описательного рассказа о диком животном, игрушки –  животные жарких стран,  СД с записью, компьютер, магнитофон.

 Звуковой ряд:

  • «10 мышек» Е. Железнова. Пальчиковые игры для малышей 2-5 лет;
  • Звуковая распевка   Овчинниковой Т.С.
  • «Веселая логоритмика» Е. Железнова.

Предварительная работа (проводится воспитателями группы): просмотр иллюстраций  из атласа «Волшебный мир животных», чтение рассказов  о животных из экологической азбуки «Животные жарких стран», разучивание пальчиковой гимнастики, составление плана рассказа о диком животном, отгадывание загадок о животных.

 Использование современных технологий и методик:

  1. Развивающие технологии по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников подготовительной к школе группе Н.В. Нищевой.
  2. Компьютерные технологии: презентация «Голосовая распевка» Овчинниковой Т.С.
  3. Приемы игровых технологий: игры на развитее фонематических процессов, расширение словарного запаса, формирование грамматических категорий речи. В.И. Селиверстов.
  4. Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, координация речи с движением, психогимнастические упражнения, голосовые упражнения.
  5. Технология развития связной речи Т. В. Ткаченко.

Ход занятия

I. Организационный этап.

1. Оргмомент

(Формирование положительной установки ребенка на участие в занятии, создание эмоционального положительного фона. Развитие речевого слуха и памяти).

Каждый день, всегда, везде

На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим,

Никогда мы не спешим.

2. Объявление темы занятия. (Прослушивание образца правильной речи. Развитие речевого внимания,  слуха и памяти )

Логопед: послушай стихотворение и скажи о чём идёт речь.

В жарких странах носороги

Просто ходят по дороге.

Мокнут в речке бегемоты.

Львы выходят на охоту.

Крокодилы, обезьяны,

Зебры, жители саванны.

И тропические птицы…

Есть чему тут подивиться! 

(В. Нищев).

 Задание к тексту:

1. Какой звук встречается часто в этом тексте?

2. Послушай стихотворение ещё раз и положи перед собой столько счетных палочек, сколько слов со звуком [р] услышишь.

3. Наверно ты уже понял, над произношением какого звука мы сегодня будем работать на занятии?

Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук [р].

 II. Основной этап:

1. Пальчиковая гимнастика. (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением).

Логопед: Сегодня мы с тобой отправляемся в зоопарк.

В зоопарк пойдем скорей,

Много разных там зверей:

«Пройти» по столу указательными и средними пальцами обеих рук.

И колючие ежи,

Растопырить пальцы, как иголки  ежей.

И клыкастые моржи,

Опустить вниз мизинцы и указательные пальцы, а все остальные зажать в кулачки.

И огромные слоны,

Зажать в кулачки все пальцы, кроме средних – это хоботы.

Уж невиданной длины,

Делать волнообразные движения правой рукой.

Зайцы трусливые,

Выставить указательные и средние пальцы обеих рук – остальные пальцы в кулачках.

Птицы красивые,

Помахать кистями скрещенных рук.

Даже крокодилы есть…

Впрочем,  всех не перечесть!

Соединив основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев – это «крокодилья пасть».

Дети соревнуются, кто из них сможет больше вспомнить животных в «зоопарке».

2. Артикуляционная гимнастика (Развитие атикуляционной моторики).

Вот мы и в зоопарке…

- Открывай пошире ротик, как голодный бегемотик. «Окно»

- Из кувшина вижу я, появляется змея… «Змейка»

- На батуте прыг да скок скачет толстый носорог… «Месим тесто»

- На качели куры сели … «Качели»

- Мишка ходит по канату, он получит мед в награду… «Варенье»

- Вот весело поёт индюк … «Индюк»

- А вот зайчик всех смешит, колокольчиком звенит, но звенит как балалайка колокольчик тот у зайки

Уточнение артикуляции звука [р], артикуляционно-акустическая характеристика

Установка при произнесении твердого звука [р]

 Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол;

Губы раскрыты, нейтральны;

Зубы разомкнуты;

На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

Характеристика звука [р]

Согласный, твёрдый, звонкий

3. Голосовая распевка (уточнение артикуляции гласных звуков, развитие голоса, развитие речевого дыхания)

4. Пение чистоговорки Железновой (развитие голоса, развитие речевого дыхания, автоматизация звука [р] в слогах, словах, развитие речевого внимания,  речевого слуха, вербальной  памяти)

Ра-ра-ра – вот высокая гора.

Ры -ры-ры  - за горою комары.

Ро-ро-ро – потерял петух перо.

Ру- ру-ру – а барсук унес в нору.

Игры с картинками

5. Отгадывание загадок о животных жарких стран (развитие речевого внимания,  речевого слуха, вербальной  памяти и логического мышления, автоматизация звука [р] в словах)

С этим зверем полосатым, не шутите вы, ребята! (Тигр)

 Путешественник отважный, он идёт пустыней важно.
Не боится он жары, два горба, как две горы. (Верблюд)

Вот так лошадка! - воскликнул Андрейка, -
Словно большая тетрадка в линейку. (Зебра)

Не олень он и не бык, в жарких странах жить привык,
На носу имеет рог и зовётся... (носорог)

Он ходит, голову задрав, не потому что важный граф,
Не потому, что гордый нрав, а потому что он... (жираф)

Очень много силы в нем, ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос, будто тысячу лет он рос. (Слон)

Упражнение «Мы - артисты» (Развитие эмоций, воображения).

Логопед: Там, где с деревьев свисают лианы, разные в джунглях живут…(обезьяны).

Обезьяна (эмоционально-мимческое упражнение)

Любит покривляться обезьяна –

всех дразнить готова постоянно!

Словно заинька, насторожилась.

Как лисичка, доброй притворилась.

Будто глупый ослик, удивилась.

Как колючий ежик, рассердилась.

Словно, мышка в норке, испугалась.

И, как, вы, ребята, рассмеялась.

Логопед. Отлично, ты справился с этим заданием.

А теперь давайте покажем голосом как рычит тигр (громко, низким голосом) и как рычит тигренок (тихо, высоким голосом).

Ребёнок выполняет задание.

Логопед. И еще одно упражнение: Произнести фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувствами (испуг, радость, удивление).

7. Упражнение «Слушай внимательно?» (Развитие речевого слуха, голоса. Совершенствование фонематических представлений.)

Логопед вновь привлекает внимание детей к плакату.

Логопед. Продолжаем наблюдать за животными. Смотрите на них внимательно и слушайте мои вопросы и задания. Перечислите животных, в названии которых есть звук Р.

Ребёнок. Жираф, носорог, крокодил.

Логопед.  Есть ли здесь животные, в названии которых есть звук С?

Дети. Носорог, слон.

Логопед. Теперь назовите животных, в названии которых есть звук Л.

Дети. Слон, крокодил.

8. Упражнение «Раздели на слоги» (Совершенствование навыков слогового анализа).

Логопед. Разделите название животных на слоги хлопками.

Дети выполняют задания и комментируют свои действия.

 В слове тигр один слог.

 В слове жираф два слога.

9. Физминутка Е. Железнова «У жирафов пятна, пятна…»

(развитие общей  моторики, координации речи с движением, актуализация словаря по теме «Животные жарких стран».)

 10. Игра «Скажи наоборот» с мячом. (Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами)

Логопед. Следующая игра тебе знакома. Учимся подбирать слова «наоборот». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.

У жирафа длинная шея, а у бегемота…

 У обезьяны тонкий хвост, а у тигра…

 У слона большие уши, а у зебры …

 У бегемота широкая спина, а у зебры….

11.Упражнение «Расскажи о животных». (Развитие связной речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциации сонорных звуков в рассказе).

Логопед. А в этой клетке никого не видно. Собери перепутанные слоги и увидишь животное.

Собери разрезную картинку. Составь рассказ по схеме.

Логопед помещает на мольберт, стоящий перед детьми схему для составления описательного рассказа о диких животных

Логопед. Раз уж мы оказались в зоопарке, давай расскажем о животных. Вспомни план рассказа

Ребёнок: Нужно назвать животное, а потом описать его, рассказать какое оно по размеру, какого цвета, какие особенности внешнего вида можно у него отметить, как называются его детеныши, чем оно питается.

Логопед. Правильно. Подумай одну минуту и начинай рассказывать. Старайся говорить четко и красиво, правильно произноси звуки.

12.  Домашнее задание

Логопед. Выберите один силуэт, а потом заштрихуй его простым карандашом прямыми вертикальными линиями, расположенными очень близко друг к другу. Постарайтесь выполнить задание быстро и аккуратно.

Ребёнок выполняет задание.

Дома вспомни план рассказа и попробуй описать это животное.  

III. Заключительный этап (оценка работы ребёнка).

Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой.

Какой звук мы сегодня учились правильно и чётко произносить?

Что было особенно трудно на занятии?

Что было интересно на занятии?

Что понравилось больше всего?  

Вспомни животных жарких стран, которых ты видел.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению. Тема занятия: Автоматизация звука [ Р] в словах .Прогулка с Карлсоном.

На данном занятии Карлсон приглашает ребёнка на прогулку. А что бы прогулка была увлекательной,Карлсон предлагает выполнить интересные задания!...

Конспект индивидуального занятия логопедического занятия по теме: "Автоматизация звука Р"

Автоматизация звука Р в прямых слогах и позиции в начале слова в виде таблицы....

Конспект индивидуального занятия № 2 (ОНР II уровень). Тема занятия: «Посуда».

Цели:  Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Посуда», «продукты».Задачи:Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образов...

Конспект индивидуального занятия № 3(ОНР II уровень). Тема занятия: «Мебель».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Мебель».Задачи:Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образовывать формы уменьшительно-ласк...

Конспект индивидуального занятия № 4(ОНР II уровень). Тема занятия: «Овощи».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Овощи».Задачи:Формировать умение образовывать формы уменьшительно-ласкательных имен существительных, имен существительны...

Конспект индивидуального занятия с ребенком 3-4-х лет с ОНР-1 уровня речевого развития по сказке "Три Медведя". План-конспект занятия по логопедии (младшая группа).

Конспект занятия с презентацией. Может быть использованно специалистами в индивидуальной и подгрупповой работе....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речевого восприятия в старшей группе. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ТЕЛО»

ЦЕЛЬ: закрепить с ребенком названия частей тела, их функции и роль для человека.ЗАДАЧИ: Образовательные: закрепить умение  ребенка свободно ориентироваться в своем теле; учить составлять предложе...