развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

Роль мелкой моторики в развитии высших психических функций у детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль мелкой моторики в развитии высших психических функций»

  1. Обращение к родителям (под музыку). Здравствуйте, уважаемые родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разный взгляд на жизнь, но есть то, что нас объединяет – это наши дети. Давайте не забывать об этом, и постараемся сделать все, чтобы наши дети были счастливы. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства коррекции и развития ребенка. В последнее десятилетие наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи ребенка с паталогией. Признание авторитета семейного воспитания требует создания особых взаимоотношений семьи и коррекционного образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
  2. Большое внимание в работе учителя-дефектолога и воспитателей в детском саду уделяется созданию особого климата в коррекционной группе, способствующего эффективному преодолению и профилактике вторичных нарушений воспитанников, через оптимизацию взаимодействия в триаде «родители-дети-педагоги». Дети со сложной структурой дефекта представляют большую группу детей с ОВЗ. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Все развивается через моторику. Мелкая моторика способствует развитию высших психических функций. Плохая моторика пальцев дает низкие результаты при выполнении различных заданий. В связи с этим, на основе системы упражнений, разработанной и успешно адаптированной сотрудниками Институту коррекционной педагогики Российской Академии образования для дошкольников, была разработана система специальных занятий для детей:
  1. Блок «Театр исцеляющих прикосновений». Игровой самомассаж кистей рук – это эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей (катание ладошкой шестигранного карандаша, шариков, грецких орехов, деревянной катушки по столу или другой поверхности). Затем начинается уже активная тренировка пальцев рук.
  2. Блок «Театр исцеляющих и развивающих движений» - это реабилитация коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию функций кистей и пальцев рук (катание теннисных мячей ладонью по наклонной поверхности, сжимание резиновых игрушек, воздушных шариков, наполненных мукой, крахмалом, мешочки с дренажом, сжимание клизм, наполненных водой, напрвляя струю в ту или иную сторону; игра с пипетками «напои птичку», игры с воздушными шарами (подбрасывание, ударение по подвешенному к потолку шарику кулаком, ладонью, указательным пальцем). Игры с мелким материалом – мозайка, пазлы, вышивание, плетение, шнурки; игры с кубиками, мелким строительным материалом,конструктором, работа с ножницами, игры с прищепками, разматывание и сматывание цветных клубков ниток, лепка, пальчиковая живопись, пластилинография, биссерография (раскрашивание бисером), ниткография (раскрашивание нитками), рисунки на подносе с детьми, рисование с использованием парафина (рисование свечой «процарапывание, набрызгивание»), работа со штампами – эти методы работы задают детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку, являются средством развития мелких мышц пальцев рук, предплечья, глазомера. По мере усвоения программного материала игру, упражнение можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т.д.

Такая форма работы способствует всестороннему развитию моторики рук детей, развитию внимания, усидчивости, аккуратности, повышению чувствительности пальцев, сенсомоторному развитию, воспитанию усидчивости и терпеливости в работе, снятию эмоционального напряжения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...