Использование информационных компьютерных технологий для развития познавательной активности детей с нарушениями интеллекта
статья по коррекционной педагогике

Использование ИКТ позволяет повысить  мотивацию  и познавательную активность ребёнка, а также повышение эффективности работы по коррекции общего развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационных компьютерных технологий для развития познавательной активности детей с нарушениями интеллекта

Введение

     Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирование личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий. Использование информационных технологий в образовательном процессе в дошкольном учреждении – одна из новых и актуальных проблем в дошкольной педагогике. Актуальность её обусловлена насущной потребностью модернизации системы дошкольного образования, повышении  его качества.

       Анализ литературы показывает, что изучению этой проблемы посвящено большое количество как отечественных, так и зарубежных исследований. Результаты исследований С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, С. Пейперт Петку, Б. Хантера об использовании информационных технологий в работе педагогов детского сада убедительно доказывают особую роль компьютера в развитии, коррекции психического, личностного развития детей. В настоящее время одним из найболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных компьютерных технологий являются мультимедийные технологии. Этот термин пришёл к нам из английского языка (multimedia-от multi- много и media –среда). Мультимедиа, как отмечается в литературе – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих вводить в компьютер, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения: видео, звук, речь.

Информационно-компьютерные технологии – это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, они способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Информационно-компьютерные технологии – совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, её обработку и информационные обмены.

Цель  работы:  повышение мотивации  и активности ребёнка, а также повышение эффективности работы по коррекции общего развития детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием мультимедиа. Задачи:

  • Создавать условия для развития и совершенствования познавательных процессов у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;
  • Формировать активную и самостоятельную позицию воспитанников в усвоении образовательных областей познание и коммуникация;
  • Формировать умения ориентироваться в новой, нестандартной  для ребёнка ситуации с помощью выполнения специальных развивающих проблемных заданий;
  • Через выполнение практических заданий, развивать у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью исследовательские, рефлексивные, самооценочные способности.

Активизация познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта с использованием  мультимедиа

 Вопрос о том, как помочь ребёнку, имеющему проблемы в развитии, всегда волновал педагогов и воспитателей дошкольного учреждения. Тем более, тяжелее и сложнее открыть глаза на краски окружающей действительности ребёнку с нарушением интеллекта, помочь видеть этот мир на равных, чувствовать себя таким же, как все.  Дошкольный возраст является особым периодом в жизни человека. Такие виды деятельности как общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая, лежат в основе становления личности ребёнка в целом.

Однако у умственно отсталых детей в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Такие дети не проявляют интереса к окружающему миру, не рассматривают предметы, не берут самостоятельно игрушки, зачастую не манипулируют, не действуют  ими, поэтому своевременно не научаются специфическим предметным действиям. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и в первую очередь стойкая выраженная неразвитость абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с инертностью психических процессов. В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у этих детей с большим трудом формируются все языковые обобщения. Замедленно усваиваются все закономерности языка. Все указанные факторы определяют как медленный темп усвоения речи, так и качественное недоразвитие всех её компонентов: фонетико-фонематической стороны, лексики и грамматического строя речи.   

Ещё встречаются такие проблемы в работе с детьми с нарушением интеллекта, как:

часто набор в группе составляют разновозрастные дети;

тяжесть структуры дефекта, его вариативность и имеющиеся нарушения такие как – гипердинамический синдром, дефицит внимания, отсутствие речи и др.

Одним из новшеств последнего времени в работе педагогов и воспитателей детских садов стало активное использование мультимедийных средств. Технологии не стоят на месте, и было бы не совсем правильным отказаться от их использования в работе.

Исходя из многолетнего опыта работы с детьми с нарушением интеллекта, встал вопрос о необходимости разработать нестандартный инновационный подход в преподнесении программного материала, с целью более эффективного обеспечения коррекционно-образовательного процесса. В результате были разработаны занятия с детьми с нарушением интеллекта с использованием мультимедийных презентаций. 

В результате использования мультимедийных средств, при работе с детьми с нарушением интеллекта, мы отметили те преимущества, на которые следует обратить внимание:

- дополнительные возможности работы с такими детьми;

- использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала;

- позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс за счёт одновременного использования графической, текстовой и аудиовизуальной информации;

- дифференцировать обучение с учётом индивидуальных особенностей детей;

- при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;

- с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии, либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных, звуки природы, работу транспорта и т.д.)

- использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;

- высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

- при создании единой базы методически и демонстрационных материалов для обучения у педагогов появляется больше свободного времени.

Данные занятия разработаны по основным лексическим темам: овощи, фрукты, мебель, посуда, предметы быта, животные, птицы. Каждое занятие является интегрированным и включает в себя задания на закрепление знаний, умений и навыков, сформированных в процессе непосредственной образовательной деятельности. Занятия с использованием мультимедийных презентаций для детей с нарушением интеллекта, для некоторых являются чуть ли не единственным способом овладения знаниями. Мною используется игра-тренажёр “Скоро в школу”, тренажёры для физкультминутки,  гимнастики для глаз.

Не секрет, что внимание ребёнка можно привлечь яркими живыми персонажами, умеющими двигаться и говорить. Дети с нарушением интеллекта не являются исключением в этом вопросе. Напротив, они живо реагируют на данного рода раздражители, эмоциональнее начинают откликаться на предложенные таким образом задания. При подготовке к индивидуальным занятиям с использованием мультимедийных презентаций учитывается тот факт, что индивидуальная работа с умственно отсталыми детьми должна способствовать преодолению и сглаживанию тех специфических трудностей, которые возникают в ходе обучения на занятиях и учитывать санитарно-гигиенические нормы:

- чёткое изображение;

- расстояние до экрана не мене  50 см;

- общая продолжительность занятия для детей 5-7 лет составляет 10-15 минут, в зависимости от психоэмоционального состояния каждого ребёнка.

Использование живых звуков природы в сопровождении с необходимым изображением более широко обогащают опыт детей по формированию целостной картины мира.

Мультимедийные презентации не выделяются в отдельный вид деятельности, а являются частью коррекционно-развивающего занятия  и используются с целью:

формирования мотивации к занятиям;

получения и усвоения новых знаний;

систематизации и классификации полученных знаний;

развития восприятия, памяти, внимания, мышления, творческих способностей;

расширение словарного запаса детей;

формирования звуковой культуры речи.

Заключение

Работая учителем-дефектологом с детьми с нарушением интеллекта, планирую и организую свою деятельность, используя новейшие образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Как показывает практика использование компьютера в коррекционо-развивающей работе оказывает положительное влияние на развитие высших психических функций, влияет на эмоциональное и мотивационное развитие. В процессе занятий с использованием мультимедиа у детей улучшаются их память и внимание. Дети с нарушением интеллекта обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал, и если только материал является ярким и значимым ребёнок непроизвольно обращает на него своё внимание. И здесь компьтер просто незаменим, так как передаёт информацию в привлекательной для ребёнка форме, что не только ускоряет запоминание содержания,  но и делает его осмысленным и долговременным.

Компьтер как средство пассивного отображения объектов мультимедиа не обладает принципиальной новизной в дидактическом плане. Практика показала, что при условии систематического использования информационно- компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность коррекционно-развивающей работы значительно повышается. Об эффективности говорят следующие факторы:

у детей повысилась мотивация к работе на коррекционно-развивающих занятиях;

полученные детьми знания остаются в памяти на более длительный срок и легче восстанавливаются для применения на практике после кракого повторения

прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной деятельности детей.

В дальнейшем я планирую разработать методические рекомендации для родителей на тему: “ Ребёнок и компьютерная игра”, где объясняю, что и каким образом используется на занятии учителя-дефектолога, как не навредить ребёнку, занимаясь на компьютере дома. А также планирую создать презентации-игры по развитию артикуляционной моторики, фонематического восприятия, по формированию просодического компонента речи.

Таким образом, использование  информационно- компьютерных технологий в работе учителя-дефектолога – это очень необходимый и обоснованный вид помощи дошкольникам с нарушением интеллекта, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала. Использование мультимедиа позволяет преодолеть  интеллектуальную пассивность детей, сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, открывает новые возможности специального образования.

Литература:

     

  1. Вренёва, Е.П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога  ДОУ / Е.П. Вренёва // Коррекционная педагогика. 2008.-№4.
  2. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. Кн. для воспитателя.- М., 1985.
  3. Гаркуша, Ю.Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе / Ю. Ф. Гаркуша, Н.А. Черлина  //Логопед.  2004.-  №2.
  4. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии  / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. –М., 2002.
  5. Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы /О. И. Кукушкина //Дефектология.1991.-№5.
  6. Лынская, М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ / М.И. Лынская // Логопед в детском саду. 2006.-№6.
  7. Петрова, Е. Развивающие компьютерные игры / Е. Петрова // Дошкольное воспитание. 2000.-№8.
  8. Ходченкова, О.А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада / О.А. Ходченкова //Дошкольное воспитание. 2010.-№12.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с ОНР»

Неотъемлемым компонентом профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать новейшие средства в обучении ребёнка. Одним из таких средств является компьютер, как допо...

"Использование информационных компьютерных технологий для развития артикуляционного аппарата детей дошкольного возраста"

В статье  изложен материал об использовании информационных компьютерных технологий в коррекционной работе  с детьми дошкольного возраста. Для того, чтобы повысить интерес мальчиков и девочек...

Информационно-компьютерные технологии в организации музыкальной деятельности детей с нарушением зрения.

Использование компьютерных технологий делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной, значительно повышает интерес детей и их активность....

Использование современных интерактивных технологий в развитии познавательной активности детей подготовительной к школе группы.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной деятельности и развитии речевой активности детей, решая проблему познавательно-речевого развития, нельзя не оценить возможности широ...

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема развития познавательной активности в настоящее время считается одной из важнейших с точки зрения педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.  Жизнь в эпоху научно-технического п...

Пезентация Использование информационно-коммуникационных технологий  в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

План по самообразованию по теме " Использование информационно-коммуникационных технологий  в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"...