Игровые приемы в работе с сюжетными картинами
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Данный материал подходит для работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хочу познакомить Вас с игровыми приемами при работе с сюжетными картинами, используемыми тифлопедагогом на своих занятиях. Данная работа направлена на подготовку детей к восприятию картины и в помощь воспитателям в проведении составления рассказа по картине (описательного или повествовательного). Эти приемы можно использовать воспитателям на занятиях или в подготовительной работе по рассматриванию картины, вне занятий.
1. ИГРА – ЗАГАДКА « ОКОШКИ»
Цель: Концентрация внимания на основных объектах. Определение социальной принадлежности объектов. Фиксация взора.
Оборудование: Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины схожие по сюжету.
Ход игры: - Кого мы видим в окошках?
- Сколько мальчиков и девочек вы видите?
- Как вы определили?
- Опишите внешность ребенка, не называя, кто он (мальчик или девочка), а мы попробуем отгадать в каком окошке загаданный объект и кто он.
- Скажите, какая картина спряталась.
2. «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»
Цель: Развитие зрительного внимания. Упражнение в планомерном восприятии картины.
Оборудование: Две картины схожие по сюжету, но с небольшими отличиями.
Ход игры: I вариант: Внимательно посмотрите на эти картины, найдите и назовите отличия.
II вариант: Кто больше назовет отличай.
3. «ПОДБЕРИ ОБЪЕКТ К КАРТИНЕ»
Цель: Развитие зрительного внимания. Локализация объекта на зашумленном фоне.
Оборудование: Картина, объекты данной картины и других картин.
Ход игры: - Кто (что) изображен на картинке?
- Найди и покажи на картине такой же объект, как у тебя (По необходимости проверить способом наложения).
4. «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»
Цель: Развивать целостность восприятия (составлять целое из частей), аналитико-синтетическую деятельность.
Оборудование: Картина, разрезанная картина.
Ход игры: Выложи картину из частей.
I вариант: по образцу; II вариант: по памяти.
5. «ГЛАВНОЕ – ВТОРОСТЕПЕННОЕ»
Цель: Локализация объекта на зашумленном фоне. Определение пространственного расположения. Развитие памяти, логического мышления.
Оборудование: Картина.
Ход игры: - Назовите главные объекты на этой картине.
- Почему они главные?
- Назовите второстепенные объекты?
- Что это за птицы? В какую сторону летят? Как они летят?
- Найди дома светло коричневого цвета. Где они находятся? Чем они отличаются? Какой дом дальше? Как вы узнали?
- Зачем художник изобразил их на картине?
6. «ЗВУКИ»
Цель: Усиление образности восприятия картины, развитие слухового восприятия.
Оборудование: Картина.
Ход игры: Посмотрите на картину. Представьте, что мы находимся в этом дворе. Вот дома, деревья, рядом трудятся дети. Закройте глаза и представьте, какие звуки можем услышать.
Правильно. Все названные звуки можно услышать, если находиться на месте, изображенном на картине.
7. «ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ ВЕСНОЙ?»
Цель: Закрепить представления детей о труде человека весной в природе. Развивать умение анализировать увиденное и выделять, характерные весеннему периоду, действия человека.
Оборудование: Карточки с видами деятельности человека в природе в разные сезоны.
Ход игры: У меня на столе находится множество картинок. Вы должны выбрать те картинки, на которых изображен труд людей в природе весной, и рассказать, почему вы выбрали ту или иную картинку.
!!! А сейчас минуточку внимания. Я прошу Вас внимательно посмотреть на картину «Дети сажают деревья» и запомнить ее. Через некоторое время мы вернемся к работе именно с этой картиной.
8. «ПОЗА»
Цель: Развивать понимание расположения тела и его частей в пространстве. Упражнять в умении определять позу и описывать ее. Развивать мышление, умение устанавливать взаимосвязь позы с действием, которое выполняет человек.
Оборудование: Картина.
Ход игры: - Опиши позу любого ребенка (стоит или сидит, как расположена его спина, ноги, руки, голова).
- О чем нам говорит его поза?
Правильно, по позе человека мы понимаем его действия.
9. «МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Цель: Учить понимать позу персонажа картины, переносить положение тела персонажа с картины на модель. Развивать пространственное восприятие (восприятие расположения тела и его частей в пространстве).
Пособия: Картина, деревянные шарнирные модели.
Ход игры: Перед Вами две картины. Выберите любой персонаж и постарайтесь, как можно точно, смоделировать его на шарнирном человечке. А потом мы постараемся определить, кого и с какой картины смоделирована поза.
10. «ИЗОБРАЗИ И ОТГАДАЙ»
Цель: Учить понимать позу персонажа картины, переносить положение тела персонажа с картины на себя. Развивать пространственное восприятие (восприятие расположения тела и его частей в пространстве).
Оборудование: Картины.
Ход игры: Перед Вами две картины. Выберите любой персонаж и постарайтесь, как можно точно, изобразить позу человека. А мы постараемся определить, кого и с какой картины смоделирована поза.
11. «КТО ГДЕ СПРЯТАЛСЯ»
Цель: Развивать зрительное внимание и память. Локализация заданного силуэта из множества схожих силуэтов на зашумленном фоне.
Оборудование: Картина, черные силуэты на белом зашумленном фоне.
Ход игры: Найдите силуэты, соответствующие позам детей на нашей картине и назовите их местоположение на доске (по рядам и столбикам).
12. «СОСТАВЬ КАРТИНУ»
Цель: Развивать зрительное внимание и долговременную память, пространственное восприятие.
Оборудование: Силуэты, клеточное поле, картина.
Ход игры: - У каждого из Вас множество силуэтов. Выберите соответствующие картине силуэты и разложите на подставках их так же, как на картине «Дети сажают деревья» (Картина закрыта).
- Поменяйтесь подставками друг с другом и проверьте, правильно ли выложена картина.
- Были у кого-нибудь ошибки?
13. «ОТСТАВАЙ - ЗАБЕГАЙ»
Цель: Учить анализировать действия на картине и на основе этого представлять события предшествующие и последующие. Развивать логику, мышление, речь.
Оборудование: Картина.
Ход игры: Подумайте и расскажите, что было до этого события и что будет потом.
Представленные игровые приемы работы с сюжетными картинами направлены на формирование у детей познавательного интереса и накопление зрительного опыта:
- выделение главных и второстепенных объектов;
- определение социальной принадлежности объекта;
- выделение эмоционального состояния объекта;
- определение позы объекта для осмысления действия, сюжета картины;
- определение пространственного расположения объектов (выделение многоплановости картины), ориентировка на себе, от себя и от объекта;
- развитие зрительного внимания и памяти.
А так же на развитие речи: умение говорить распространенными предложениями (сложносочиненными и сложноподчиненными).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/30/picture-800444-1467294476.png)
Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию. Тема: «Работа по сюжетной картине»
Цель: 1. Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей.2. Углубить знания детей о зимних развлечениях.3. Совершенствовать грамматическ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/10/picture-1136125-1554921091.jpg)
Конспект НОД по развитию речи Тема: Работа с сюжетной картиной.
Конспект для занятия по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-578671-1589445704.jpg)
Игровые приемы формирования умения определять состав картины при творческом рассказывании
Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала восп...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-1280660-1603224489.jpg)
Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста при работе с сюжетными картинами»
Ребёнок на фланелеграфе выделяет наглядно разные детали картины и поэтапно рассказывае, составляет рассказ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/14/picture-667143-1442234810.jpg)
Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию. Тема: «Работа по сюжетной картине»
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Образовательные задачи:1. Соверш...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/30/picture-1148001-1648630307.jpg)
Проект "РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ НАД СЮЖЕТНОЙ КАРТИНОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Тема самообразованияРАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБО...
Работа с сюжетной картиной
Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа....