Тема: «Звук и буква Л»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Васильева Алена Александровна

Знакомство со звуком и буквой Л в  подготовительной компенсирующей  группе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_l.docx42.57 КБ

Предварительный просмотр:

 

НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема: «Звук  и буква Л»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Цели:

коррекционно-образовательные:

   

  • Закрепить знания об  акустико-артикуляционной характеристике звука Л;
  •  Закрепить умение выкладывать фишками слоги, слова, графически изображать предложение;
  • Закрепить умение определять место звука Л  в  слогах,словах,а;

коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • работать над развитием фонематического слуха и восприятия;
  • работать над развитием дыхания и голоса;

коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие, умение работать в коллективе;

 Оборудование:

предметные картинки, разрезная азбука, тетради, карандаши, разноцветные фишки, фишки - пуговки, мнемотехника (скороговорки).

                             

                                 Ход занятия: 

  1. Орг. Момент.

-Дети  становятся в круг.

 

-Мимические упражнения.

Как хорошо, когда ты улыбаешься, как хорошо, когда ты удивляешься,

Но как женам невесело, когда ты сердишься и огорчаешься.(выполнение действий по тексту).

 -Положительный настрой :  ребята здороваются друг с другом по очереди, передают друг другу хорошее настроение.

2.Развитие общей моторики.

 -Мы к лесной лужайке вышли, поднимаем ноги выше,

   Кто высоко так шагал – не споткнулся, не упал.

  3.Артикуляционная гимнастика.

   «Улыбка»- «Лопаточка».

   4.Дыхательная гимнастика.

      -«Пароход» (изменение силы голоса: низким голосом, обычным, высоким). (Показ картинки- изображения  пароходов различной величины.

        -«Самолет гудит» ( Л).( картинка- изображение самолета)

II Закрепление пройденного материала.

   1. «Выложи из фишек  буквы и соедини их в слоги» (фишки - пуговки одного цвета)

        -Послушайте меня внимательно, я сейчас согласный звук произнесу вслух, а гласный беззвучно, а вам ,ребята, нужно будет выложить слог ,а затем прочитать его: са, зи.

-Какой слог звучит мягко: 1-ый или 2-ой? Почему?

Ответ: Гласный звук И говорит о том,что впереди стоящий согласный звук произноситься мягко.

- Верно, не забудьте это правило.

2.Чтение слоговой таблицы.

Дети читают слоги в таблице.(прямые и обратные).

са

да

та

па

ап

со

до

то

по

оп

си

ди

ти

пи

ип


III Объявление темы занятий.

1.Чтение скороговорок. ( схема-мнемотехника)

-Ребята, сегодня мы будем учиться находить  звук в слогах, словах и находить его в предложениях, составлять с данным звуком слова , а ,чтобы определить о каком звуке идет речь прочитайте скороговорки и определите какая  согласная буква встречается в каждом слове.

-Полкан толкал лапой палку.

лла искала булавку, булавка упала под лавку.

-Ответ: Буква эль,а звук – л-.

-Вспомним правило: буквы – пишем ,читаем, а звуки слышим и проговариваем.

- Проговаривание скороговорок.(Языки работают отлично).

2.Акустико-артикуляционный образ звука .

- Ребята ,дайте характеристику звуку Л.

Л - звонкий согласный звук. Пары у него нет.

Может звучать твердо и мягко.

3.Игра «Догони букву»

Чтение слогов со звуком л:

Ла,ло,лу,лы и обратные слоги.

4.Пальчиковая гимнастика. (кинезеологическое упражнение «Пианино»)

Поднимаем пальчик каждой руки по очереди, а затем одновременно- две руки произнося слоги:Ла,ло,лу,лы,лэ.

5.Игра «Живые Буквы»

-Поиграем в игру, выходят вначале 3 ребенка им раздаются буквы: у,к,л.Ребята советуются и встают таким образом ,чтобы получилось слово.

(лук,луна,лапа).

- Подскажите,  как определить количество слогов в слове?

Ответ: Слово можно отхлопать, можно «прошагать», можно посчитать количество гласных, они соответствуют количеству слогов.

-Не забудьте это правило.

-Ребята ,которые составили слово «лук»-определите количество слогов в слове по количеству гласных;

«луна»-отхлопайте;

«лапа»- прошагайте.

6.Игра «Превращалки».

6.1.

- Мы сейчас с вами превратим слог и букву в слово.

Дети соединяют слоги со звуком - л - и читают получившееся слово. Ба_____________ л

(Бал,Вол,Ныл,Зол,Лак,Лом,Луна,Лук,Лом)

- Звуковой  анализ слова.

6.2

- Из тех слов ,которые мы прочитали выберите то слово, которому принадлежат такие слова-признаки: круглая ,желтая, тусклая бывает,а бывает яркая. Луна.

-Выложите фишками это слово, а один ребенок на доске.

-«Сидит дед в 100 шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает».

Лук (выполняется аналогично).

- А сейчас загадаю вам более сложное слово. Как называется главная часть поезда, за которую цепляют все вагоны?

-Локомотив.

-Соотнесите эти слова со слоговыми схемами. (схемы на доске:-____,_____,

______) .

7.Физ. мин. («Любопытная Варвара…»)

Логопед - «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Любопытная Варвара

Смотрит влево …

Смотрит вправо...

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рас-слаб-ле-на».

в) Логопед: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рас-слаб-ле-на».

8.Игра на внимание. «Хлопни - топни».

-Я показываю картинки, если  в слове, изображённом на кртинке есть  звук л хлопните и определите место звука - л- в слове,а ,если этого звука нет- топните.(стол,обезьяна,сова,лось,еж,столколбаса,шоколад,такси).

9. Игра «Слова поссорились».

Работа над деформированной фразой.

-Ребята я вам произнесу слова, но они поссорились и стоят, как им вздумается, а вы постарайтесь их подружить, а помогут вам в этом схемы предложений, (выставляются схемы по порядку произнесения каждого предложения)

1.Мыла, мама, мылом, Милу.

2.Суку, на, сидит, дятел.

З. Гол, дядя, забил, Михаил.

10.Графический диктант. 

- Ребята, какой праздник ждет прекрасную половину нашей страны через несколько дней?

Ответ: Международный женский день.

.

-Верно, давайте нашим мамам и бабушкам сделаем подарок.

Изобразим по клеточкам предмет, а какой получится подарок вы увидите ,если будите меня внимательно слушать и не отвлекаться:

Взяли карандаш: от начальной точки 1клетка вверх,4- вправо, 1клетка вниз ,2- вправо, 4 клетки вверх, 2- влево… и тд.В конце 1 клетка - влево соединяем с начальной точкой.

-Что получилось? Тюльпан.

-А я подарю каждому солнышко, вы старались, хорошо занимались, пусть солнышко ярко светит  и дарит тепло вам и вашим мамам и бабушкам. (дети приклеивают на картинку с тюльпаном вверху солнце).

-Скажите, какой мягкий  согласный  звук слышите в слове (ЛЬ),

 а с ним мы познакомимся на следующих занятиях.

11.Итог занятия. Что запомнили? Что понравилось?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»

Логопедическое занятие в подготовительной  группе, по обучению грамоте,с ипользованием метода наглядного моделирования (слоговые таблицы,модель схема союза "потому, что").В данном разработке ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»

Конспект непосредственно образовательной деятельностив подготовительной группе на тему: «Звук, буква Ж»...

Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.

Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....

Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"

Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Звуки, буквы и слова». (подготовительная группа)

Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка....

«Закрепление знаний по темам: «Звук, буква, слог, слово, предложение»»

Игра "Волшебный мешочек  с волшебными буквами"...