"Использование информационных компьютерных технологий для развития артикуляционного аппарата детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи по теме

В статье  изложен материал об использовании информационных компьютерных технологий в коррекционной работе  с детьми дошкольного возраста. Для того, чтобы повысить интерес мальчиков и девочек к выполнению сложных артикуляционных упражнений, сделать каждодневные тренировки интересными и увлекательными,  мы предлагаем комплексы артикуляционных гимнастик  в форме презентации на компакт диске, который могут использовать как педагоги, так и родители в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование информационных компьютерных технологий для развития артикуляционного аппарата детей  дошкольного возраста»

 Коледа Елена Валерьевна

 Учитель-  логопед

 первой квалификационной категории

МКДОУ д/с № 499 г. Новосибирска

Чтобы к пяти годам у детей речь была чистой и красивой, чтобы не заниматься в 5 лет коррекцией произношения, в младшем возрасте необходимо заниматься!

 Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).

Артикуляционные упражнения:

  • Способствуют укреплению мышц речевого аппарата
  • Формируют правильные движения языка, губ, нижней челюсти и т.д.
  • Улучшают дикцию; (поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи)

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

  • Упражнения выполнять перед или после приема пищи – за 1,5 часа или спустя 2 часа. В течение дня комплекс упражнений повторять 2-3 раза.
  • В зависимости от степени нарушенного звукопроизношения упражнения выполнять  от 2-3 раз до 5-6 дней в неделю.
  • Необходимо сочетать статические и динамические упражнения.
  • При выполнении новых упражнений обязательно закреплять «старый» комплекс артикуляционной гимнастики.
  • Каждое упражнение выполнять в течение 1-2 минут с постепенным увеличением темпа движений
  • Перед выполнением артикуляционных упражнений использовать упражнения на развитие дыхания, мимических мышц, мелкой моторики, речевого и слухового восприятия.

Последовательность

В младшем дошкольном возрасте доступно выполнение простых артикуляционных и мимических упражнений: «Улыбочка», «Окошечко», «Часики», «Качели» и др.         В начале малышей учат выполнять статические упражнения, цель которых - разогрев мышц арт. аппарата для дальнейшей работы. Основная трудность – удержание артикуляционной позы в течение некоторого времени. С этой целью можно использовать занимательный материал: счётные палочки, фишки, спички, бусы, камушки и т.д.

       Затем знакомят с динамическими упражнениями: «Лошадка», «Почистим зубки», «Варенье» и др. Дети учатся контролировать движения органов артикуляции в начале посредством подражания за взрослым, потом – перед зеркалом.

Обращается внимание детей на характер движений (быстро, медленно, четко, спокойно), на положение органов артикуляции (за зубками, на нижней губе и т.д.)

В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с такими названиями, как нёбо, альвеолы, уздечка. Детям уже доступны более сложные упражнения: «Чашечка», «Иголочка», «Гармошка», «Мотор»…

Эту работу вы проводите с детьми в детском саду. А родители закрепляют дома.

Захотят ли родители заниматься этим дома?

Для этого необходимо повышать компетентность родителей по вопросу проведения артикуляционной гимнастики и побудить заниматься с ребенком в домашних условиях.  Эту работу мы проводим на семинарах-тренингах, мастер - классах для родителей.

Где ставятся следующие задачи:

  • Информировать родителей о значении артикуляционной гимнастики.
  • Познакомить родителей с правилами выполнения артикуляционных упражнений.
  • Отработать правильность выполнения упражнений.
  • Формировать у родителей позитивное отношение  к взаимодействию с детским садом.
  • Способствовать сплочению родительского коллектива.

В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. И в этом нам помогут информационные компьютерные технологии.

 Для того, чтобы  повысить интерес мальчиков и девочек к выполнению сложных упражнений, сделать каждодневные тренировки интересными и увлекательными мы предлагаем комплексы артикуляционной гимнастики в форме презентаций на компакт диске, который могут использовать как педагоги, так и родители в домашних условиях.

На диске собран и систематизирован материал, в котором представлены разные комплексы артикуляционных гимнастик: «Основной комплекс», в котором раскрыты актуальность и задачи и правила выполнения артикуляционных гимнастик, «Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков», «Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков», «Комплекс артикуляционных упражнений для звуков «Р», «Комплекс артикуляционных упражнений для звука «Л». Все комплексы выполнены в форме презентаций.

Сами упражнения на диске представлены в виде сказок о Веселом язычке, рифмованных артикуляционной гимнастики, упражнений – картинок, где представлены: «картинка – символ», наглядная картинка самого упражнения, словесное описание артикуляционных упражнений.

Но необходимо соблюдать некоторые условия:

  • выполнение упражнений сопровождается речью взрослого;
  • дозировано по времени;
  • прежде чем работать с ребенком, родитель заранее знакомится с презентацией.

Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Древняя мудрость гласит:

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне сделать самому,

И это станет моим навсегда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента «Использование музыкально-компьютерных технологий для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных за...

Обобщение педагогического опыта "Использование современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Название: «Использование  современных информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»Тип материала: обобщение педагогического опытаОбразо...

Использование компьютерных технологий в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

Это довольно распространённое заблуждение, несмотря на обилие развивающих программ для детей разного возраста на прилавках наших магазинов. Основное, в чём может помочь компьютер родителям детей дошко...

Использование информационных компьютерных технологий для развития познавательной активности детей с нарушениями интеллекта

Использование ИКТ позволяет повысить  мотивацию  и познавательную активность ребёнка, а также повышение эффективности работы по коррекции общего развития детей с интеллектуальной недостаточн...

Возможности использования информационно - коммуникационных технологий в развитии интереса у детей дошкольного возраста к рисованию.

Современные дети - это поколение техногенного общества и совсем для них неудивительно видеть в детском саду мультимедийные приспособления.Детский сад, оснащенный компьютерной техникой,будет понятен дл...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

В публикации рассмотрены различные аспекты использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольной организации. Проведен анализ приемуществ, принципов...