Использование камешек Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
картотека по коррекционной педагогике

Андреева Ирина Александровна

В коррекционной работе специалисты для достижения хороших результатов применяют нестандартные,  инновационные пособия. Одним из таких пособий являются камешки Марблс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШЕК МАРБЛС В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬСИ С ОВЗ.

В магазинах сувениров или флористических отделах можно увидеть стеклянные вазы, наполненные красивыми переливающимися стеклянными округлыми или овальными, квадратными   предметами разной величины. Это и есть камешки Марблс. Название свое они получили от английского слова, означающего «мрамор». Ведь во времена Древней Греции камушки для забавы изготавливали именно из этого материала, хотя иногда их делали из глины и керамики. В настоящее время популярны стеклянные камешки. Современные дизайнеры широко используют их для декорирования и оформления интерьеров, цветочных композиций, сервировки стола.

Еще они применяются в аквариумистике, для наполнения и создания красивой атмосферы в аквариумах, ведь в воде необычная окраска переливается перламутром. Но благодаря своей гладкой лакированной поверхности и насыщенным ярким цветам стеклянные шарики очень привлекательны. Промышленностью выпускаются специальные коллекционные экземпляры, полупрозрачные, с рисунком или специальными включениями в виде травинок, насекомых и т.д.

Марблс бывают объемными шаровидными и плоскими – овальными или круглыми, прозрачными как слеза и мутными, окрашенными и в разводах. Красота камешков завораживает на столько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть с ними. Данное пособие является нетрадиционным и активно используется в коррекционно-развивающей деятельности. Разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику – необходимый элемент в системе коррекционного воздействия.

Коррекционные цели в играх с применением камешек Марблс:

  1. Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной сменетонуса мускулатуры рук ребенка
  2. Формировать правильный захват камешка кистью
  3. Упражнять в ориентировке на плоскости
  4. Упражнять в согласовании прилагательных и существительных
  5. Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении всех частей речи
  6. Развивать связную, фразовую речь
  7. Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы
  8. Проводить профилактику дисграфии, автоматизации звуков в слове
  9. Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие и фантазию ребенка
  10. Развивать образное мышление, зрительное внимание, память
  11. Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца, заинтересованности в игре

ЗАНЯТИЯ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ

В возрасте от 1 года до 3-х преимущественным направлением становится сенсорика и звукоподражание. На данном этапе важно заметить низкие темпы психического и психологического прогресса и направить усилия на коррекцию и выравнивание замедленных темпов. Правильно и своевременно организованная коррекционно – педагогическая и логопедическая помощь дает возможность ребятишкам с задержкой в развитии догнать своих сверстников. Приведем некоторые примеры игр с камушками Марблс.

  • В просторную емкость насыпьте разноцветные стекляшки. Предложите перекладывать каждый в другую тарелку или мисочку. Делать это можно руками, ложечкой или ситечком, словно вылавливать рыбку.
  • Среди блестяшек спрячьте маленьких пластмассовых или резиновых животных. Пусть малыш запустит руку и найдет фигурку на ощупь. Вытаскивая – называйте животное, рассказывайте как оно говорит, стимулируйте кроху произносить следом за вами. Можно побеседовать о том, где живет это животное, чем питается, применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы – образовать новые слова.
  • «Покорми меня» — расставьте фигурки животных или кукол вокруг, возле каждой поставьте маленькую тарелочку и предложите покормить «гостей», накладывая ложкой в каждую тарелку «угощение». Для деток постарше можно усложнить задание, предлагая выбирать в каждую тарелочку угощение заданного цвета.
  • Если у вас стеклышки разной величины – используйте для формирования понятия «большой – маленький», сортируя по размеру в несколько стаканчиков.
  • Начало математических знаний в раннем дошкольном периоде: соотношение «один – много», обыграйте с помощью вырезанных из картона птичек: «сколько зернышек мы дадим этой птичке – одно, а другой?».
  • Из плоских овалов удобно строить дорожку – красного, желтого, синего цвета или с чередованием двух или более и соблюдением последовательности – такое задание хорошо тренирует внимание.
  • Выложите различные простые геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник.
  • Совместите игру с лепкой – вдавливать в пластилин или глину гладкие блестяшки очень весело и полезно для пальчиков, а если слепить фигуру, то можно ее еще и украсить.

ИГРЫ ДЛЯ БОЛЕЕ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

После трех – четырех лет можно сделать упор на правильность произношения, совершенствование фонематического слуха, изучение состава слов, составление предложений. В этот период усиливается познавательная активность, усваиваются и закрепляются познания об окружающем мире, расширяется понятийный запас. Улучшение двигательных навыков кисти помогает в дальнейшем держать карандаш, кисточку при рисовании, а в школьном возрасте – ручку, делает письмо более плавным и четким, нарабатываются предпосылки к обучению в школе.

  • «Волшебная корзинка» — доставать из корзинки, прикрытой салфеткой, по одному, называть цвет и придумывать что еще может быть так раскрашено (например, желтый – солнышко, одуванчик, лимон и т.д.; красный – помидор, мак, клубника и т.д.).
  • «Рисовать» с помощью стекляшек буквы и цифры, можно по заранее нарисованному контуру, если ребенок хорошо справляется – произвольно, без контура – это хорошо развивает пространственную ориентацию.
  • Нарисуйте на листе бумаги квадрат или прямоугольник. Попросите положить стеклышко в левый верхний угол, в правый нижний, над квадратом, под ним и т.д.
  • Состав слова: произносить, разделяя на слоги, на каждый доставать камешек. Подсчитывать сколько слогов в слове.
  • Выкладывать красными стеклышками гласные, синими – согласные. Произнося слово определить положение звука, какой он – твердый или мягкий. Придумать другие слова с этим звуком.
  • «Мастер — ремонтник» — выложите часть изображения, дайте возможность дополнить рисунок, чтобы получилась полная буква. Точно также можно «ремонтировать» сочетания букв.
  • «Крестики – нолики» — каждому участнику выдаются фишки определенного цвета. На бумаге расчерчиваются клеточки, которые нужно заполнить, выстраивая линию и опережая соперника.
  • «Веселый тир» — установите на краю стола коробку или кусок картона. Расположите шарики в линию перед ним. Прокатывая другой шар, старайтесь выбить стоящие в линию, из ряда.
  • Покатайте шар друг другу, называя предмет в единственном числе, ребенок – во множественном.
  • Употребление камешков в деятельности по изучению различных лексических тем: их выкладывают по заранее подготовленной картинке, как мозаику в виде фруктов, зверей, одежды и т.д.
  • Счетные операции: последовательный счет, обратный, сложение и вычитание, понятия больше – меньше.
  • Соревнование на ловкость: перекладывать крупные блестящие фишки пальцами ножек.

Данные игры способствуют повышению речевой, мозговой  активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.»

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть...

Презентация "Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе"

Рекомендации по использованию камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста....

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Опыт коррекционно-развивающей работы с использованием камешков марблс...

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Игры с камешками марблс - разноцветное счастье для ...

Использование камушков марблс в коррекционно – развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Данный материал редставляет собой краткое описание дидактических игр с применение камушков марблс для коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Его могут применять на практике как учит...

Использование камешков МАРБЛС в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ

Всем известно, что свои особенности есть у детей, отнесённых к категории ОВЗ.И в своей работе мне часто приходится сталкиваться с различными психоэмоциональными нарушениями у детей...

Использование камешков Марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста

Проанализировав  возможности разных здоровьесберегающих технологий, учитывая особенности детей нашей группы, мы пришли к выводу, что оптимальное сочетание – развитие моторного праксиса, выс...