Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи
статья по коррекционной педагогике

Журавлева Татьяна Валентиновна

В статье подобрана информация об особенностях физиологического и речевого дыхания дошкольников с нарушением речи, даны этапы работы по развитию дыхания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_dyhaniya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевого  дыхания у дошкольников с нарушением речи

Дыхание — это физиологический процесс, обеспечивающий базовые функции жизнедеятельности организма.

Главные функции дыхания:

обеспечение нормального соотношения углекислого газа и кислорода в крови;

обеспечение оптимального соотношения нервных процессов (торможения и возбуждения); обеспечение работы голоса, в целом устной речи и её интонационных и звукопроизносительных характеристик.

Расширение физиологических возможностей дыхания и управление им в процессе речи -  база для укрепления здоровья детей, для формирования речевого дыхания, для коррекции нарушений речи.

Особенности физиологического дыхания детей с речевыми нарушениями.

  • Поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке.
  • Объём лёгких существенно ниже возрастной нормы.

Особенности  речевого дыхания детей с речевыми нарушениями. 

  • Задержка дыхания, дополнительные вдохи во время речевого высказывания.
  • Возможны судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки.
  • Недостаточный объём  воздуха перед началом речевого высказывания.
  • Укороченный и нерационально используемый речевой выдох.
  • Неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя.
  • Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.
  • Незрелость координаторных взаимоотношений между речевым дыханием, голосом и артикуляцией в процессе устной речи.

Цель развития дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: формирование навыков произвольного, рационального, грудобрюшного типа дыхания.  

Задачи:

  • развить у детей ощущения движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания;
  • развить координацию дыхания и движений конечностей;
  • развить у детей удлинённый выдох.

Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

При речевом дыхании после вдоха, который, чаще всего, осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох (при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза).

Правила проведения дыхательных упражнений.

  • Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды.
  • Занятия проводить в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.
  • Не допускать переутомления ребенка, дозировать количество и темп проведения упражнений.
  • Все дыхательные упражнения производить плавно под счёт или музыку.
  • Контролировать правильность процесса дыхания:
  • следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;
  • чтобы ребенок не надувал щёки, не напрягал шею, не поднимал плечи;
  • соблюдал правильную позу в процессе выполнения упражнений;
  • ощущал движения диафрагмы, межрёберных мышц, мышц нижней части живота.

 Здоровьесберегающая технология развития дыхательной функции и речевого дыхания.

Технология состоит из 5 этапов, которые должны проходить в строгой последовательности:

1 этап — подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике.

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания (диафрагмы и передней стенки живота), что соответствует грудобрюшному типу дыхания. (В положении лёжа, стоя, сидя)

2 этап — развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.

Чтобы дети смогли правильно понять и усвоить выполнение специальных дыхательных упражнений, педагог предлагает инструкцию: «Попробуем нюхать воздух так, как это делают животные, например, собаки, - шумно и быстро. Их вдохи напоминают хлопки в ладони - «нюх-нюх».

Первый комплекс упражнений

Задача: обучение детей выполнению двойных «быстрых» вдохов через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы и рук.

  1. Выполнение пары «быстрых вдохов»: «нюх-нюх».
  2. Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному сигналу педагога (быстрое движение руки вверх) - «нюх-нюх».
  3. Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево.
  4. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и лёгком повороте головы в противоположную сторону.
  5. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии подбородка.
  6. Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу.

Второй комплекс упражнений.

Задача: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы.

Для регуляции темпа и ритма движений использовать хлопки  в ладони.

  1. На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов» - «нюх-нюх», далее следует три шага, во время которых осуществляется непроизвольный выдох.
  2. На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага -  непроизвольный выдох.
  3. На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к левому уху и выполняется  пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и следуют три шага - непроизвольный выдох.
  4. На первый шаг подбородок поднимается вверх и выполняется пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага -  непроизвольный выдох.
  5. На первый шаг выполняется наклон головы то к правому, то к левому плечу и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и  три шага - непроизвольный выдох.
  6. На первый шаг выполняется поворот головы то вправо, то влево, пара «быстрых вдохов» и хлопок в ладони, далее голова возвращается в исходное положение и  три шага, во время которых дети трижды хлопают в ладони и спонтанно выдыхают воздух.

Третий комплекс упражнений.

Задача: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объёма лёгких.

  1. Выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие грудной клетки. При максимальном сведении рук ребёнок обхватывает себя ладонями. Обхват плеч повторяется два раза без паузы, далее руки возвращаются в исходное положение.
  2. «На счёт «раз» быстро обняли плечи, сделали два вдоха и вернули руки в исходное положение.  Опускаем руки и отдыхаем на счёт «2, 3, 4».
  3. Выполнение «быстрых вдохов» при наклонах туловища и движениях рук (имитация накачивания шины).

3 этап — развитие фонационного (озвученного) выдоха.

4 этап — развитие речевого дыхания.

5 этап -   развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Литература

  1. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М., 1989
  2. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2013
  3. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н.... Здоровьесберегающие технологии развития речи у детей. - М., 2017
  4. Семенова Н.А. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой в Школе здоровья Н.Семеновой «Надежда» - Спб., 2002
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика — М., 1990

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядно-игровых средств при формировании восприятия у дошкольников с нарушениями речи.

В статье раскрывается логопедическая работа по развитию фонематических процессов. Более подробно описана работа по формированию навыков звукового анализа. представлена зрительная символика обозначения...

Дидактический материал по формированию фонематических процессов дошкольников с нарушениями речи.

Данное дидактическое пособие, посвященное формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, может использоваться  учителями-логопедами в дошкольных образовате...

Формирование речевой компетентности дошкольников с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата посредством макетирования

Представляю накопленный практический материал из опыта работы по макетированию, направленный на формирование речевой компетентности дошкольников, имеющих речевые нарушения. Даны методические реком...

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".

Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"...