Формирование эмоциональной речи у дошкольников с нарушениями речи
консультация по логопедии на тему

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx685.07 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад компенсирующего вида №26 «Солнышко»

Формирование эмоциональной речи у дошкольников с нарушениями речи

Учитель-логопед: Скоропупова Н.Л.

г.о. Серпухов май 2017

Консультация для педагогов

Формирование эмоциональной речи у дошкольников с нарушениями речи

        

Эмоции – это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и используйте их и мысли на благо себе, а не во вред.

Роберт Кийосаки

Актуальность

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение.

     Решение этой проблемы тесно связано с осуществлением индивидуализированного и дифференцированного пошагового коррекционного воздействия, учитывающих внедрения тенденций обновления содержания образования.

     В психологической литературе, такие авторы как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев выдвигали положение единстве эмоционального и когнитивного развития. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович писали, что именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства.

Изучение лексического строя речи дошкольников с ОНР и разработкой методик, для формирования словарного запаса занимались такие ученые как Р.И. Лалаева, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина.

Большое внимание к проблеме формирования эмоциональной лексики отражено в работах И.Ю. Кондратенко.

Что такое эмоциональная лексика?

Эмоциональная лексика, с точки зрения лингвистической науки, представляет собой систему взаимосвязанных единиц. Эмоциональная лексика выражает чувства, настроения, переживания человека, для неё характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонентов  значения слова, что предопределяет многообразие классификаций данной лексики.

Эмоциональная лексика

1.Слова, называющие чувства, переживаемые самим говорящим или  другим лицом.

2.Слова – оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с отрицательной или положительной стороны.

- Слова, выражающие оценку с положительной стороны.

- Слова, выражающие оценку с отрицательной  стороны.

3.Слова, в которых эмоциональное отношение к называемому, выражается грамматически (суффиксами)

- Слова с  эмоцией ласки.

- Слова с  эмоцией  пренебрежения.

Особенности усвоения эмоциональной лексики в норме

Л.С.Выготский подчеркивал, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи.

     Уже к четырём годам формируется умение выражать интонацией вопрос, просьбу, восклицание. К этому моменту лексический запас ребенка содержит все части речи.

     У детей пятого года жизни многие исследователи отмечают особую чувствительность к звуковой, смысловой и грамматической стороне слова, происходит становление монологической речи (А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др).

     Дошкольники пяти-шести лет уже могут образовывать прилагательные от существительных, различные части речи от одного корня (бегун – бежать – бегущий).

     Уточнение смыслового содержания слов у детей шести-семи лет набирает силу. Наряду с употреблением слов с обобщающим значением появляются слова с овлеченным значением (печаль, храбрость), осознанно могут употребляться метафоры.

     Учитывая вышесказанное можно сделать вывод, что старший дошкольный возраст – конец периода спонтанного овладения родным языком. Дети осваивают основные, структурные закономерности организации высказывания, звуковой облик многих слов и их предметную соотнесенность, овладевают связной речью.

Особенности усвоения эмоциональной лексики детьми с ОНР.

Обращаясь к исследованиям И.Ю. Кондратенко особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР, можно с максимальной достоверностью охарактеризовать типичные трудности в освоении эмоциональной лексики у детей с ОНР:

- замена точных слов-определений прилагательными, имеющими очень широкое значение: злая – «нехорошая», «плохая»;

- замена названий одних признаков предмета другими, ситуативно связанными с ними: грустная – «плачная»; весёлая – «улыбочная»;

- замена названий признаков словосочетанием или предложением: испуганный – «он боится»; 

- наблюдаются многочисленные ошибки в установлении синонимических и антонимических  отношений;

- дошкольники с ОНР не могут обозначить словом свои эмоциональные состояния, внутренние переживания, у них возникают трудности при оценке событий, эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей, а также героев сказок, рассказов, стихов.

Кроме того, для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития памяти и внимания, наблюдаются некоторые специфические особенности их мышления.

Анализируя представленные типичные лексические ошибки детей с ОНР можно сделать вывод, что эмоционально-оценочная лексика у дошкольников с общим недоразвитием речи бедна и однообразна. Дети с ОНР испытывают трудности в назывании качеств, которые отражают их самооценку и самоотношение. Ограниченность изучаемой лексики связана с низкой речевой памятью детей с ОНР, особенностями познавательной деятельности, несформированностью эмоционально-волевой сферы и неадекватной дошкольному возрасту самооценкой.

Работа по формированию эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Подготовительный этап

Первый блок.

Изучение и уточнение эмоциональных состояний доступных возрасту.

Второй блок.

Развитие паралингвистических средств общения.

Третий блок.

Формирование интонационной  стороны речи.

Основной этап

Первый блок.

 Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом.

Второй блок.

Формирование эмоциональной лексики, отражающей синонимические и антонимические

отношения.

Третий блок.

Формирование эмоциональной лексики с использованием сравнений, олицетворений, фразеологизмов, загадок, пословиц и поговорок.

ВЫВОД

Таким образом, эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, его нравственные качества является важным звеном в развитии речи детей.  Формирование эмоциональной лексики – это   одно из условий эмоционального развития и нравственного воспитания. Усвоение эмоционально-оценочной лексики в единстве с нравственным развитием дошкольников, интенсивным накоплением опыта нравственного поведения  совершенствует их социальные контакты с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушениями речи

Содержание:Введение.1.  Психологические особенности детей с речевыми нарушениями.2. Развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с нарушением речи.2.1 Причины нарушения развития эмоциональ...

Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры

В статье содержатся дидактические игры и приемы по коррекции речевых наршений у детей старшего возраста посредством театрализованной игры...

Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры

В данной статье раскрываются практическое применение приемов развития эмоций у дошкольников с нарушениме речи в процессе театрализованной деятельности...

«Песочная терапия», как средство эмоционального воздействия на речь у дошкольников с нарушениями речи.

               Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферыдетей дошкольного возраста. Никакое общение и взаимодействие не б...

«Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения».

Анализ развития лексики детей дошкольного возраста с нарушениями речи свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использован...

" Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"

Эмоции признаны первичными формами психической жизни, «центральным звеном» в развитии личности. По словам Л.С. Выготского, эмоции являются результатом оценки индивида взаимодействия со сре...

Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с нарушениями речи

Способность осмыслить и вербализовать свои эмоции лежит в основе формирования эмоционального интеллекта. Дети дошкольного возраста нередко сталкиваются с проблемами при понимании и выражении своего эм...