ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ B РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Солохина Татьяна Михайловна
У детей, имеющих отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья, внутренняя и внешняя активность ограничивается, и ребенок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций. 
Процесс комплексной реабилитации детей с ОВЗ направлен на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности и включает в себя систему психологических, педагогических мероприятий.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направленно на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.
Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Одним из таких средств искусства является музыка. «Музыкальная терапия» - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых с ОВЗ. На сегодняшний день в музыкальной терапии накоплен разнообразный научный багаж, отраженный в сотнях работ различного статуса. В российских исследованиях это (Бехтерев, Асафьев, Брусиловский, Петрушин). 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solohna_opyt_muzykoterapiya.docx23.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Жемчужинка»

Опыт работы

ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИB РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Солохина Т.М., педагог-психолог;

Харп

2019

ВВЕДЕНИЕ

У детей, имеющих отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья, внутренняя и внешняя активность ограничивается, и ребенок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.

Процесс комплексной реабилитации детей с ОВЗ направлен на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности и включает в себя систему психологических, педагогических мероприятий.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направленно на создание максимально благоприятных условий для интеграции детей с ОВЗ в социум и устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Одним из таких средств искусства является музыка. «Музыкальная терапия» - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых с ОВЗ. На сегодняшний день в музыкальной терапии накоплен разнообразный научный багаж, отраженный в сотнях работ различного статуса. В российских исследованиях это (Бехтерев, Асафьев, Брусиловский, Петрушин).

В основу Программы музыкальной психокоррекции легли работы Е.Н. Котышевой «Мы друг другу рады».

Групповые занятия музыкальной психокоррекции включены в индивидуальную программу развития детей с ОВЗ в сочетании с другими видами коррекционной работы.

Музыкальная психокоррекция рассматривается как один из видов арт-терапии, как синтез нескольких областей научного знания - музыки, медицины и психологии; как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства.

Психолого-педагогическую реабилитацию средствами музыки наиболее точно и правильно отражает понятие «музыкальная психокоррекция».

Сущность её состоит в способности вызвать у ребенка положительные эмоции, которые оказывают положительное влияние на развитие психических процессов, мобилизуют резервные силы ребенка, его коммуникативные способности.

        

2. О ПРОГРАММЕ

Цель программы: социальная адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.

Задачи:

1) способствовать развитию и коррекции психических процессов;

2) стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка;

3) формировать произвольную регуляцию поведения;

4) развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;

5) вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;

6) формировать представление об окружающем мире;

7) воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми.

В основу программы заложены следующие принципы:

1. Принцип единства диагностики и коррекции развития обуславливает соответствие цели и содержания коррекционной работы комплексному изучению ребенка

2. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации указывает на взаимообусловленность этих понятий, то есть система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии

З. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы, опираясь на основные закономерности психического развития

4. Деятельностный принцип определяет выбор средств, путей, способов достижения поставленной цели и основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития

5. Принцип систематичности предопределяет непрерывность, регулярность, планомерность коррекционного процесса.

6. Принцип постепенного повышения требований определяет постепенный переход к новым сложным упражнениям по мере закрепления Формирующихся навыков.

7. Принцип наглядности обусловливает широкое взаимодействие всех анализаторов и осуществляется путем эмоционального показа упражнений педагогом,- образностью музыки и различными играми.

8. Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с различными нарушениями.

9. Принцип оптимистического подхода предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

11. Принцип учета эмоциональной сложности материала. Проводимые занятия, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции у ребенка.

12. Принцип комплексности предполагает связь музыкально-коррекционных занятий с другими видами психолого-педагогического воздействия.

Все рассмотренные принципы связаны между собой и определяют единство диагностики, коррекции, профилактики и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения музыкально-коррекционных занятий.

Преимущества групповых коррекционных занятий:

Мы осознаём важность и эффективность индивидуальных занятий, но групповые формы музыкально-коррекционных занятий имеют ряд преимуществ:

  • возможность оказать психокоррекционную помощь наибольшему количеству детей;
  • преодоление последствий длительной социальной депривации детей, приобретение ими коммуникативных навыков;
  • развитие волевых усилий;
  • феномен «эмоционального заражения»;
  • приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит в более короткие сроки;
  • можно использовать наибольшее количество различных упражнений, как на гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребёнка, так и на гармонизацию межличностных взаимодействий в группе.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы - 3 года. Занятия проводятся в групповой форме (группы по 3-6 человек, дети в возрасте от 3 до 7 лет).

Этапы реализации

Программа состоит из 3-х этапов.

Этап первичной псuxолого-педагогической диагностики отклонений развития у детей включает в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие), моторики, а также особенностей развития музыкальных способностей детей, что находит свое отражение в протоколе психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья. Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов.

Специфика проведения занятий

На основном этапе в соответствии с календарно – тематическим планированием проводятся музыкальные коррекционно – развивающие занятия.

Особая специфика занятий состоит в следующем:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-30 минут по строгой схеме. Необходимо ритуализировать занятие, соблюдать постоянную структуру, последовательность разных видов музыкальной деятельности.

Повторяющиеся элементы занятий и музыкальные произведения создают у детей ощущение безопасности и открывают возможности к овладению новыми умениями.

На контрольном этапе (в конце года) используются те же диагностические процедуры, что и на этапе первичной диагностики, с целью выявления динамики психического развития ребенка.

В середине года для отслеживания текущего состояния детей и выяснения необходимости внесения изменений в процессе курса музыкальной психокоррекции практикуется аналогичная промежуточная диагностика.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

          Опыт работы по данной программе подтверждает эффективность включения детей с ограниченными возможностями здоровья в музыкально-коррекционную деятельность в процессе которой развиваются их двигательные, сенсорные и речевые функции, познавательные процессы, формируются навыки общения, отмечаются следующие достижения:

1) повышение уровня развития психических процессов;

2) проявление собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребенка;

3) умение произвольно регулировать поведение;

4) достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;

5) развитие координации при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;

6) формирование представления об окружающем мире;

7) усвоение навыков культурного поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000
  2. Бочкарев Л. П. Психология музыкальной деятельности. - М.: Ин-т психологии, 1997.
  3. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001.
  4. Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. - М.: Музыка, 1991.
  5. В. И. Петрушин Музыкальная психотерапия М., 1999 г.
  6. Котышева Е.Н. Мы друг другу рады! Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста СПб Каро, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкального театра в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Представлен опыт работы по театрализованной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи....

Использование музыкального фольклора в работе с детьми с нарушением зрения: развитие чувства ритма и координации движений.

использование музыкального фольклора на музыкальных занятиях с детьми с нарушением зрения для развития чувства ритма, координации движений и пространственной ориентироки....

Тема самообразования" Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста" Анализ деятельности по теме за 2017- 2020 уч.г.г.

На заключительном этапе самообразования, на этапе обобщения и распространения изученного опыта работы мною был подготовлен воспитанник комбинированной группы – Красков Дмитрий на рай...

Психогимнастика- как один из методов психопрофилактики и психокоррекции в работе с детьми дошколного возраста.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Картотека игр по психогимнастике....

Индивидуальная программа профессионального и личностного роста по теме: «Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

    Индивидуальная программа профессионального и личностного роста по теме: «Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста»...

«Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми старшей группы»

Метод песочная игра – это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, жи...