Главные вкладки

    Пример карты обследования дефектологом.
    методическая разработка по коррекционной педагогике

    Коротченко Яна Юрьевна

    В материале представлен пример карты обследования ребенка с задержкой психического развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл defektologicheskaya_karta.docx129.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАРТА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    С ЗПР

    Ф.И. РЕБЕНКА________________________________________________________

    ГРУППА_____________________________________________________________

    ДАТА ЗАЧИСЛЕНИЯ____________________________________________________

    ДАТА ВЫПУСКА_______________________________________________________

    Данные психолого-педагогического обследования

    I. Общие сведения.

    1.Контакт и эмоциональная реакция ребенка на обследование (легко вступает в контакт/трудно; волнуется, спокоен, застенчив, весел, неадекватное поведение________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________)

    2. Понимает инструкции и цели задания (___ выслушивает до конца, __ задает вопросы, __ необходим показ).

    3. Характер деятельности при выполнении задания (интерес, работоспособность, использование помощи и т. д.) _______________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений)

    • Как тебя зовут?
    • Какая у тебя фамилия?
    • Ты девочка или мальчик?
    • Сколько тебе лет?
    • Где ты живешь?
    • С кем ты живешь?
    • Как зовут твою маму?
    • Как зовут твоего папу?
    • Где и кем работает твоя мама?
    • Где и кем работает твой папа?
    • Ты сюда пришел или приехал? На чем?
    • Какие у тебя есть игрушки?
    • Кто водит машину?
    • Кто учит детей?
    • Какое сейчас время года?
    • Как ты догадался?

    II. Характеристика интеллектуальной деятельности

    Восприятие

    Цвет (методика И.В.Дреминой)

    4-5 лет (до5 цветов)____________________________________________________________

    5-6 лет (до 7 цветов) ___________________________________________________________

    6-7 лет (до 9 цветов)___________________________________________________________

    Ритм

    Простые(---; -- -- --; - --; -- -)_____________________________________________________

    Сложные (- -- -; --- -; - -- --;- --- -; -- --- --; --- - --)____________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Особенности восприятия – целостность

    Предлагается сложить квадрат из нескольких частей

    4 года – 3 части_______________________________________________________________

    5 лет – 4 части ________________________________________________________________

    6 лет – 5-6 частей _____________________________________________________________

    Форма

    Тест «Найди одинаковые фигуры» (авт.А.Н.Смирнова)

    4-5 лет (до 3 геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг)______________________

    _____________________________________________________________________________

    5-6 лет (до 5 геометрических фигур)______________________________________________

    6-7 лет (до 7 геометрических фигур)______________________________________________

    Величина

    1.Предметные картинки с предметами различной величины

    4 года – покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,

    широкий, узкий, высокий, низкий _________________________________________

    5 лет – назови по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,

    широкий, узкий, высокий, низкий __________________________________________

    6 лет – скажи наоборот: большой, маленький, длинный, короткий,

    широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий___________________________

    _____________________________________________________________________________

    2. Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке:

    4 года – 3 полоски_____________________________________________________________

    5 лет – 5 полосок _____________________________________________________________

    6 лет – 10 полосок ____________________________________________________________

    Внимание

    4- 5 лет (методика С.Лиепинь)

     

    5-6+ лет (методика С.Лиепинь)

    Мышление

    1.Наглядно-действенное

    Уровень оценивается по таблицам Сегена – восприятие форы.

    4 года________________________________________________________________________

    5 лет _________________________________________________________________________

    6 лет _________________________________________________________________________

    Пирамидка

    2. Наглядно-образное

    «Свободное рисование» (простым карандашом)

    4 года________________________________________________________________________

    5 лет ________________________________________________________________________

    6 лет _________________________________________________________________________

    «Разрезные картинки», «Почтовый ящик»

    Методика «Разложи картинки»

    4-5 лет - 4 картинки ___________________________________________________________

    5-6 лет – 5 картинок ___________________________________________________________

    6-7 лет – 6-7 картинок __________________________________________________________

    3. Словесно-логическое

    4 года – назвать одним словом: огурец – помидор-капуста; платье, кофта, штаны; стакан, тарелка, чашка; стол- стул- кровать______________________________________________

    5 лет – назвать одним словом: огурец – помидор-капуста; платье, кофта, штаны; стакан, тарелка, чашка; стол- стул- кровать______________________________________________

    6 лет – что лишнее: морковь-капуста-яблоко-картофель; платье-сапоги-рубашка-пальто; чашка-тарелка-стол-кастрюля; диван-стол-кровать-ведро._____

    «Четвёртый лишний»

    5 лет ________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    6 лет ________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    «Последовательность событий» (сюжетные картинки)

    5 лет ________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    6 лет ________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    «Загадки»

    6 лет ________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Память

    1.Слуховая память

    Запомни 10 слов (методика А Лурия)

    4 года – до 5 слов_____________________________________________________________________

    6 лет – до 10 слов_____________________________________________________________________

    2. Зрительная память

    Запомни 10 картинок

    4 года _______________________________________________________________________________

    5 лет ________________________________________________________________________________

    6 лет ________________________________________________________________________________

    2. Зрительная память

    «Чего не стало?»

    4 года – до 5 игрушек __________________________________________________________________

    5 лет – 6-7 игрушек ___________________________________________________________________

    6 лет -7-10 игрушек ___________________________________________________________________

    Развитие элементарных математических представлений

    1. Количество и счет

    4 – 5 лет – до 5 _______________________________________________________________________

    5-6 лет – до 10 ________________________________________________________________________

    6-7 лет – до 10 (прямой и обратный счет) _________________________________________________

    2. Геометрические фигуры

    4-5 лет – узнавание геометрических фигур ________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    5-6 лет – различение геометрических форм _______________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    6-7 лет – преобразование геометрических форм ___________________________________________ _____________________________________________________________________________________

    3. Величина

    Сравнение предметов разной длины, ширины, высоты

    4-5 лет – 5 предметов__________________________________________________________________

    5-6 лет – до 10 предметов ______________________________________________________________

    6-7 лет – измерение длины предметов ____________________________________________________

    4. Ориентировка в пространстве

    4-5 лет – определение направления от себя________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    5-6 лет- определение своего положения среди окружающих предметов________________________ _____________________________________________________________________________________

    6-7 лет – ориентировка на листе бумаги в клетку __________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    5. Ориентировка во времени

    4-5 лет – различение частей суток _______________________________________________________

    5-6 лет – называние дней недели_________________________________________________________

    6-7 лет – определение последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времен года _____________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    6. Составление и решение арифметических задач

    7 лет________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Конструктивная деятельность

    1. Умение строить по образцу___________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    2. Умение строить по графическому рисунку______________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    3. Умение строить самостоятельно_______________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    4. Умение зарисовать, обыграть постройку________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

    Особенности речи

    1.Фонематическое восприятие

    1.Повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками

    с 4 лет па-ба та-да ка-га с 5 лет мы-ми та-да-та ка-га-ка с 6 лет па-пя-па са-са-за ши-жи-ши

    2. Выделение заданного звука (м) или (р) из слов: мышь, комар, доска, окно, рама,

    дом, рыба, дрова, стол, шар с 4 лет – из ряда звуков выделить звуки:

    с 4 лет____________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    3. Выделение заданного звука с 5 лет – из ряда слов выделить звуки

    Ш-стена, шум, дом, наш, нос, кошка __________________________________________

    У-нос, ухо, кот, иду, лак, суп_________________________________________________

    К-сом, кот, лоб, мак, дом, окно

    4. Определение первого согласного в словах: мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка

    с 6 лет______________________________________________________________________

    5. Определение последнего согласного: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба

    с 6 лет______________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    6. Определение количества и последовательности звуков в словах: мак, лук, каша, рама

    с 6 лет______________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    7. Придумать слово с заданным звуком

    с 4 лет – придумать по 1 слову на гласные звуки А, У, И

     с 5 лет – придумать по 2 слова со звуками К, А, М (звуки в любой позиции)_____________ _____________________________________________________________________________

    с 6 лет – придумать слова со звуками С. Ч, И (в начале , середине, конце слова)_________

    _____________________________________________________________________________

    2. Звукопроизношение (5-6 лет)

    произносит все звуки __________________________________________________________

    нарушено произношение 1-2 звуков, звуки в стадии автоматизации____________________

    нарушена одна группа звуков____________________________________________________

    нарушены две группы звуков____________________________________________________

    ______________________________________________________________________________

    3. Лексика-грамматика

    Исследование состояния экспрессивной речи

    1. Активный словарь

    1.1. Названия частей тела и предметов (на ребёнке, на предметах):

    4 года

    5 лет

    6+ лет

    4 года

    5 лет

    6+ лет

    Ноги

    Сиденье

    Руки

    Спинка

    Голова

    Ножки

    Глаза

    Рукав

    -

    Уши

    Воротник

    -

    Нос

    -

    Пуговица

    -

    Рот

    -

    Молния

    -

    Шея

    -

    Петля

    -

    Живот

    -

    Кузов

    Грудь

    -

    Колеса

    Локоть

    -

    -

    Кабина

    -

    Ладонь

    -

    -

    Руль

    -

    Затылок

    -

    -

    Фары

    -

    -

    Висок

    -

    -

    Мотор

    -

    -

    1.2 Обобщающие понятия.

    Назвать одним словом

    4 ода

    5 лет

    6+лет

    Мяч, кукла, машинка

    Чашка, тарелка, ложка

    Футболка, куртка, шорты

    Тапки, сапоги, ботинки

    Стол, стул, шкаф

    -

    Яблоко, банан, апельсин

    -

    Огурец, помидор, морковь

    -

    Автобус, самолет, пароход

    -

    Клубника, смородина, малина

    -

    -

    Кошка, собака, свинья

    -

    -

    Волк, лиса, заяц

    -

    -

    Ворона, сова, воробей

    -

    -

    1.3Глагольный словарь

    Назвать действие (по картинкам)

    4 года

    5 лет

    6+лет

    Что делает мальчик? (ест)

    Что делает девочка? (спит)

    Что делают дети? (играют)

    Что делает птица? (летит)

    Что делают рыбки? (плавают)

    Что делают машины? (едут)

    Как передвигается     птица

    -

                                         рыба

    -

                                          змея  

    -

                                          лягушка  

    -

    Как подает голос    кошка

    -

                                     собака

    -

                                     корова

    -

                                     петух

    -

                                     ворона

    -

    -

                                     кукушка

    -

    -

                                     лошадь

    -

    -

                                     овца

    -

    -

                                     волк

    -

    -

    Что делает              врач

    -

    -

                                     учитель  

    -

    -

                                     продавец

    -

    -

                                     повар

    -

    -

                                     швея

    -

    -

    1.4. Словарь прилагательных.

    параметры

    название

    4 года

    5 лет

    6+лет

    Цвета

    Красный

    Синий

    Зеленый

    Желтый

    Белый

    Черный

    Оранжевый

    Голубой

    Фиолетовый

    Розовый

    Коричневый

    Серый

    Формы

    Мяч круглый

    Доска квадратная

    Солнце круглое

    -

    Подушка квадратная

    -

    Пирамидка треугольная

    -

    Огурец квадратный

    -

    Руль круглый

    -

    Окно квадратное

    -

    Ёлка треугольная

    -

    Лимон овальный

    -

    Антонимы

    Большой-маленький

    Длинный-короткий

    Высокий-низкий

    -

    Толстый-тонкий

    -

    Широкий-узкий

    -

    -

    2. Состояние словоизменения.

    2.1. Употребление формы именительного и родительного падежа множественного числа существительных (много чего?):

    Ответить по картинкам

    4 года

    5 лет

    6+ лет

    Дом

    Стул

    Глаз

    Дерево

    Стул

    Глаз

    Дерево

    Воробей

    Береза

    Карандаш

    -

    Лист

    -

    Рот

    -

    -

    Сон

    -

    -

    Лев

    -

    -

    2.2. Употребление предложно-падежных конструкций

    Ответить по картинкам

    Предлог

    4 года

    5 лет

    6+лет

    Где стоят свечи?

    НА

    Где лежат фрукты?

    В

    Где летает бабочка?

    НАД

    Где спрятался мальчик?

    ПОД

    Где сидит сова?

    НА

    -

    Где стоит коза?

    ЗА

    -

    Где растет ёлка?

    ОКОЛО

    -

    Где спрятался ёжик?

    ПОД

    -

    -

    Откуда вылезает ёжик?

    ИЗ- ПОД

    -

    -

    Где спряталась кошка?

    ЗА

    -

    -

    Откуда вылезает кошка?

    ИЗ- ЗА

    -

    -

    2.3. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе:

    Назвать по картинкам                   5 лет                            6 лет

    Красный мяч

    Синий шар

    Жёлтое ведро

    2.4.Согласование числительных два и пять с существительными:

    Назвать по картинкам                    5 лет                           6 лет

    Две тетради

    Пять тетрадей

    Два яблока

    Пять яблок

    Два карандаша

    Пять карандашей

    3. Состояние словообразования.

    3.1. Образование существительных с ум. – ласк. суффиксами.

      4 года: стол___________________. Чашка______________________

      5 лет:   стол___________________. Чашка______________________. Кукла________________

      6 + лет: стол__________________. Чашка______________________. Кукла_________________

                    Кровать_______________.Шкаф_______________.Миска________________.Ключ______

                    _______________. Звезда_______________________.

    3.2. Образование названий детенышей животных

    Назвать детенышей

    4 года

    5 лет

    6+ лет

    У кошки

    У утки

    У лисы

    У зайца

    -

    У волка

    -

    У белки

    -

    У медведя

    -

    У козы

    -

    -

    У коровы

    -

    -

    У лошади

    -

    -

    У собаки

    -

    -

    У овцы

    -

    -

    3.4.Образование притяжательных прилагательных от существительны(ответить по картинкам 6 л.)

    Очки бабушки_______________________________________________________________________

    Туфли мамы_________________________________________________________________________

    Усы кошки__________________________________________________________________________

    Хвост лисы__________________________________________________________________________

    Берлога медведя______________________________________________________________________

    3.5.Образование приставочных глаголов.( назвать действия по картинкам 6 лет)

    Мальчик из дома…ВЫХОДИТ

    Мальчик к дому…ПОДХОДИТ

    Мальчик улицу…ПЕРЕХОДИТ

    Мальчик от дома…ОТХОДИТ

    Мальчик за дом ЗАХОДИТ

    Мальчик в дом…ВХОДИТ

    4. Связная речь

    1. Пересказ

    4 года ( Ребята пошли в лес. Под кустом нашли ежа. Они положили ежа в шапку и пришли домой. Дома они напоили ежа молоком.)________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5 лет ( В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала, молоко потекло. Кот лакал молоко.)_____________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ( Живёт в лесу ёжик. Летом ёжик сыт. Он ест мышей, лягушек, жуков. Зимой нет еды для ёжика. Ёжик всю зиму спит)__________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6 лет ( Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камешки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась и галка стала пить.)___________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    (В лесу стояла большая ель. В ели было дупло. В дупле было гнездо белки. Коля пошёл в лес и нашёл маленькую белку. Коля посадил белку в клетку. Жила белка и Коли в клетке)

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Рассказ по серии сюжетных картин

    4 года – 2 картинки____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    5 лет – 3 картинки_____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    6 лет – 4 картинки_____________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Рассказ по сюжетной картине

    4 года _______________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    5 лет________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    6 лет________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Описательный рассказ

    5 лет ( «Яблоко»)______________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    6 лет («Мягкая игрушка»)______________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Заключение: ___________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дата__________________________________________________________________Дефектолог_____________________________________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом

    Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобен для текущего годового обследования. Учтены ...

    Карта обследования ребёнка с ЗПР дефектологом

    Карта составлена на основе изучения многих предложенных психолого-педагогических и логопедических обследований. Итоговый результат многих лет работы. Удобна для текущего годового обследования. Учтены ...

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)

    Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....

    обследование дефектолога (в помощь начинающему специалисту)

    Методические рекомендации содержат краткую информацию по направлениям обследования учителем-дефектологом детей от 3 до 7 лет с указанием метода обследования (автоский подход)....

    Пример. АКТ обследования жилищно-бытовых, социальных условий жизни семьи …….. и несовершеннолетних детей ……. посещающих МБДОУ № «………….»

    Обследование печного отопления, электропроводки, наличие датчиков пожарной сигнализации......

    Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

    Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...