тренинг "Внутренние резервы педагога"
материал по коррекционной педагогике

Салахова Татьяна Юрьевна

В тренинге для педагогов были рассмотрены такие понятия,как профессиональное выгорание,внутренние резервы.Рассмотрены способы активизации внутренних резервов педагога,техники быстрого восстанавления ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_vnut_rezervy_ped.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Тренинг «Внутренние резервы педагога»

Цель: профилактика профессионального выгорания

Задачи:

-создание в группе атмосферы доверия и открытости, внутреннего комфорта

-снятие напряжения, выражение чувств ,активизация ресурсов личности

-познакомить с техникой быстрого восстановления ресурсов

Ход:

Тренинг направлен на профилактику профессионального выгорания

   Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты» (Гринберг Д.)

«Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением  продуктивности работы, снижением самооценки и другое                             

Посветим наше занятие активизации внутренних резервов .

А что такое резервы? Это источник, откуда черпаются новые  силы

Чтобы включиться в работу предлагаю следующее упражнение

1.Упражнение «Никто не знает»

Цель: создание в группе атмосферы доверия и открытости.

Дети сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

– Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…»

Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении задания. У каждого мяч должен побывать много раз.

2. Способы активации внутренних резервов

 Выспаться.

​ Принять душ или ванну, сходить в баню.

​ Слушать музыку по настроению.

​ Больше двигаться: танцевать, делать зарядку, бегать или ходить пешком.

Сделать рисунок на свободную тему (что хочется, стараясь не думать о том, что рисуешь).

Прогуляться на свежем воздухе.

Поговорить с интересными людьми.

 Сделать уборку в доме, поработать в саду и т. д.

 Сходить в парикмахерскую или походить по магазинам.

Разрешить себе сделать то, что хочется.

 Позволить себе право на ошибку.

Ввести в жизнь какие–нибудь приятные ритуалы (вечернее чаепитие, красивая сервировка, прием ванны и т. д.)

Использовать ароматерапию.

Посмотреть свои фотографии.

Сменить обстановку.

Совершить экстремальный поступок.

Посидеть в тишине с закрытыми глазами.

Постоять на голове.

Взглянуть на ситуацию со стороны.

Спеть.

 Посмотреть на небо, огонь или проточную воду.

Относиться к происходящему с юмором.

 Хорошо выглядеть.

 Разобрать свой гардероб.

Сказать себе: «Прости, господи, обидевшего меня» и т. д.

Совершить приятный ритуал. Например, выпить  кофе в приятной обстановке, почитать любимую книгу, разобрать свои украшения и т.д.

Встретиться с друзьями.

 Техники быстрого восстановления ресурсов и управления стрессом. «Антистрессовая гимнастика»

3.Техники быстрого восстановления ресурсов и управления стрессом. «Антистрессовая гимнастика»

1.​ Мышечное расслабление.(релаксация)

2.​ Расслабляющее дыхание 5-7 минут

по типу вдох – задержка дыхания на 5 сек. – выдох.

Со временем научитесь уделять этому упражнению до 30 минут в день.

3.​ Мобилизующее дыхание -Дыхание «капалабхати» (5 – 7 мин. Или  10-12 раз)        

вдох неактивно – выдох форсировано

Индийские йоги издавна практикуют это упражнение.

Оно помогает быстро взбодриться, активизировать деятельность головного мозга, усилить периферический кровоток. Вы почувствуете прилив энергии и увеличение работоспособности. Оно способно стимулировать обмен веществ. Метод «капалабхати» можно успешно применять в тех случаях, когда необходимо быстро согреться.

4.​ Упражнение «Надери себе уши».

 Массаж ушей по всей поверхности активно, потом в середине мочки.

5.​ Массаж висков. Потом точек позади висков в зоне волос.

6.​ Упражнение «Волшебное слово».

- глубокий вдох, на выдохе медленно скажите себе «Мне никуда не нужно сейчас спешить».

- глубокий вдох, на выдохе медленно скажите себе «Мне ничего не нужно сейчас решать».

-​ глубокий вдох, на выдохе медленно скажите себе: «Самое важное сейчас – успокоиться».

Антистрессовый массаж

Разотрите на ладонях питательный крем. Подушечками большого пальца правой руки круговыми движениями в течение 20 секунд помассируйте основание каждого ногтя левой руки. 30 раз погладьте правой ладонью левую руку в направлении от кончиков пальцев к локтю. 4 раза пройдитесь большим и указательным пальцами правой руки по каждому пальцу левой руки, разминая их. Медленно погладьте 5 раз левую кисть руки ладонью правой от запястья до кончиков пальцев.

«Гимнастика Гермеса»

Силовые упражнения гимнастики Гермеса построены на ритмичных переходах от предельного напряжения к последующему полному расслаблению всей мышечной системы. Напряжение-расслабление осуществляется в ритме дыхания. В течение 4 секунд делается энергичный вдох, при задержке дыхания напрягаются все мышцы тела в течение 4 секунд. Затем на выдохе должно возникнуть ощущение, как энергия разливается по всем частям тела, и при задержке дыхания на выдохе наступает полнейшее расслабление. Эти упражнения нужно делать с перерывом в 4 секунды после каждой фазы, постепенно доводя до периода 6 секунд на каждую фазу дыхания. Упражнение выполняется в течение 5 минут.

4.Мандала –в переводе с санскрита означает «круг, диск, колесо, сфера, орбита, территория, общество, совокупность, собрание». Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг.

Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию,активизации ресурсов личности, релаксации.

С мандалой работают как индивидуально, так и в группе.

-Сегодня мы с Вами погрузимся в необычный мир творчества и воображения.

 предлагается совместно заполнить пространство мандалы, так чтобы получился общий рисунок. сектора  должны гармонично сочетаться друг с другом.( начинать от центра)

-Предлагается расслабиться, сфокусировать взгляд на центре изображения и двигаясь по часовой стрелки от центра к периферии - медленно созерцать элементы изображения, сосредоточившись при этом на своих ощущениях.

-Вы создали не просто красивые работы, но еще и «волшебные творения», которые будут помогать вам, еще некоторое время – оберегать от болезни и плохого настроения. Для этого мы оставим наши работы , в свободное время ими любоваться. Смотрите внимательно на свою работу и вспоминайте что-то хорошее и приятное. Тогда ваше настроение и самочувствие будет улучшаться».

Взявшись за края ткани, участники загадывают желания и посылают в космос  их пожелания и мечты.

 Участники могут придумать название своей творческой работе.

Вопросы:

-Какие чувства испытывали, работая над мандалой?

-Довольны ли вы результатом?

-Сравните свои ощущения( состояние) в начале тренинга и в конце?

Рисунок является не только прямым отражением внутреннего мира его создателя, но и мощным психологическим резонатором, помогающим  структурировать свое психоэмоциональное состояние.

4.Упражнение «Подарок»

Цель: создание эмоционального комфорта.

– Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

5.Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Олимпийские резервы" в рамках реализации "Программы межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагоплучая""

В наше время очень много социальных сирот при живых родителях. Бывает, что и в благополучных семьях  мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе. У ребят формируется б...

Кружок "Олимпийские резервы"

План кружка по физической культуре "Олимпийские резервы"...

Спортивное развлечение "Спортивные резервы!"старший дошкольный возраст

Спортивное развлечение используемое для проведения Дня здоровья в ДОУ. Совместное развлечение детей и родителей. Направлено на гармонизацию взаимоотношений взрослого и ребенка путем совместного досуга...

Педагогический проект "Олимпийские резервы"

Данный проект предназначен для реализации в дошкольных учреждениях. его цель - активизация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и организации тесного сотрудничества семьи и детского сада....

Материалы для конкурсного отбора в резерв руководящих кадров системы образования Качканарского городского округа на должность руководителя дошкольного образовательного учреждения

Пакет документов включает в себя:1 Заявление2 Резюме3 Перечень публикаций4 ЭССЭ на тему «Портрет современного управленца в образовании»5 Вопросы для собеседования с кандидатами на включение ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ РЕЗЕРВА ЗРЕНИЯ (консультация для педагогов)

Регулярное проведение упражнений для глаз  показало, что: у детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, бинокулярное зрение; повышается познаватель...