Статья: Деятельность дефектолога по формированию сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением интеллекта с целью их ранней социализации
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Аскерова Гюзель Абдуазизовна

        Проблема ранней социализации детей с нарушением интеллекта – одна из актуальных в современном специальном образовании. Сюжетно-ролевая игра, согласно исследованиям отечественных психологов, является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, т.е. способствует формированию таких центральных новообразований возраста, как соподчинение мотивов, первые этические инстанции и другие, позволяющие ребенку перейти на новый возрастной школьный этап и овладеть новым для него видом деятельности – учением. Однако, у дошкольников с нарушением интеллекта в связи с ретардацией психологического развития тотальное недоразвитие имеет не только познавательная сфера, но и эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сферы, что обуславливает недостаточность и в таком виде деятельности, как игровая.                                                                            

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  учитель-дефектолог Г.А. Аскерова,

                                      г. Аша, Челябинская область

Деятельность дефектолога по формированию сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением интеллекта с целью их ранней социализации

        Проблема ранней социализации детей с нарушением интеллекта – одна из актуальных в современном специальном образовании. Сюжетно-ролевая игра, согласно исследованиям отечественных психологов, является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, т.е. способствует формированию таких центральных новообразований возраста, как соподчинение мотивов, первые этические инстанции и другие, позволяющие ребенку перейти на новый возрастной школьный этап и овладеть новым для него видом деятельности – учением. Однако, у дошкольников с нарушением интеллекта в связи с ретардацией психологического развития тотальное недоразвитие имеет не только познавательная сфера, но и эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сферы, что обуславливает недостаточность и в таком виде деятельности, как игровая.                                                                            

       Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми (О.П. Гаврилушкина, П.Ф. Каптерев, Г.А. Мишина, Н.Д. Соколова и др.). И несмотря на это, развитие детей с нарушением интеллекта проходит те же стадии, что и развитие нормально развивающегося ребенка (Л.С. Выгодский), т.е. происходит последовательная схема ведущего вида деятельности, определяющей переход от одной стадии к другой.

        Игра может оказывать положительное воздействие на развитие всех психических процессов и функций личности в целом лишь в том случае, когда создаются условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности.

        Игра, организованная согласно основным принципам дошкольной педагогики, позволяет уже в раннем детстве скорректировать некоторые особенности развития у детей с нарушением интеллекта и подготовить их к школе. Игра традиционно использовалась для воспитания и обучения.

       В сюжетно-ролевых играх содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий и, что самое главное понятный детям по жизненному опыту. Самостоятельно игра у детей с нарушением интеллекта не формируется. Поэтому, значительная роль в ее организации принадлежит дефектологу: он определяет ее содержание, сюжет, полностью решает организационный компонент. Предлагая игровой сюжет, дефектолог предусматривает такое поведение детей с нарушением интеллекта, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал. Усвоив от старших эти игры, дети могут играть в них сами, повторяя или творчески изменяя их содержание, но сохраняя их обучающую основу и правила игры.

         Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. В сюжетно-ролевых играх игровой сюжет (тема, содержание событий, их последовательность) определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации и осмысление ее выступают на первый план.

       Эти игры по тематике, по глубине отражения действительности у разных детей различны. Они индивидуальны и по эмоционально-выразительной характеристике и осознанию жизненного опыта. Вместе с тем в творческих сюжетных играх заложена основа для коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и совместного решения игровых задач, перехода к отображению в игре взаимоотношений людей.

        Отображая в игре жизненные впечатления, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Совершенствуя воображаемые ситуации с постепенным переходом от «предметной» игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от игр индивидуальных к коллективным, на новый уровень осмысления действительности, расширяют творческие возможности ребенка.

        В развернутых, повторяющимися действиями с игрушками, реалистически представляющими предметы повседневного обихода, совершенствуется типичное для младшего дошкольника наглядно- действенное мышление. Затем в связи с замещением отдельных предметов и действий в игре зреет необходимость оперирования представлениями, образами, словом, что способствует развитию наглядно-образного мышления и речи. Играя, дети учатся переносить действия из одних условий в другие, комбинировать свои знания, полученные в повседневной жизни, из книг и других источников информации. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь. Развитие их в игре, переход на более высокий уровень – результат длительного поэтапного формирования.

        Таким образом, при коррекционной работе обучению игре дошкольников с нарушением интеллекта необходима помощь дефектолога. В процессе обучения используются все виды занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные, которые способствуют раскрепощению детей, снятию их излишнего психического и физического напряжения. Следует выбирать рациональное содержание сюжетно–ролевой игры, методов и приемов обучения, обеспечивающих смену видов деятельности детей в процессе игры. Это помогает дефектологу при обучении детей с нарушением интеллекта сюжетно–ролевой игре.

  Можно выделить следующие особенности сюжетно-ролевых игр дошкольников с нарушением интеллекта:                         

 - слабое сопровождение самостоятельной игры речью;                                               - действия с игрушками носят стихийный характер;                                  - незначительная речевая активность во время совместной игры;                  - низкая способность согласовывать свои действия с другими детьми;    слабый уровень проявления творчества в игре;                                

  Все это определяет необходимость и значение коррекционно-педагогической работы, по обучению детей с нарушением интеллекта сюжетно-ролевой игре.

       Игра может оказывать положительное воздействии на развитие всех психических процессов и функций личности в целом лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которой является целенаправленное формирование игровой деятельности.

       Дошкольный возраст - это сензитивный период для формирования игровых навыков, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающим миром (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Г.Л. Выготская и др.).

         Как деятельность игра зарождается в период раннего детства, когда ребенок начинает взаимодействовать с окружающим миром. Хорошо известно, что особое место в жизни дошкольника занимает игра, которая является ведущей деятельностью в этом возрасте. С одной стороны, она сама по себе имеет особое значение для развития ребенка. С другой стороны, игра и игровые приемы – неотъемлемая форма обучения детей дошкольного возраста.

Появление сюжетно-ролевой игры связано с рядом условий:

-наличием разнообразных впечатлений от окружающего,

-накоплением предметных игровых действий,

-наличием игрушек, частотой общения с взрослыми.

Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

-систематичность проведения;

-распределение упражнений в порядке нарастающей сложности;

-подчиненность заданий выбранной цели;

-чередование и вариативность упражнений;

-воспитание внимания к речи.

       К факторам, препятствующим полноценному формированию игровой деятельности, относят следующие:

-воспитание в условиях социальной деривации;

-несформированность навыков игры, обусловленная психическим недоразвитием;

-отставанием в развитии речи;

Существуют следующие особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников с нарушением интеллекта:

  • игра не вызывает интереса,
  • игра не носит продолжительного характера;
  • в процессе игры эти дошкольники действуют с игрушками молча, лишь изредка произнося слова, обозначающие названия некоторых предметов и действий;
  • у них нет ролевого диалога, планирования своей деятельности.

       Задача  дефектолога  состоит  в  том,  чтобы  сделать  игру  содержанием  детской  жизни,  развивать  её  в  желаемом направлении  и  воспитывать детей  в  ней, раскрывать  малышам  многообразие  мира  игры.

       Дефектолог должен  организовать  такие  сюжетные  игры,  в  которых  каждый  ребенок  может  удовлетворить  свои  интересы  и  реализовать  свои  возможности,  а  также  вступить  в  контакт  со  сверстниками.

       Чтобы  дать   ребёнку  возможность  действовать  самостоятельно,  не  надо  заставлять  его делать  то,  что  он  не  хочет.

       Совершенно  недопустимы  со  стороны  взрослого  принуждения,  навязывание  тем,  игровых  ролей,  формы  игры  (индивидуальной  или  совместной).  У  детей  не  должно  возникать  чувство,  что  в  детском  саду  « надо  играть,  как  велят,  а  не  как  хочешь».

       Надо  много   общаться  с  детьми,  наблюдать   и  предлагать  разные  варианты  взаимодействия.  В  этом  наш  главный  помощник  -  игра.

        Игра - это особая форма усвоения ребенком окружающей действительности во всём многообразии форм взаимодействия между людьми путем их моделирования и интерпретации. Игра рассматривается как основной вид детской деятельности, который оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками, умениями, знаниями, знакомятся с полнотой окружающего мира, осваивают правила человеческого общения. Игра выступает как средство развития мышления, памяти, внимания, воображения, речи, способствует развитию эмоционально-волевой сферы.

        Игровая деятельность детей с нарушением интеллекта специфична. Исследования показывают, что у таких детей игровая деятельность, как правило, самостоятельно не формируется. На первоначальном этапе у них не возникает замысла игры. Дети манипулируют игрушками, не проявляя к ним интереса, не умеют воссоздавать несложную знакомую жизненную ситуацию. Важнейшей задачей дефектолога является обучение детей игровой деятельности. Ведь именно, в процессе игры происходит развитие эмоционально-положительного отношения и интереса к предметам и действиям с ними, формируются предметно-игровые действия, умения играть со сверстниками. При этом важно учить играть не только детей, но и взрослых, поскольку только в совместной деятельности игра сможет проявить свои универсальные развивающие качества.

         Интересная и содержательная игровая деятельность детей обеспечивается при условии использования разнообразных игр: подвижных, дидактических, сюжетно-отобразительных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций и других игр рекомендуется планировать организацию учебного процесса так, чтобы отведенное для игры время не заменялось иными видами деятельности.

        У детей с нарушением интеллекта игра формируется в результате усвоения способов игровой деятельности в процессе коррекционно-развивающей работы. Вне целенаправленного коррекционного воздействия наблюдается значительное отставание в развитии игровой деятельности детей с нарушением интеллекта в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. На протяжении раннего и даже младшего дошкольного возраста у детей с нарушением интеллекта не формируются предпосылки, необходимые для перехода к сюжетно-ролевой игре. В результате сюжетно-ролевая игра не приобретает роль ведущего вида деятельности. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости организации специальной работы, направленной на поэтапное формирование игровой деятельности у детей с первых дней организованного обучения.

        Изучение состояния самостоятельной игровой деятельности детей

осуществляется в процессе целенаправленного педагогического наблюдения,

которое проводится дефектологом в специально созданных условиях в знакомой для ребенка обстановке (в групповой комнате или на прогулке). При обследовании используется игровой материал, который отбирается в

соответствии с возрастом детей и способствует актуализации их социального опыта. Инструкции к выполнению игровых действий при обследовании могут предъявляться как вербально, так и невербально (в зависимости от индивидуальных способностей ребенка). В процессе наблюдения отмечаются: проявление интереса к игровому материалу, содержание игровых действий, способы действия с игрушками, наличие игровых объединений детей (их количественный состав, длительность существования), наличие ролей, степень их выраженности, эмоциональные и

речевые проявления. Для получения более полной информации о состоянии

сформированности игровой деятельности детей обследование рекомендуется

проводить многократно. Дополнительно проводятся беседы с родителями, в

которых выясняется, какие игрушки ребенок любит, как действует с ними, с

кем из родственников предпочитает играть дома и т. д. Результаты такого

комплексного изучения являются основой планирования работы по обучению детей с нарушением интеллекта и позволяют более точно сформулировать коррекционно-развивающие задачи.

        Процесс обучения игровой деятельности дошкольников с нарушением интеллекта строится с учетом закономерностей ее развития и опирается на положение о поэтапном формировании игровой деятельности. Вместе с тем учитываются как общие, так и индивидуальные особенности психофизического развития детей, что обусловливает своеобразие задач формирования игры на каждом из этапов, а также использование специфических методов и приемов обучения игровой деятельности.

       Одним из условий, обеспечивающих развитие игровой деятельности, является наличие игрового материала. Это могут быть дидактические игрушки, куклы, настольно-печатные игры, мелкий и крупный строительный материал, мягкие игрушки, игровые атрибуты, элементы костюмов, атрибуты для театра (кукольного, пальчикового) и др. Дефектолог организует соответствующую игровую среду, используя разнообразные игрушки и располагая их в групповой комнате так, чтобы они были доступны детям. Обучение игре проводится в форме индивидуальных и групповых занятий, в условиях преемственности работы воспитателей и учителей-дефектологов.

        На первом этапе обучения игровой деятельности осуществляется формирование элементарного игрового опыта детей, который начинается с

обучения предметно-отобразительной игре, основанной на личностном

интересе ребенка к той или иной игрушке или игровой ситуации. Для

занятий предлагается любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка.

Взрослый предлагает ребенку совершать предметно-игровые действия по

подражанию, многократно повторяя их и сопровождая речевым комментарием.

       Дефектолог побуждает детей играть рядом, не мешая друг другу, учит

использовать в качестве партнера для игры куклу, превращать игрушку в

действующий персонаж. Важно, чтобы на занятиях дети ощущали себя

комфортно, свободно, эмоционально положительно, получали удовлетворение от процесса совместной деятельности.

        На втором этапе обучения происходит формирование отдельных игровых действий: по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. От предметно-отобразительной игры переходят к обучению сюжетно-отобразительной игре. Этот этап может быть достаточно длительным. Дети учатся соотносить названия ролей с определенными действиями и атрибутами, использовать не только натуральные предметы, но и игрушки-заместители. Дефектолог продолжает формировать умение играть рядом, содействует переходу детей к совместным играм вдвоем, небольшой группой.

       На третьем этапе от сюжетно-отобразительных игр постепенно переходят к обучению сюжетно-ролевым играм, основывающимся на социально-бытовом опыте детей. Обогащаются представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения между ними. Уточняются и закрепляются представления детей о разнообразных отношениях людей в процессе трудовой деятельности.

        Постепенно осуществляется переход к формированию у детей умений принимать на себя определенные роли и действовать в игре соответственно им, учитывая при этом ролевую позицию партнера (мама и дочка, шофер и пассажиры и т. п.). В игре воспитываются социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, формируются умения адекватно вести себя, регулировать свое поведение в соответствии с требованиями ситуации и нормами морали. Закрепляются умения выполнять цепочку игровых действий, формируется умение играть с группой сверстников, активно участвовать в общей игре, проявлять чувства взаимопомощи и партнерства.

        На четвертом этапе продолжается обучение сюжетно-ролевой игре,

усложняется ее содержание, постепенно увеличивается количество ролей.

Дети учатся перевоплощаться в образы реальных и сказочных персонажей,

передавать их характеры, используя разные движения, жесты, слова. У

детей продолжают формировать умения проявлять соответствующую

эмоциональную реакцию, понимать мотивы поведения героев.

         В процессе обучения и воспитания дефектолог наблюдает за динамикой

становления игры у каждого ребенка, создает атмосферу, которая

содействует возникновению желания играть. При этом продумывается

организация игровой практики детей в свободной деятельности, осуществляется своевременное обновление предметно-игровой среды.

         Обучение игровой деятельности является важным направлением специального дошкольного образования. В процессе обучения игре реализуются задачи формирования речевой активности детей, обучения взаимодействию друг с другом, развития творческого Я, умения использовать разнообразные средства для передачи явлений действительности в игровой деятельности.

        Игра при правильном ее формировании решает задачи умственного, нравственного, физического и эстетического развития каждого ребенка начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов ее развития формируется личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми.

        В целом, правильно сформированная игра подготавливает благоприятную базу для дальнейшего развития детей с нарушением интеллекта, дает возможность для их ранней социализации и в перспективе успешной интеграции в обществе.

Библиографический список:

  1. Баряева Л.Б.  Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллетуального развития: учеб.-метод. Пособие / Л.Б. Баряева, А. Зарин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 411с.
  2.  Гаврилушкина О.П.  Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: кн. Для воспитателя / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 72с.
  3. Слепович Е.С.  Игровая деятельность дошкольников с нарушением интеллекта / Е.С. Слепович. – М.: Педагогика, 2000.
  4.  Соколова Н.Д.  Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников. / Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой, Н.Д. Соколовой, О.П. Гаврилушкиной и др. – М.: Просвещение, 2003. – 224с. – С. 135 – 146.
  5. Эльконин Д.Б.  Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд-е. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"

С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; форми...

Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта

Дети с нарушением интеллекта требуют особого подхода в работе с ними. Для них создаются специальные программы развития. Здоровый образ жизни важен для любого ребенка, будь он воспитанником обычного де...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

Формирование основ экологической культуры у детей с нарушением интеллекта

Удивителен и многообразен мир природы, как много загадочного и неизведанного скрывается в недрах нашей земли. Чтобы сохранить всю эту удивительную красоту  для последующих поколений необходимо...

Игры для детей с нарушением интеллекта по обучению основам безопасности жизнедеятельности.

Игры для детей  с нарушением интеллекта по обучению основам безопасности жизнедеятельности....

Методическая разработка «День игры». Для детей с нарушением интеллекта.

Методическая разработка «День игры». Для детей с нарушением интеллекта....