Развитие речи по Монтессори
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Данная статья окажется полезной для работников детских садов , атакже родителей в детей в целях полноценного развития речи детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_rechi_po_montessori.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи по Монтессори

Удивительно, но если вы посетите детский сад Монтессори, то увидите, что с детьми разговаривают немного, при этом речь у малышей развита. Дело в том, что Монтессори уделяла много внимания тренировке мелкой моторики и физической активности. Доказано, что движение пальчиков и умеренные физические нагрузки положительно влияют на развитие речи и умственные способности. 

Пространство для занятий по Монтессори разделено на пять зон, которые запросто можно организовать в домашних условиях.

Зона развития практических навыков.  Завязывание шнурков, работа с пуговицами, застежками, владение столовыми приборами, стирка, уборка – все предметы, которые подготовят малыша к навыкам самообслуживания, находятся на этом участке.

Зона сенсорного развития. Здесь подобраны материалы, которые задействуют органы чувств ребенка: слух (музыкальные инструменты), зрение (разноцветные игрушки), обоняние (вкусовые, пахнущие баночки), осязание.  Играя с материалами этой зоны, ребенок учится различать предметы по характеристикам. В процессе занятий развивается внимание, память, мелкая моторика и речь.

Зона математического развития.  Собранные здесь предметы и игрушки знакомят ребенка с понятием количества (один-много), фигурами, развивают пространственное и логическое мышление. На этом участке самое место конструкторам, кубикам и матрешкам.

Зона естественно-научного развития (космоса). Материалы этой зоны знакомят детей с окружающим миром. Здесь можно поставить глобус, карты, растения, организовать «живой уголок».

Зона языкового развития представляет собой подоборку книг и пособий с заданиями, развивающих речь и письмо. Этот участок нам особенно интересен, поэтому остановимся на нем подробнее.

В начальной группе Монтессори (от 1 до 3 лет) для развития речи с ребятишками проводят много пальчиковых игр и упражнений на мелкую моторику . Занятия сопровождаются легкими стихами, предметы озвучиваются и показываются – таким образом активизируется речевое развитие малыша, память, непринужденно увеличивается словарный запас.

Детям постарше (от 3 до 6 лет) преподаватели рассказывают интересные истории и сведения об окружающем мире, проводят пальчиковые игры и предлагают занятия на развитие моторики рук и «спонтанного (или импульсного) письма».

Что такое «импульсное письмо»? Это когда ребенок пишет буквы, иногда слова, при этом не зная азбуки. Следует отметить, что дети в возрасте 4-5 лет, занимающиеся по системе Монтессори, часто начинают самостоятельно выводить буковки или слова, хотя еще не знакомы с алфавитом. Мария Монтессори подчеркивала, что письмом дети владеют интуитивно, и специально учить писать не надо. Достаточно лишь дать возможность тренировать мелкую моторику и обращаться с письменными принадлежностями.  Именно поэтому некоторые игрушки, созданные по методике Монтессори, по форме напоминают карандаш или ручку.

Чтение является более сложным процессом, поэтому Мария Монтессори предлагает сначала осваиваить спонтанное письмо и лишь потом переходить к чтению.

В числе наиболее эффективных материалов, развивающих чтение, письмо и речь по Монтессори, можно выделить:

– несколько видов подвижного алфавита (наборы букв из разных материалов),

– карточки с рельефными и шершавыми буквами,

– пособия и инструменты для рисования, штриховки, соединения линий.

Немаловажно, что эффективность методики Монтессори была неоднократно доказана  педагогами разных стран. Успех системы Монтессори построен прежде всего на том, что ребенок погружается в среду, где он свободен и может самостоятельно познавать. Образовательная деятельность проходит непринужденно, по желанию, естественным путем  – в результате малыш развивается легко и гармонично.

Возможно, вы захотите включить эту уникальную систему в воспитание своего ребенка. Прекрасно! В таком случае вам будут полезны интересные игры на развитие речи по методике Монтессори.

Развивайте ребенка легко и с удовольствием. Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагаю...

Развитие сенсомоторики ,как условие развития речи ребёнка (Монтессори-метод).

Дети постоянно ощупывают предметы, манипулируют, играют с ними. Они сравни­вают зрительно эти предметы, слушают, как называют эти предметы взрослые, восприни­мают названия тех или иных вещей и их каче...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Домовенок Кузя у ребят" с использованием элементов системы М.Монтессори

Цель: закрепить знания о росте и развитии растений.Программные задачи: Познакомить детей с помощью игр с моделями развития растений и животных.Довести до сознания детей, что каждое живое существ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по использованию Монтессори в развитии речи детей "ПРИГЛАШЕНИЕ НА ПРАЗДНИК"(для педагогов ДОУ)

Управление образования администрации города округа КоломнаМуниципальный методический центрМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 45 комбинированного вида Ручеек....

Развитие речи и спонтанного письма у детей по системе Монтессори

Самым увлекательным средством общения является человеческая речь. Как только ребенок рождается, он немедленно встречается с человеческой речью и ощущает ее обаяние. Постепенно ребенок усваивает образы...

Развитие сенсомоторики, как условие развития речи ребёнка (Монтессори-метод).

Развитие сенсомоторики, как условие развития речи ребёнка (Монтессори-метод).       Дети постоянно ощупывают предметы, манипулируют, играют с ними. Они сравни­вают зр...