План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год учителя – логопеда
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Чередова Ирина Николаевна

Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cheredova_i.n._samoobrazovanie_18-19_gg.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год учителя – логопеда Чередовой Ирины Николаевны

Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

Актуальность темы

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, губам, небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.

Кроме того, недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения.

• Детям, артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение, обрести целенаправленность движений языка

• Дети, смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Таким образом, я считаю, что выбранная мной тема «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения» является актуальной, так как благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха дети могут научиться говорить четко, чисто и правильно. Кроме того, дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Цель работы по теме самообразования: Научить детей говорить четко, чисто и правильно, помочь выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Обобщить опыт по использованию артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи.

Задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2. Повысить педагогическую грамотность педагогов и родителей по данной теме, дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

3. Развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо)

4. Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность голоса.

5. Формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение.

6. Пополнить развивающую среду кабинета.

План работы по самообразованию

Мероприятия

Сроки

1

Изучение научно-методической, учебной литературы.

Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка.

Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения.

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.

Куликовская Т.А.  Артикуляционная гимнастика в считалках.

Косинова Е. Гимнастика для развития речи.

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.

Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка, и др.

В течении

учебного года

2

Оформление уголка: «Артикуляционная гимнастика».

Октябрь

3

Изготовление буклетов для родителей и воспитателей «Комплексы артикуляционной гимнастики».

Ноябрь

4

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

В течении

учебного года

5

Картотека «Игровые комплексы дыхательной

гимнастики».

Ноябрь

6

Обобщение педагогического опыта по теме: мастер – класс «Артикуляционная гимнастика как средство

развития речи дошкольников».

Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики.

Декабрь

7

Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного

аппарата ребёнка»

Декабрь

8

Создание картотек дыхательных, голосовых, мимических упражнений.

В течении

учебного года

9

Мастер-класс «Речевое дыхание - основа правильной речи»

Январь

10

Оформление папки – передвижки:

«Артикуляционная гимнастика».

Февраль

11

Консультации для воспитателей: «Использование артикуляционных сказок и упражнений в стихах».

Февраль

12

Оформление картотеки артикуляционных упражнений по лексическим темам.

В течении

учебного года

13

Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с нарушениями речи – консультация для воспитателей.

Март

14

Проведение мастер – класса для родителей: «Артикуляционная гимнастика в домашних

условиях».

Март

15

Показ родителям комплекса артикуляционных упражнений «Сказка про гусеницу Обжорку».

Март

16

Размещение статьи на сайте ДОУ по данной теме

Апрель

17

Отчет на педсовете (презентация, фотоотчет)

Май

Методическая литература:

1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.

2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка.

3. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические упражнения.

4. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.

5. Куликовская Т.А.  Артикуляционная гимнастика в считалках.

6. Косинова Е. Гимнастика для развития речи.

7. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.

8. Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя-логопеда высшей квалификационной категории Буслаевой Надежды Ивановны на 2017-2022 год Тема самообразования: «Использование инновационных технологий в фо

Учитель - логопед должен быть всегда всесторонне развитым и образованным  специалистом. Для успешного введения в практику разных инноваций, для их реализации а новых условиях необходимо самосовер...

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год подготовительной к школе группы №8 на тему: «Связная речь в подготовительной к школе группе»

.  Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ему  легче высказывать свои мысли, тем шире  его возможности  в познании окружающей действительности, содержательнее и  полноценне...

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год воспитателя

Расширение  общепедагогических  и  психологических  знаний,  совершенствование  методов  обучения  и  воспитания,  углубление  знаний  в...

План работы по самообразованию на 2018-2019 уч. год Воспитателя группы дошкольного возраста (3-4 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Цель: Повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

План работы по самообразованию на 2018-2019 учебный год.

Тема самообразования:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме....

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2018 - 2019 учебный год

Методическая тема "Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования". Цель: повышение своего профессионального мастерства и педагогической компетентности, ...

План работы по самообразованию за 2018-2019 учебный год

Тема самообразования: "Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям и истокам народной культуры"...