Стратегии работы с поведением. Стресс и среда
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Баранник Лариса Викторовна

Консультация предназначена для педагогов работающих с детьми с РАС.Среда оказывает огромное влияние на поведение. Сумбурная обстановка (жара, шум, суета и т.д.) может вызывать  «взрывы поведения, тогда как умиротворяющая атмосфера стимулирует его более спокойные формы. Это наблюдение вдвойне относится к детям с аутизмом. Мягкая неторопливая речь зачастую может оказать исключительно позитивное воздействие на неприемле - мое поведение, однако люди склонны делать прямо противоположное: они повышают голос и говорят быстрее. В результате обстановка нагнетается, взвинчивая ребенка и вас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Среда оказывает огромное влияние на поведение. Сумбурная обстановка (жара, шум, суета и т.д.) может вызывать  «взрывы поведения, тогда как умиротворяющая атмосфера стимулирует его более спокойные формы. Это наблюдение вдвойне относится к детям с аутизмом. Мягкая неторопливая речь зачастую может оказать исключительно позитивное воздействие на неприемле - мое поведение, однако люди склонны делать прямо противоположное: они повышают голос и говорят быстрее. В результате обстановка нагнетается, взвинчивая ребенка и вас. Какой обычно бывает наша первая реакция на действия ребенка, хватающего материалы для занятий?  Без малейшего раздумья мы отбираем эти материалы , чтобы вернуть контроль над ними. Однако именно такое внезапное физическое вмешательство увеличивает сумбур и ведет лишь к тому, что ребенок начинает яростно стремиться к контролю над ситуацией.

     Полезно и самим потренироваться в приемах управления стрессом: так  вы сможете оставаться спокойными в стрессовых ситуациях. Сохраняя медленное и голубоокое дыхание, напоминая себе о необходимости успокоиться, представляя себе приятный пейзаж или просто взяв небольшую паузу, вы сможете восстановить свое самообладание, а значит, и самообладание ребенка. Сохраняя спокойствие, вы не только снизите вероятность дальнейшей эскалации ситуации, но и, скорее всего, сумеете отнестись к ней более объективно. Уменьшится также и ваше негативное внимание, которое может  лишь подкрепить неприемлемое поведение ребенка.

     Если вы ослабите борьбу за контроль над ситуацией, снизится и вероятность резких вспышек в поведении ребенка. Весьма эффективным в этом случае становится способ, когда вы передаете ребенку часть полномочий, предоставляя ему выбор. Возможность выбора ( «Поиграем на полу или за столом?», «В какую игру ты хочешь поиграть?») нередко помогает создать более спокойную обстановку.

      Не выдвигайте требований, которые приведут к баталиям, пока вы сами не подготовились к ним ( например, подойти к стулу, посмотреть на воспитателя, сидеть тихо, говорить «Здравствуй» и « До свидания». Вам решать, насколько эти требования важны, и готовы ли вы их предъявить!  Иными словами, старайтесь никогда не выдвигать требований, пока вы не будете готовы столкнуться с тем, как воспримет эти требования ребенок и , возможно, обеспечить ему физическую подсказку.

      Скука часто становится причиной появления неприемлемого поведения. Необходимо постоянно оценивать, как скука может влиять на его возникновение. Однако полностью избавить ребенка от скуки не всегда удается, и порой это даже нецелесообразно. Дети должны научиться справляться с тем, что им бывает скучно. С другой стороны, нужно стараться не создавать скуку на пустом месте, если в этом нет необходимости.

Когда неприемлемые формы поведения все-таки проявляются, на них нужно обращать как можно меньше  внимание , а иногда и полностью игнорировать. Конечно, если поведение опасно или чрезвычайно отвлекает остальных , вы должны постараться его остановить (например, выведя ребенка из помещения или же физически подсказывая ему держать руки вдоль тела). Однако делать это нужно, предоставляя ребенку как можно меньше внимания, с минимальным зрительным контактом и минимумом слов. Когда вы предоставляете минимум внимания, вы обходите «подводные камни», одновременно лишая ребенка «награды» в виде вашего повышенного внимания, которое поддерживает его поведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Игры о нормах поведения в природной среде"

Дети, с их интересом ко всему окружающему, принимают знания о природе, о себе, как человеке значимом в природе....

Стратегия работы с агрессивными детьми

Стратегия - это метод работы, направленный на уменьшение агрессивных реакций ребенка, снижение мотивации агрессии, обучению выбору других форм выражения чувств и эмоциональных состояний....

ДОКЛАД на тему: «Стратегия работы педагога-психолога с гиперактивными, агрессивными детьми»

Повышенная гиперактивность, агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, врачей, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, ...

Статья «Организация и содержание учебно-воспитательного процесса по обучению дошкольников безопасному поведению в окружающей среде»

Среди актуальных проблем образования особо следует выделять формирование безопасного поведения детей в окружающей среде, которое позволит развивать у обучающихся умения и навыки безопасного участия в ...

Принципы и стратегии работы с метафорическими картами

Основные принципы работы с метафорическими картами можно представить в виде пяти утверждений:1. Метафорические карты не являются диагностическим средством для психологического заключения, постановки д...

Выступление на семинаре на тему: «Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде через внеурочную деятельность для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках ФГОС»

Актуальной  проблемой современной  жизни  являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, экстремальные ситуации.  Правильное поведение нередко спа...

Стратегии работы с агрессивными детьми

В материале приводятся основные стратегии работы писхолога с детьми, демонстрирующими агрессивное поведение, рекомендации родителям и педагогам....