Игровые приемы в работе с сюжетными картинами
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Румянцева Татьяна Борисовна

Данный материал подходит для работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_priemy_v_rabote_s_syuzhetnymi_kartinami.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хочу познакомить Вас с игровыми приемами при работе с сюжетными картинами, используемыми тифлопедагогом на своих занятиях. Данная работа направлена на подготовку детей к восприятию картины и в помощь воспитателям в проведении составления рассказа по картине (описательного или повествовательного). Эти приемы можно использовать воспитателям на занятиях или в подготовительной работе по рассматриванию картины, вне занятий.

1. ИГРА – ЗАГАДКА « ОКОШКИ»

Цель: Концентрация внимания на основных объектах. Определение социальной принадлежности объектов. Фиксация взора.

Оборудование: Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины схожие по сюжету.

Ход игры: - Кого мы видим в окошках?

- Сколько мальчиков и девочек вы видите?

- Как вы определили?

- Опишите внешность ребенка, не называя, кто он (мальчик или девочка), а мы попробуем отгадать в каком окошке загаданный объект и кто он.

- Скажите, какая картина спряталась.

2. «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

Цель: Развитие зрительного внимания. Упражнение в планомерном восприятии картины.

Оборудование: Две картины схожие по сюжету, но с небольшими отличиями.

Ход игры: I вариант: Внимательно посмотрите на эти картины, найдите и назовите отличия.

II вариант: Кто больше назовет отличай.

3. «ПОДБЕРИ ОБЪЕКТ К КАРТИНЕ»

Цель: Развитие зрительного внимания. Локализация объекта на зашумленном фоне.

Оборудование: Картина, объекты данной картины и других картин.

Ход игры: - Кто (что) изображен на картинке?

- Найди и покажи на картине такой же объект, как у тебя (По необходимости проверить способом наложения).

4. «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ»

Цель: Развивать целостность восприятия (составлять целое из частей), аналитико-синтетическую деятельность.

Оборудование: Картина, разрезанная картина.

Ход игры: Выложи картину из частей.

I вариант: по образцу; II вариант: по памяти.

5. «ГЛАВНОЕ – ВТОРОСТЕПЕННОЕ»

Цель: Локализация объекта на зашумленном фоне. Определение пространственного расположения. Развитие памяти, логического мышления.

Оборудование: Картина.

Ход игры: - Назовите главные объекты на этой картине.

- Почему они главные?

- Назовите второстепенные объекты?

- Что это за птицы? В какую сторону летят? Как они летят?

- Найди дома светло коричневого цвета. Где они находятся? Чем они отличаются? Какой дом дальше? Как вы узнали?

- Зачем художник изобразил их на картине?

6. «ЗВУКИ»

Цель: Усиление образности восприятия картины, развитие слухового восприятия.

Оборудование: Картина.

Ход игры: Посмотрите на картину. Представьте, что мы находимся в этом дворе. Вот дома, деревья, рядом трудятся дети. Закройте глаза и представьте, какие звуки можем услышать.

Правильно. Все названные звуки можно услышать, если находиться на месте, изображенном на картине.

7. «ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ ВЕСНОЙ?»

Цель: Закрепить представления детей о труде человека весной в природе. Развивать умение анализировать увиденное и выделять, характерные весеннему периоду, действия человека.

Оборудование: Карточки с видами деятельности человека в природе в разные сезоны.

Ход игры: У меня на столе находится множество картинок. Вы должны выбрать те картинки, на которых изображен труд людей в природе весной, и рассказать, почему вы выбрали ту или иную картинку.

!!!    А сейчас минуточку внимания. Я прошу Вас внимательно посмотреть на картину «Дети сажают деревья» и запомнить ее. Через некоторое время мы вернемся к работе именно с этой картиной.

8. «ПОЗА»

Цель: Развивать понимание расположения тела и его частей в пространстве. Упражнять в умении определять позу и описывать ее. Развивать мышление, умение устанавливать взаимосвязь позы с действием, которое выполняет человек.

Оборудование: Картина.

Ход игры: - Опиши позу любого ребенка (стоит или сидит, как расположена его спина, ноги, руки, голова).

- О чем нам говорит его поза?

Правильно, по позе человека мы понимаем его действия.

9. «МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Цель: Учить понимать позу персонажа картины, переносить положение тела персонажа с картины на модель. Развивать пространственное восприятие (восприятие расположения тела и его частей в пространстве).

Пособия: Картина, деревянные шарнирные модели.

Ход игры: Перед Вами две картины. Выберите любой персонаж и постарайтесь, как можно точно, смоделировать его на шарнирном человечке. А потом мы постараемся определить, кого и с какой картины смоделирована поза.

10. «ИЗОБРАЗИ И ОТГАДАЙ»

Цель: Учить понимать позу персонажа картины, переносить положение тела персонажа с картины на себя. Развивать пространственное восприятие (восприятие расположения тела и его частей в пространстве).

Оборудование: Картины.

Ход игры: Перед Вами две картины. Выберите любой персонаж и постарайтесь, как можно точно, изобразить позу человека. А мы постараемся определить, кого и с какой картины смоделирована поза.

11. «КТО ГДЕ СПРЯТАЛСЯ»

Цель: Развивать зрительное внимание и память. Локализация заданного силуэта из множества схожих силуэтов на зашумленном фоне.

Оборудование: Картина, черные силуэты на белом зашумленном фоне.

Ход игры: Найдите силуэты, соответствующие позам детей на нашей картине и назовите их местоположение на доске (по рядам и столбикам).

12. «СОСТАВЬ КАРТИНУ»

Цель: Развивать зрительное внимание и долговременную память, пространственное восприятие.

Оборудование: Силуэты, клеточное поле, картина.

Ход игры: - У каждого из Вас множество силуэтов. Выберите соответствующие картине силуэты и разложите на подставках их так же, как на картине «Дети сажают деревья» (Картина закрыта).

- Поменяйтесь подставками друг с другом и проверьте, правильно ли выложена картина.

- Были у кого-нибудь ошибки?

13. «ОТСТАВАЙ - ЗАБЕГАЙ»

Цель: Учить анализировать действия на картине и на основе этого представлять события предшествующие и последующие. Развивать логику, мышление, речь.

Оборудование: Картина.

Ход игры: Подумайте и расскажите, что было до этого события и что будет потом.

Представленные игровые приемы работы с сюжетными картинами направлены на формирование у детей познавательного интереса и накопление зрительного опыта:

- выделение главных и второстепенных объектов;

- определение социальной принадлежности объекта;

- выделение эмоционального состояния объекта;

- определение позы объекта для осмысления действия, сюжета картины;

- определение пространственного расположения объектов (выделение   многоплановости картины), ориентировка на себе, от себя и от объекта;

- развитие зрительного внимания и памяти.

А так же на развитие речи: умение говорить распространенными предложениями (сложносочиненными и сложноподчиненными).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию. Тема: «Работа по сюжетной картине»

Цель: 1. Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа. Активизировать речь детей.2. Углубить  знания детей о зимних развлечениях.3. Совершенствовать грамматическ...

Игровые приемы формирования умения определять состав картины при творческом рассказывании

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала восп...

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста при работе с сюжетными картинами»

Ребёнок на фланелеграфе выделяет наглядно разные детали картины и поэтапно рассказывае, составляет рассказ....

Конспект НОД в подготовительной группе по речевому развитию. Тема: «Работа по сюжетной картине»

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Образовательные задачи:1. Соверш...

Проект "РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБОТЫ НАД СЮЖЕТНОЙ КАРТИНОЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Тема  самообразованияРАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И  СОЗДАНИЕ     ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ  В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РАБО...

Работа с сюжетной картиной

Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа....