Гармония взаимодействия педагогов с детьми инвалидами.
статья по коррекционной педагогике

Гребенщикова Елена Сергеевна

Гармония взаимодействия педагогов с детьми инвалидами - основа коррекционно развивающего процесса в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2019_ds_102.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Сергеевна Гребенщикова

учитель-логопед

МДОУ «ЦРР-д/с №102»

г. Магнитогорск 

Гармония взаимодействия педагогов с детьми инвалидами.

      Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с раннего возраста, имеющих ограниченные  возможности здоровья.

      Модернизация дошкольного образования позволяет искать новые формы оздоровительной работы с детьми в образовательных учреждениях разного вида.  Одним из приоритетных направлений является оздоровительная работа в ДОУ.

       Детский церебральный паралич - это тяжелое заболевание нервной системы, которая нередко приводит к инвалидности ребёнка. Статистика показывает, что из 1000 новорождённых страдают этим заболеванием от 5 до 9 детей. За период с 1993 года по 2008 год в детских саду 32 ребёнка получили медицинскую, педагогическую, психологическую помощь, а так же социальную адаптацию. Комплектование групп в детском саду смешанное в клиническом, психологическом и возрастном отношении. Совместное воспитание детей с разным уровнем психического развития, с различными формами детского церебрального паралича и степенью нарушения опорно-двигательной системы,  со сложной структурой дефекта речевых и двигательных нарушений  оказывают стимулирующее воздействие на них, и способствует развитию гуманных  личностных качеств, коммуникативных умений и их социальной адаптации.

Основной целью коррекционной работы с такими детьми является  оказание  медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение  максимально полной и ранней социальной адаптации.  Для этого необходима система работы, которая бы решала проблему адаптации и эмоционально благополучного  пребывания детей в ДОУ.

В практике взаимодействием с детьми является  педагогическая ситуация, когда      творческая группа под руководством логопеда детского сада разрабатывает систему работы по созданию эмоционального комфорта «Давайте жить дружно», целью которой является: укрепление психического и физического здоровья, создание благоприятного психологического климата, своевременная коррекция имеющихся нарушений в психофизическом развитии ребёнка, обеспечение успешной социальной адаптации к условиям детского сада. При разработке данной проблемы необходимо помнить, что заболевание детским церебральным параличом представляет собой комплекс расстройств  центральной нервной системы и сопровождается  нарушениями речи, координации движений, задержкой психического развития.

Главный недуг, который проявляется в повышении тонуса мышц, спастики, рассогласованности движений рук и ног,  приводит к нарушению двигательной деятельности. Двигательные нарушения имеют различную степень выраженности: дети не овладевают навыками ходьбы или передвигаются неуверенно. У них наблюдаются: неправильные патологические позы, положения, нарушения походки, равновесия, координации, мышечного тонуса; снижена мышечная сила; имеются недостатки мелкой моторики; не полностью развиты или отсутствуют навыки самообслуживания.

            Мир гармонии ребёнка-инвалида - это стремление к обретению уверенности в своих силах, умение жить в обществе, не переживая по поводу своего физического дефекта.

       Учитывая это, нами  разработан цикл «Мир гармонии», который состоит из 25 коррекционно - развивающих НОД и рассчитан на один год обучения. Задачами  цикла являются: развитие произвольности движений, поз, положений тела, моторики, формирование равновесия и координации движений, снижение мышечного и психоэмоционального напряжения, повышение способности к произвольной психической саморегуляции. Форма организационной образовательной деятельности - игровая. В цикл включены игры и упражнения «В цирке», «В зоопарке», «Послушай звуки» и др.) на развитие психических функций: мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия.

     Для детей данной категории  характерно специфичное  психическое развитие. Созревание психической деятельности таких детей резко задерживается и сочетается с различными речевыми, двигательными и сенсорными дефектами, нарушениями познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Для обучения детей основам произвольности психической саморегуляции логопед использует в системе занятий приёмы психогимнастики, эмоционально-коммуникативного, поведенческого, актёрского тренинга, аутотренинга и элементы групповой психотерапии. Тематическая направленность реализуется  в форме игр- драматизаций. Это темы: «Путешествия», «Игры с гномиками», «Поход в цирк», «В гостях у Бабы Яги», «В магазине игрушек», «Одинокая звёздочка».  Ребёнок, включаясь в сюжет игры, становится её непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих дефектах. Специальные имитационно - игровые упражнения направлены на развитие умений произвольной регуляции в разных сферах психики: движение, эмоции, общение, поведение. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию, чувства, эмоции и движения ребёнка так, что через механизм их функционального единства ребёнок учится произвольно действовать. Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений отражает процесс овладениями навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами. Это решает такие задачи, как: овладение мышечными ощущениями, задержка внимания на своих ощущениях, различение и сравнение их, включение в работу мышечных ощущений воображения и чувств. Важно, что в психогимнастических упражнениях чередуются и сравниваются противоположные по характеру движения: напряжения и расслабления- резкие и плавные, частые и медленные, вращения тела и прыжки. Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивает психическую и двигательную активность детей, улучшает их настроение, уравновешивает процессы возбуждения и торможения, изменяется и упорядочивается нервно-психическая активность мозга в целом.

         Структура коррекционно развивающего  занятия построена так, что каждая часть решает не одну, а несколько задач. Занятия начинаются с приветствия, которое настраивает детей на активную работу и контакт друг с другом, на доброжелательное отношение в группе детей. Далее детям предлагаются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук и основных движений. Эти упражнения сопровождаются стихотворным текстом. Дети повторяют движения и слова за логопедом, тем самым активизируется их речь. Так, как тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев руке улучшает не только общую моторику ребёнка, но и развитие психики и речи. В свою очередь формирование движения кисти тесно связано с созревание  двигательного анализатора, развитием  зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений.

Для детей с детским церебральным параличом характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. Они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, заторможенности, застенчивости, робости, колебания настроения. Повышенная эмоциональная возбудимость сочетается с плаксивостью. Раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, агрессии. Так же наблюдается состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Поэтому в следующей  части занятия предлагаются игры и упражнения, объединённые единым игровым сюжетом. В сюжет каждого занятия обязательно включаются упражнения  на эмоции и эмоциональный контакт, на развитие способности понимать, осознавать свои и чужие  чувства и эмоции, правильно их выражать и полноценно проживать, уметь управлять своей эмоциональной сферой.

      Следующая часть занятия - коммуникативная. Она направлена на установление общения, эмоционального контакта и умение сопереживать. Приобретая опыт общения со сверстниками в атмосфере игры, ребёнок подготавливается к активному общению, освобождается от эмоциональной напряженности, скованности, стеснительности, преодолевает собственные. Внутренние барьеры общения в реальной жизни. Физический недостаток  влияет на социальную позицию ребёнка, на его отношение к окружающему миру. Заключительная часть занятия направлена на закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. В одних занятиях это танец, хоровод; в других - релаксация на темы: «Осенняя сказка», «Отдых у камина», «Отдых у озера», «Морское путешествие», «Звёзды на небе», «На берегу моря» и пр. с целью снятия мышечного и психоэмоционального напряжения и обучения приёмам релаксации.

       Весь цикл «Мир гармонии» построен таким образом и в тех видах деятельности, которые привлекательны и интересны для дошкольников, стимулируют их активность. Бесконечное разнообразие игр оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребёнка, что создаёт положительные предпосылки для коррекции.    Учитывая комплексный характер коррекционной психолого-педагогической работы,  логопед в своей деятельности предусматривает постоянный учёт взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребёнка. В следствии этого, им осуществляется совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи, моторики, а так же предупреждение и коррекция их нарушений. Благоприятные условия для развития создаются за счёт реализации гибких программ, индивидуальных развивающих программ и циклов занятий. При  организации коррекционной работы логопед обращает внимание на особенность формирования познавательной деятельности, выделяет те факторы, которые тормозят её: тяжесть двигательного нарушения, патология артикуляционного аппарата, нарушение зрения, слуха. И затем определяет, что в структуре интеллектуального дефекта обусловлено поражением мозга, а что связано с нарушение моторики и анализаторов.

     Весь коррекционно развивающий образовательный процесс в ДОУ строится таким образом, чтобы у детей стимулировалась двигательная, познавательная активность, самостоятельность, коммуникативность, уверенность в своих силах. Именно такой подход является наиболее продуктивным, реальным, современным и направлен на социальную адаптацию и интеграцию детей- инвалидов в общество.

Литература:

1 Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция /Ред. кол. : Г. А.Волкова и др. -СПб., 1999.

2 Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. - М.: ООО «Аспект», 2006. - 448 с.

3 Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР/ И. А.Смирнова,  Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Личный опыт педагога по теме самообразования "Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми"

Модернизации российского образования предполагает смену традиционной модели взаимодействия воспитателя с детьми на личностно-ориентированную модель. Но действия педагогов,их установки и стереотип...

Консультация для педагогов «Речевое взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста с признаками художественной одаренности»

Личность каждого ребенка по – своему уникальна. Подтверждение этому федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Ребенок в соответствии с ФГОС стал рассматриваться как субъект о...

Консультация для педагогов "Проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми"

Консультация на тему: «Проектирование партнерского взаимодействия педагогов с детьми».В педагогике существует разные виды взаимодействия педагогов и детей, есть лучшие, есть худшие, при эт...

Консультация для педагогов: «Особенности взаимодействия педагога с детьми в игре»

Цель: ознакомление педагогов с алгоритмами особенностей взаимодействия с детьми в игре....