инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников -квест игра "Загадай-ка".
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Нилова Тамара Михайловна

Вовлечение родителей,как субъектов образовательного процесса, в педагогический процесс в ДОУ - одна из задач определеннных ФГОС ДО В данной статье представлен один из способов решения данной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_igra.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников - городская семейная игра-квест «Загадай – кА!»

Наше государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №93 Выборгского района Санкт – Петербурга с 2008 года работает совместно с кафедрой культурологии СПБ АППО и участвовало в апробации культурно – образовательной программы «Город на ладошке» (авторы Коробкова Е.Н., Шейко Н.Г.), которая  является региональным компонентом образовательной программы нашего дошкольного учреждения.  В ходе изучения тематики данной программы в работе с детьми педагоги используют различные инновационные технологии. Хочется поделиться с коллегами одной из данных технологий, в реализации которой дошкольному учреждению не обойтись без помощи родителей воспитанников – семейное образовательное путешествие.  Тем более, что и ФГОС ДО одной из задач, стоящих перед дошкольным учреждением, определил задачу вовлечения родителей как субъектов образовательного процесса в педагогический процесс ДОУ. 

Образовательное путешествие – педагогический метод, позволяющий организовать самостоятельную исследовательскую деятельность детей в городском пространстве. В отличие от экскурсии образовательное путешествие:

  • имеет целью не накопление знаний о городе, а приобретение ребенком целого комплекса умений (исследовательских, коммуникативных и т.д.) и личностных качеств;
  • носит культурно - ориентированный характер, так как объекты культурного наследия рассматриваются не изолированно друг от друга, а как части целостного культурного пространства, единичные случаи проявления культурных форм;
  • предполагает непосредственное взаимодействие ребенка с объектами культурного наследия, которые становятся основным средством получения информации;
  • предполагает соединение разных видов деятельности в процессе исследования: визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановка опытов и экспериментов;
  • позволяет каждому ребенку выдвигать собственные версии и корректировать их на основе группового обсуждения.

Коллективом педагогов нашего ГБДОУ были разработаны маршруты семейных образовательных путешествий с учетом содержания культурно – образовательной программы «Город на ладошке», которую осваивают дети старшей и подготовительной к школе группы. Как правило, в течение одного учебного года проводится 4 – 6 образовательных путешествий. Итоги семейных образовательных путешествий подводятся педагогами на группах. Это могут быть фоторепортажи, семейные газеты, книжки – самоделки о путешествии, визуальные карты путешествия и т.д.

Но как заинтересовать родителей совместной с педагогами и детьми деятельностью с учетом взаимовыгодных для всех сторон условий?

Как сделать так, чтобы организация и проведение семейного образовательного путешествия строилась в интересах развития ребенка, а не сводилась к формальному времяпрепровождению?

Совместно с кафедрой культурологии СПБАППО в нашем дошкольном учреждении   было разработано семейное образовательное путешествие по городу в форме квест игры.

Актуальность разработки семейных городских игр в форме квестов обусловлена рядом причин (противоречий):

•        необходимостью развития субъектной позиции родителей в ДОУ и отсутствием адекватных способов работы с семьей, в рамках которых воспитывающие взрослые могли бы реально участвовать в проектировании и проведении образовательного процесса наравне с педагогами; подобная игра позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения;

•        обязанностью ДОУ создавать равные для всех дошкольников условия для личностного развития и ограниченностью внутренних ресурсов (ресурсов предметно-пространственной среды ДОУ); использование педагогического потенциала внешней среды (городского пространства) позволяет в большей степени удовлетворить образовательные потребности и интересы различных детей;

  • необходимостью формирования у дошкольников универсальных умений (исследовательских, коммуникативных, организационных и пр.), которые необходимы им как для дальнейшей образовательной деятельности, так и для повседневной жизни, и узким кругом технологий методов, которые позволяют ребенку обрести подобный универсальный культурно-образовательный опыт.

Апробированная в нашем дошкольном учреждении технология квест игры представляет собой одну из модификаций нелинейных городских квестов, созданных специально для семейной аудитории.

В отличие от существующих в развлекательной индустрии квестов («Бегом по Петербургу», «Квеструм» и пр.) данная игра носит образовательный характер и позволяет дошкольникам освоить универсальные учебные умения (коммуникативные и  исследовательские). 

Игра предполагает, что участники (дети с родителями) по очереди посещают одну и ту же городскую достопримечательность и задают друг другу вопрос-загадку. Следующего игрока определяет сам автор вопроса: игрок должен посетить данную достопримечательность, найти ответ на вопрос своего друга и сформулировать свою загадку об этом объекте.

В проведении данной квест игры можно определить несколько этапов:

1 этап.

Выбор темы семейного образовательного путешествия согласно тематическому плану образовательной программы дошкольного учреждения.  В нашем случае это семейное путешествие встроено в культурно – образовательную программу «Город на ладошке» для детей подготовительной к школе группы по окончанию прохождения темы: «Вода» (учитываются особенности местоположения Петербурга: наш город – родился на болоте, это город рек и каналов). Соответственно объектом для исследования нами была выбрана водная тематика.

Цель путешествия: обретение дошкольниками опыта исследовательской деятельности, который проявляется:

  • в освоение поисковых и исследовательских умений:

а) наблюдать за происходящим;

б) рассматривать объекты культурного наследия, используя стратегию визуального исследования;

в) сравнивать, сопоставлять, оценивать, классифицировать объекты окружающего мира;

2 этап.

Выбор объекта для исследования в городском пространстве. 

 Творческая группа педагогов, работающая по данной программе, выезжает к объекту и проверяет его на предмет доступности для освоения детей: учитывается безопасность исследования, условия для выполнения творческих заданий (возможность подойти к городскому объекту, возможность  его исследования при помощи всех каналов восприятия, наличие возможности для реализации своего творческого подхода к выполнению задания).

3 этап.

 Активизация родителей на семейное образовательное путешествие.

В группах вывешивается анонс с приглашением родителей на творческую встречу. В нашем дошкольном учреждении такие совместные встречи педагогов и родителей называются «журфиксы». В других учреждениях может быть выбрано свое название.

4 этап.

Проведение квеста .

На проведение игры отводится не менее 2-х недель и не более 4-х недель. Обязательным условием реализации игры является методическое и информационное сопровождение деятельности детей и их родителей со стороны педагога.

Вызвавшаяся первой семья отправляется с ребенком по маршруту семейного путешествия на объект с целью: узнать, что находится в данном здании?  Рассмотрев данный городской объект, придумывает первый вопрос к детям. Кому будет задан вопрос, ребенок выбирает сам. В свою очередь выбранные дети отправляются с родителями по маршруту, выполняют данное задание и придумывают свой вопрос следующим ребятам.  

С момента начала квеста на группе вывешивается анонс игры для тех родителей, кто не был на журфиксе.

5 этап.

Создание визуальной карты игры-квеста, которая будет наглядно показывать участие детей в игре.

С начала проведения квеста в группе вывешивается визуальная карта семейного путешествия. Форма визуальной карты может быть любая, все зависит от особенностей и интересов детей и воспитателей и выбранной ими темы.  После первого семейного путешествия на карте появляется фотография ребенка, совершившего с родителями  это путешествие и текст придуманного ими вопроса. Чуть выше на листе появляются еще один или два (в зависимости от количества детей, которым ребенок хочет задать свой вопрос) пустых кружка . Фото ребенка в кружках на визуальной карте появится только после того, как следующая выбранная ребенком семья совершит путешествие. Наблюдая за появлением кружков с фотографиями детей на карте, остальным детям также захочется привлечь к игре и своих родителей. Таким образом, данная визуальная карта является частью мотивации деятельности детей. Мотивом детей могут быть:

  • мне интересно туда сходить, сводите меня туда;
  • моей фотографии нет на карте, а я тоже хочу там быть;
  • мне интересно самому задать вопрос  и задать его  Мише;
  • я очень хочу задать вопрос Руслану, а он задаст его мне …

6 этап.

Проведение итогового обобщающего мероприятия для детей и их родителей.

Так как вопросы в игре были адресованы избранным детям, необходимо провести обобщающую работу по ознакомлению с данным городским объектом для детей всей группы.

Формы проведения итогового мероприятия могут быть различны:  проведение музыкального досуга с родителями по материалам  данного образовательного путешествия, творческие гостиные, мастерские, мастер – классы и т.д.

В нашем дошкольном учреждении был проведен досуг по типу игры – викторины «Что? Где? Когда?».  В викторине приняли участие большинство семей группы. Между раундами игры дети пели песни, исполняли танцы, играли совместно с родителями в спортивные игры.

Квест-игра как новая форма проведения семейного образовательного путешествия, показала, что, если дети заинтересованы путешествием, то успех проведения совместных семейных путешествий детей и родителей будет гарантирован: невозможно отказать своему ребенку ни в чем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ДОО

В презентации представлен опыт работы с родителями....

Обобщение опыта работы «Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников»

Родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем.Задача педагогов детского сада — поиск новых форм взаимодействия с ними. А педагог дошкольного учреждения в свою оч...

Статья: Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников

Представлен опыт работы с семьями воспитанников...

Инфографика как инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в современных условиях

Инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний...

Образовательный маршрут (Web-навигатор) – инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников

Продуктивным формам взаимодействия с детьми в сети Интернет родителей надо учить. Эта деятельность педагога должна стать одной из основных, поскольку, обучая родителей, мы получаем заинтересованных в ...