Система игр для детей старшего возраста с ОНР по формированию фонематического восприятия.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Васильева Алена Александровна

Систематизация дидактических игр с целью формирования фонематического восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система игр для детей старшего возраста с ОНР  по формированию фонематического восприятия.

          В условиях модернизации дошкольного образования, перехода к ФГОС ДО, для успешной реализации основной образовательной и коррекционных программ использую комплексный подход в организации педагогического процесса. С учетом целевых ориентиров ФГОС ДО обозначила цель своей профессиональной деятельности: добиться качественных показателей в реализации комплексного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста Для достижения цели определены первостепенные задачи. Особое внимание обратила на проблему нарушения звукопроизношения у большинства  детей , а, как известно, по утверждению Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркиной одна  из  причин дефектов произношения -  «недоразвитие фонематического восприятия», которое влияет на становление речевой системы в целом : на усвоение грамматического строя речи ,словаря ,артикуляции ,дикции, не будет сформирована высшая ступень –звуковой анализ. По мнению многих авторов (Л.С. Цветкова ,А.В. Семенович , Т.В. Ахутина), « несформированность  фонематического восприятия ведет в дальнейшем к учебной дезадаптации (фонематическая дислексия , акустическая дисграфия и тд.) то есть к трудностям овладения письмом» .Теоретическое и практическое значение данной проблемы и необходимость ее решения определили  приоритетную тему моей деятельности: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников» . Была поставлена цель – разработать систему коррекционных мероприятий по формированию  фонематического восприятия у детей .

    Для работы по данной теме  наметила  задачи :

  • провести всестороннее  обследование детей для определения уровня      сформированости  фонематического восприятия ;
  • изучить методическую литературу по обозначенной теме;
  • систематизировать методы коррекционно-логопедической работы;
  • подобрать специальные  игры и упражнения  на развитие фонематического восприятия;
  • проводить мониторинг результативности коррекционно-логопедической работы в данном  направлении.

Предлагаю игры для развития фонематического восприятия, систематизированные с учетом основных лексических тем с усложнением программных задач. В основу системы положены непосредственно  логопедические игры и классические дидактические, подвижные ,развивающие игры. Все игры и упражнения направлены на развитие грамматического строя речи, связной  речи ,общей и мелкой моторики. В тоже время сложность предлагаемых заданий ,комплекс артикуляционной гимнастики ,упражнений на постановку ,автоматизацию и дифференциацию звуков ,развитие слоговой структуры слова меняется от индивидуальных особенностей детей и их нарушений речи.  Игры используются на фронтальных  занятиях ( в организационных моментах – «Эхо», «Узнай музыкальный инструмент», «Дует ветер», в физкультминутках «Поймай звук», в основной части – «Каждому звуку  свое место», «Разговор с жуком», общее расслабление «Послушай тишину», « Звуки улицы» и тд.) , на индивидуальных занятиях – «Найди коробочку», «Исправь меня», на прогулке – «Жмурки с колокольчиком», «Бег парами» и тд. Индивидуальные и фронтальные  занятия объединяет система образовательных ,развивающий и коррекционных задач ; сказочные персонажи Тим и Том ,Незнайка, старший и младший Гном; различные ситуации : « Представте, что вы 2 команды «Колосок» и «Зернышко» (лексическая тема «Хлеб»), «Вы разведчики, которые зашифровывают задание» (лексическая тема «Наша Армия»). Так как наряду с логопедическими играми  в основу разработанной  системы   положены   игры , которые преследуют  определённые педагогические  цели , передо мной стояла задача –   в  каждой игре найти коррекционную направленность , а именно – развитие фонематического восприятия. Приведу пример, в апреле ребята старшей группы знакомятся с темой: «Откуда хлеб пришел» , воспитатель проводит дидактическую игру «От зернышка до булочки» А.Бондаренко .Логопед проводит  игру как часть своего занятия  целью, которой является  «Дифференциация гласных и согласных звуков». Дети делятся на  2 команды,где «Колосок» должны выбрать картинки ,которые начинаются с гласных звуков   и «Зернышко»-с согласных звуков   , им предъявляются картинки  баранки, хлеб,эклер, элеватор и тд. Выигрывает та команда у кого быстрее были собраны картинки. В подготовительной к школе  группе на этапе этапе дифференциации твердых и мягких согласных звуков , лексическая тема: «Животные жарких стран» предварительно проводится игра Г.А.Тумаковой «Устроим зоопарк», множество вариантов проведения логопедической игры: например,известным персонажам Тиму иТому помочь выбрать тех животных (игрушки, картинки) , которые начинаются с мягких согласных звуков – команде Тима,а  командеТома – с твердых (тигр, жираф,крокодил и тд.) за правильный ответ получают фишку выигрывает команда ,накопившая наибольшее их количество. Можно предложить составить по предложенной схеме   как можно больше предложений с использованиям названий уже известных зверей .Побеждает та команда , у которой больше предложений. На каждом занятии предлагается новая игра , создается воображаемая игровая ситуация , вносится запоминающийся эмоциональный оттенок ,что помогает лучше усваивать изучаемый материал,а это и есть главное условие успешного обучения дошкольников с ОНР.

Система игр для детей старшего возраста с ОНР (3 уровень речевого развития)  по формированию фонематического восприятия.

месяц

Лексическая тема.

Этапы формирования фонематического восприятия.

Название игр .

Автор.

Старшая группа

Подготовительная группа

Старшая группа

Подготовительная группа

сен-

тябрь.

«Детский сад» «Игрушки».

Узнавание неречевых звуков. Различение

 силы, высоты, тембра голоса.

«Осень»  «Деревья»

Различение

 силы, высоты, тембра голоса. Узнавание неречевых звуков.

-«Магазин игрушек».

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду М.Просвещение,1991,стр.103.;

-«Магазин». 

 Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.М.Просвещение,

1993,стр.52.;

-«Так ли это звучит?»

 Тумакова Г.А.Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.Просвещение,1991,стр.65.;

- «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Что звучит в детском саду?»,

 «Успокой куклу», «Не разбуди Катю»,

«Куклы заблудились».

 Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопедов ,воспитателей,родителей. М.:ТЦ Сфера,2013, стр.13,16,41;

-«Послушай тишину», «Капельки», «Близко-далеко»

  Невская В.П.Речевые игры и упражнения»  Пособие для учителей, логопедов,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.7.

-«Поймай звук»,

 «Протопай стихотворение»

  Васильева Е.В.

Развиваем речь ребенка с помощью стихов. М.:ТЦ Сфера,2013, стр.9,33.

-«Определи первый            звук в слове»

 Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи детей.

М.Просвещение,1988 .

ок-

тябрь.

«Осень».

«Овощи-фрукты». «Сад-огород».

«Грибы-ягоды».

Различение слов, близких по звуковому составу.

«Дары леса». «Овощи-фрукты».

«Насеко-

мые»

Различение слов, близких по звуковому составу.

-«Дует ветер», «эхо»,

«Звучащие коробочки»

(найди пару). «Подбери в рифму название овощей со звуком -к-», «Дружные грибочки».

 Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопедов,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.12-13,26);

-«Слова ,рифмы ,звуки»

«Слово можно прошагать»,

«Угадай что это ?»

Тумакова Г.А.Ознакомление дошкольников со звучащим  словом.М.Просвещение,1991. (приложение,стр.49);

-«Вершки-корешки»

 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.Просвещение,1991,стр.97.

-«Тишина», «Угадай чей голос?» Невская В.П.  Речевые игры и упражнения» .Пособие для учителей –логопедов ,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.7,9;

-«Доскажи словечко» 

Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры.М.Гном.Пресс-99, стр. 27,67;

-«Назови первый звук у овощей», «Займи цветок» 

Картушина М.Ю. Физкультурные занятия , стр.87

-«Бабочка», «Ягоды» («прошагать слова»)

 Ковалько В .И. Азбука физ-

культминуток для дошкольников. М.,2008, стр. 7;

-«Добавь слово (рифму)», «Назови длинное и короткое слово». Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.  Ярослвль,1995 ,стр. 95, 102-103.

но-

ябрь

«Перелет-

ные птицы»,

 «Обувь.

Одежда».

«Ателье»

Дифференциация слогов.

«Перелет-

ные птицы»,

«Дикие и домашние животные»

«Обувь.

Одежда».

Дифференциация слогов.

-«Кто как кричит ?» ( узнай птицу : прослушивание записи пения птиц), «Дятел» (отстучать простые ритмы,

« как дятел клювом»:/-
/,//-.) ;

-«Скажи слово с нужным звуком»,

«Прищепки-цепочки»  

Бондаренко А.К Словесные игры в детском саду.М.Просвещение,

1993,стр.84,94;

-«Пирамида», «Доскажи словечко «, «Полбери куклам одежду», «Новоселье»

 Невская В.П. Речевые игры и упражнения» .Пособие для учителей –логопедов ,воспитателей,родителей.-М.:ТЦ Сфера,2013, стр.31, 34,53);

-«Кто быстрее соберет вещи ?»  Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи детей

М.Просвещение,1988 ,стр.4

-«Назови звуки групповой комнаты»,

«Покажи звук», «Угадай где звучит»,

«Похожие звуки», «Испорченный телефон», «Найди лишнее слово»  Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопедов ,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.7, 8-9, 26);

-«Загадки –обманки»

  Васильева Е.В.Развиваем речь ребенка с помощью стихов».  М.:ТЦ Сфера,2013, стр19-23;

-«Магазин», «Поезд».

 Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи детей.

М.Просвещение,1988 ,стр.50,61.

де-

кабрь

«Зима. Зимние забавы».

«Мебель.

Семья» «Новый год»

Закрепле-ние изученных тем по формиро-

ванию фонемати-

ческого восприятия

«Дикие животные зимой»

«Посуда»

«Новый год»

Закрепление изученных тем по формирова-нию фонемати-

ческого восприятия

-«Вьюга», «Медведь и елка», «Слушай и называй»

 Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопедов,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.11, 17,29;

-«Про двух друзей», «Придумать сказку про слова» , «Повесь на елочку украшения на заданный звук»

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М.Просвещение,1991,стр.52,59.

-«Жмурки с колокольчиком», «Помоги зайчишке назвать слова –друзья», «Метель», «Сосчитай слоги», «Новоселье»

 Невская В.П. Речевые игры и упражнения» .Пособие для учителей-логопедов,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр. 17,33,53);

- «Бег парами», «Волк»

 Картушина М.Ю. Физкультурные занятия.стр.57,65;

-«Посуда» (кроссворд)

Волина В. Праздник букваря. М.,1996,стр.159;

-«Про двух зайчат», «Если б были мы художниками»

 Г.А.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.Просвещение,1991,стр.55,87;

-«Добавлялки» («Снежная сказка»)

  Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.  Ярослвль,1995 ,стр.60.

январь

«Зимую-щие птицы», «Дикие животные зимой».

Дифференциация фонем по твердости-мягкости,

Звонкости-

глухости.

«Животные

жарких стран»,

«Семья».

Дифференциация фонем по твердости-мягкости,

Звонкости-

глухости.

-«Три медведя»

  Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопе-дов, воспитателей ,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.6;

-«Угадай что это звучит», «Загадки –добавлялки», «Загадки о животных»

 Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов.  М.:ТЦ Сфера,2013, стр.6,20.

-«Что звучит на улице ?», «Назови лишний звук» , «Помоги тигренку найти рифмующиеся слова»

Невская В.П. Речевые игры и упражнения».Пособие для учителей –логопедов ,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.19,21;

-«Устроим зоопарк»

 Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.Просвещение,1991,стр.74;

-«Доскажи словечко»

 Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов.  М.:ТЦ Сфера,2013, стр41;

-«Как их зовут?»

  Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи детей.

М.Просвещение,1988 ,стр60.

фев-раль

«Транс-

порт», «На

ша Армия»,

«Комнат-

ные растения»

 Дифференциация фонем по твердости-мягкости,

Звонкости-

глухости

«Инструменты», «Транс-

порт», «Ры-

бы».

Дифференциация фонем по твердости-мягкости,

Звонкости-

глухости

-«Угадай какой поезд», «Слоговой поезд»

 Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопедов воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.16,33;

-«Прохлопай ритм»

Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов.  М.:ТЦ Сфера,2013, стр33.

-«Звуки транспорта», «Карусель»,

«Утки и окуни», «Аквариум»

 Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопедов ,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.14,41,43;

-«Самолет»

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.Просвещение,1991,стр.100;

-«Рифмоплет»

 Васильева Н.Н.,Новоторцева Н.В.

 Развивающие игры для дошкольников.

«Лесная академия» .М.,стр.90;

- «Назови три предмета»

 Бондаренко А.К. Дидактические игры с предметами. М.Просвещение,

1993,стр.108;

-«Доскажи словечко»

  Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.  Ярослвль,1995 ,стр.106;

-«Замени букву»

  Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. М.:ТЦ Сфера,2013, стр25.

март

«Весна»,

 «Мамин праздник», «Профес-сии», «Продукты питания»

Развитие навыка звукового анализа и синтеза.

«8-е марта» ,

«Перелетные птицы».

Развитие навыка звукового анализа и синтеза.

-«Добавь слог», «Что кому нужно?»

 Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.М.Просвещение,

1993,стр.83;

-«Кто что делает?»

 Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Лесная академия. М.,стр.36;

-«Где был Петя?», «Найди вкусное слово»

 Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.Просвещение,1991,стр.54,72;

-«Добрый волшебник», «Порадовать маму ,как это просто !»

Пикулева Н. Слово на ладошке .М.,1994,стр.6-9,45.

-«Голоса птиц», «Исправь меня»,

«Кто как голос подает?»

 Невская В.П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей –логопедов,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.20,53;

-«Какое время года?», «Доскажи словечко»

Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Лесная академия. М.,стр.12,17,33;

апрель

«Откуда хлеб пришел»,

«Домаш-ние животные и их детеныши»

 Развитие навыка звукового анализа и синтеза.

«Наша стра-на», «Профессии»

 Развитие навыка звукового анализа и синтеза. Развитие навыка звукового анализа и синтеза.

-«Волк и семеро козлят», «Кто как кричит»

 Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопедов,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.10,11;

-«Про двух зайчат»

 Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.Просвещение,1991,стр.55;

-«От зернышка до булочки»

 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.Просвещение,1991,стр.127;

-«Кто в домике живет?»

 Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи детей.

М.Просвещение,1988 ,стр47.

-«Звуки улицы», «Отгадай», «Доскажи словечко»

 Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников.Лесная академия. М.,стр.77,79,80;

-«Что кому нужно?»

 Бондаренко А.К Словесные игры в детском саду.М.Просвещение,

1993,стр.73;

-«Кто что делает?»

 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.Просвещение,1991,стр.36;

май

«Наша страна»,

«Насеко-мые»,

«Лето».

Закрепле-ние изученных тем по формиро-

ванию фонемати-

ческого восприятия

«Насеко-мые»,

«Лето».

Закрепле-ние изученных тем по формиро-

ванию фонемати-

ческого восприятия

-«Кто жужжит, кто звенит?»

-«Загадки о насекомых»

Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. М.:ТЦ Сфера,2013, стр19;

-«Займи цветок»

 Картушина М.Ю. Физкультурные занятия.М.,стр.13;

-«Цветочная полянка»

Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. М.,стр.39;

-«Скажи слово с нужным звуком» Бондаренко А.К Словесные игры в детском саду.М.Просвещение,

1993,стр.84;

-«Слово можно прошагать»

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.М.Просвещение,1991,стр.49.

-«Песенка насекомых», «Лесная полянка», «Кто как голос подает ?»,

«Каждому звуку свое место»

Невская В.П. Речевые игры и упражнения .Пособие для учителей –логопедов,воспитателей,родителей.М.:ТЦ Сфера,2013, стр.57;

-«Добавлялки»

Васильева Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. М.:ТЦ Сфера,2013, стр19;

-«Лето»

 Новоторцева Н.В. Развитие речи детей.  Ярослвль,1995 ,стр.32-33;

-«Построим пирамиду», «Цветочный магазин»

  Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи детей.

М.Просвещение,1988 ,стр57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «По Самаре мы идем»

Формировать первичное представление о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области нужно,  начиная с дошкольного детства. В нашем детском саду этому уделяется большое вниман...

Семинар-практикум «Использование современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста».

Семинар-практикум «Использование  современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста»....

Консультация родителей детей дошкольного возраста на тему "Формирование фонематического слуха"

В материале перечислен комплекс упражнений по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста...

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»

Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»  Данный материал поможет учителям-лого...

Игры для детей старшего дошкольного возраста направленные на формирование фонематического восприятия

Несформированность фонематических процессов в дошкольном возрасте  может привести к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи  у детей шко...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп. тема: Формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза у дошкольников. Пример системы статических и динамических упражнений по артикуляционной моторике с дошкольни

Сначала выполнять упражнение для губ, потом - языка. Следить за качеством и количеством движений: наличием лишних движений, симметричностью, правильностью и точностью, достаточным объемом движения, пл...