Статья: Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников
статья по коррекционной педагогике

Козлова Елена Анатольевна

Представлен опыт работы с семьями воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Козлова Елена Анатольевна, воспитатель,

МКДОУ д/с компенсирующего вида № 7 «Лучик» г. Волжского Волгоградской области.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С  СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.  

Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений от образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны.

Разработка  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» ст. 18 п. 1 одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013  № 1155 (далее Стандарт), представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Одним из основных принципов дошкольного образования, закрепленных в Стандарте, является сотрудничество Организации с семьей   п. 1.4.

Стандарт направлен на решение ряда задач, среди которых обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей/законных представителей  в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей 1.6

Стандарт является основой для оказания помощи родителям / законным представителям п. 1.7.:

В воспитании детей;

  • Охране и укреплении их физического и психического здоровья;
  • Развитии индивидуальных способностей;
  • Необходимости коррекции нарушений их развития.

Стандарт определяет требования к условиям реализации Программы, которые включают требования к психолого – педагогическим, кадровым, материально техническим и финансовым условиям реализации Программы.

К педагогу дошкольного образования профстандартом (Профстандарт  педагога дошкольного образования Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" датирован 18 октября 2013 года) предъявляются следующие требования: выстраивать партнерские взаимодействия с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для психолого – педагогического просвещения.

Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями

К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованость у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

С целью эффективного решения этой задачи администрации ДОУ, воспитателям необходимо проводить анализ (самоанализ) эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, используются опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностики, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.

Одной из форм работы оказания помощи семье является использование информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время возрастает значимость использования  новейших информационных технологий в решении образовательных и воспитательных задач. Цель использования информационно-коммуникационных технологий состоит в создании единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и связаны на информационном уровне все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети и их родители. Применение данных технологий позволяет в значительной мере популяризировать  деятельность  ДОУ среди населения города, быть открытым для всех категорий населения, в том числе и для контрольно-надзорных органов. Современные компьютерные технологии позволяют более эффективно, быстро и точно взаимодействовать с родителями, выявить уровень их педагогической компетенции, активизировать культурное сознание, расширить круг общения с социумом. Они ускоряют процесс взаимообогащения знаниями, опытом, полезной информацией по воспитанию и обучению детей, создают активно  действующую систему  поддержки семейного воспитания.

«Сайт в сети  Интернет» - предоставляет родителям возможность получения знания  методического, правового и  информационного характера. Со страниц  данного сайта можно получить сведения о методах сбережения здоровья детей, их  безопасности. Обновление и дополнение информации осуществляется один раз в квартал или по потребностям, возникающим в процессе функционирования детского сада.

«Создание медиатеки»  является центром педагогической информации, которая создана для формирования ориентации в современном информационном поле  интеграции  различных средств информации в образовательный процесс. Медиатека создается для оказания помощи родителям по внедрению и пропаганде передового педагогического опыта и инноваций в области образования; создания детских образовательных проектов. В процессе ее функционирования ведется компьютерная  каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, аудио записей и пр.). Весь материал представлен на цифровых и электронных носителях, систематизирован и занесен в каталог.

Просветительская работа, включает в себя работу, направленную на обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Для решения поставленных задач мы используем активные формы и методы работы с родителями, позволяющие решать комплекс задач одновременно. Работа в данном направлении способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает уровень просвещенности не только родителей, но и членов семей старшего поколения. Способствует развитию рефлексии, развивает умение критически оценивать свои способности, возможности, знания.

«Родительские конференции» - организуются ДОУ с участием педагогов и специалистов учреждения, учителей, врачей, других представителей социальной сферы. Они посвящаются вопросам физического, умственного, эстетического, нравственного воспитания детей, а также наиболее актуальным проблемам, которые волнуют родителей. В нашем дошкольном учреждении родительские конференции инициируют сами родители, организаторами выступают родительские комитеты. Конференции проводятся раз в год, но требуют тщательной подготовки, предусматривают    активное участие  родителей , организацию выставок детских рисунков, книг,   концерта детей.

«Родительские собрания-студии» - активная форма сотрудничества с родителями, дающая возможность при непосредственном общении с ними обмениваться информацией о проблемах и перспективах развития и воспитания детей. Собрание-студия – это способ педагогической и психологической поддержки родителей, объединения педагогических усилий, что даёт родителям возможность сравнить собственную позицию с позициями педагогов и других родителей. Студийная форма проведения собрания создаёт условия для активного участия родителей в обсуждении проблем. Они не просто слушают, а включаются в педагогическую деятельность в ходе дискуссии, имитационно-ролевой игры, обсуждения за «круглым столом».

«Семинары-практикумы» (играем с родителями вместо детей) – позволяют знакомить родителей с современным игровым оборудованием и играми, направленными на развитие и коррекцию детей. Эта форма работы позволяет педагогу наиболее успешно осуществлять работу с родителями по овладению ими педагогическими знаниями. Участвуя в деловых играх, родители учатся анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление, подходить к воспитанию как к серьёзному и целенаправленному процессу.

«Психолого-педагогическая  гостиная» - способствует привлечению родителей к детской игре, дает возможность почувствовать её значимость, освоить способы эффективного игрового взаимодействия.

«Клубы для родителей» - одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении  взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом  так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.

«Информационный листок» - дает родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях в жизни их детей в детском саду, чтобы они могли поговорить с ребенком об этом дома или по дороге из детского сада; сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, поддерживать эмоциональную связь с сыном или дочерью; при желании продолжить работу над той или иной темой в дальнейшем. Листок может содержать полезную информацию: объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьба оказать различную помощь, благодарности за участие родителей в жизни детского сада, план занятий на месяц и т.д.

«Стена особого назначения» - оформляется  творческими работами воспитателей, родителей и детей. Такая работа предполагает обмен опытом, знаниями,  материалами. Творческая работа каждого участника в отдельности предполагает достижение общего результата, объединяет интересы детей, родителей и воспитателей, способствует формированию дружеских взаимоотношений между участниками творческой деятельности, и в то же время стимулирует эффект соревнования. Продукт общей деятельности несёт в себе и творческую, и воспитательную, и познавательную, и коммуникативную функции. Дошкольники с воспитателями определяют тему предстоящей экспозиции. Распределяют задания и намечают план работы. Причем для поддержания интереса материалы стены ежемесячно обновляются. Таким образом, дети каждой группы могут участвовать в деятельности.

 «Посещение семей  воспитанников на дому» - позволяет в непринужденной обстановке обсудить проблемы, вопросы, возникающие у родителей в процессе посещения ребенком детского сада.

«Педагогические беседы с родителями» - форма установления связи воспитатель-семья сочетается и с другими формами сотрудничества, например с посещениями на дому,  родительскими собраниями, консультациями. Педагоги стараются повышать эффективность бесед  при их целевом характере (по запросу родителей), с внесением в содержание элементов дискуссии, проблем, творческого замысла.

«Тематические консультации» - позволяют дать  родителям квалифицированный совет.     Консультирование планируем и организуем в сочетании с обратной связью, а также измерением отсроченного результата, т.е. того, как влияют консультации на решение конкретных проблем. Тематика консультаций формируется с учётом пожеланий родителей, соответственно программным требованиям и актуальности. К подготовке консультаций привлекаем родителей, которые охотно оказывают помощь в подборке материала и делятся своим опытом.

«Консультативный пункт» - позволяет родителям получить квалифицированную помощь не только в вопросах воспитания, развития и обучения детей от педагогов и медицинского персонала, но и проконсультироваться по другим жизненным вопросам. Для этого привлекаются родители, которые обладают юридическими, экономическими, техническими знаниями, работающие в сфере искусства и науки. Это дает возможность укрепить социальные связи, позволяет расширить кругозор родителей, вооружить их практическими советами.

Привлечение родителей к досуговой деятельности.

«Конкурсы, викторины, выставки» дают возможность проявить всем здоровую конкуренцию, объединиться в стремлении к победе, укрепляют взаимопонимание и повышают интерес друг к другу. Цель и основное предназначение этих форм работы - пропаганда достижений дошкольного образования и воспитания, лучшего опыта семейной педагогики. Для повышения результатов работы создаются презентации детских работ, совместных работ детей и родителей, воспитателей и детей. В рамках выставки предоставляется материал о родителях и детях.

«Творческие задания» служат средством отбора интересных идей, образцов для интерьера детского сада, могут быть использованы для обогащения предметной среды детского сада, обогащения базы дидактических пособий, тематического оформления музыкального зала перед неделей праздников.

Родителям и детям предлагается воплотить творческий замысел по изготовлению одного и того же предмета или объекта, но с использованием различных материалов. Это дает возможность получить одинаковые и одновременно разные поделки, получить импульс к дальнейшему творчеству детско-родительского коллектива.

«Добрые дела своими руками» - детско-родительские акции социально-нравственной направленности, позволяющие объединить детей, родителей, педагогов для осуществления общего дела, реализации единой цели.

«Проектная деятельность».  Разработка семейно – групповых проектов, позволяет приобрести новый опыт собственного родительского поведения.

Литература

  1. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничнества в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2010. - № 2
  2.  Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2
  3.  Евдокимова Н.В, Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей
  4.  Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. – М., НИИ школьных технологий, 2011.
  5. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб.пособие/ А.Н.Ганичева, Т.В.Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  6.  Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей ?
  7. Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Реализация ФГОС: построение партнерских взаимоотношений между семьей и дошкольной образовательной организацией // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Вып.5 / под ред. Л.Л.Тимофеевой. – М.: Педагогическое общество России, 2013.
  8.  Профстандарт  педагога дошкольного образования Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" датирован 18 октября 2013 года)
  9.  Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Формирование культуры безопасности. Взаимолдействие семьи и ДОО. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014
  10.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования , утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
  11.  Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  «Об  бразовании в Российской Федерации»
  12.  Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями»// Дошкольная педагогика. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ДОО

В презентации представлен опыт работы с родителями....

инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников -квест игра "Загадай-ка".

Вовлечение родителей,как субъектов образовательного процесса, в педагогический процесс в ДОУ - одна из задач определеннных ФГОС ДО В данной статье представлен один из способов решения данной задачи....

Обобщение опыта работы «Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников»

Родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем.Задача педагогов детского сада — поиск новых форм взаимодействия с ними. А педагог дошкольного учреждения в свою оч...

Инфографика как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в современных условиях

Инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний...

Статья " Семейный клуб - инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения.

Новые традиционные и нетрадиционные методы и формы взаимодействия с семьями дошкольного учреждения, которые заинтересовали родителей, способствуют взаимодействию дошкольного учреждения,  новые фо...