зрительные физминутки
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Подлеснова Нэля Михайловна

использование зрительных физминуток во время поведения занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zritelnyh_fizminutok.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Использование зрительных физминуток во время проведения занятий.

         

          Любая  образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм  дошкольников, ведь  для них характерна неустойчивость нервных процессов. Дети  быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.                    

          Основная задача педагога – создать условия для недопущения переутомления, своевременно снять его при возникновении.  

         Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.      

           Больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять  на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.      

          Веселые физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день  по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

           Гимнастика бывает:

 - игровая коррекционная физминутка;

- с предметами;

- по зрительным тренажѐрам;

- комплексы по словесным инструкциям.  

            При подборе гимнастики для глаз учитывается  возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети  во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка». Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

Электронные зрительные  физминутки.

 Электронные физминутки несут в себе несколько функций. Основная их цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов.  

Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения.

1. «День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.

 2. «Сережки» Массировать мочки ушных раковин (зажать мочки уха большим и указательным пальцами).  

3. «Буратино» Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклонившись вперед, к стулу, – выдох. Повторить 5– 10 раз.  

Корригирующая гимнастика для глаз

1. Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения):  Моргайте на каждый вдох и выдох.

2. «Вижу палец!»: Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой

руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

3. «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): Вытянуть руку вперѐд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнѐт двоиться. Повторить 6-8 раз.

 4. «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

5. «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): Двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

6. «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите, или рисуйте чтонибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ограниченными зрительными возможностями (амблиопия и косоглазие) по развитию зрительного восприятия сюжетного изображения "Рыбаки"

Данное занятие было показано в ноябре 2007 г. слушателям Всероссийского обучающего семинара "Актуальные проблемы организации обучения детей с нарушением зрения в образовательных учреждениях разного ти...

Игра-упражнение для предотвращения зрительного (зрительно-психогенного и зрительно-вегетативного) утомления у детей «Пальчик-мальчик»

Профилактика зрительного утомления и близорукостиИгру-упражнение могут использовать воспитатели и логопеды детских садов на своих занятиях для предотвращения зрительного (зрительно-психогенного и зрит...

Комплексы утренней, дыхательной, зрительной гимнастик, комплекс физминутки для детей старшего дошкольного возраста, сентябрь.

Комплексы утренней, дыхательной, зрительной гимнастик, комплекс  физминутки для детей старшего дошкольного возраста, сентябрь. Дети старшего дошкольного возрастаУтренняя гимнастикаГимнастика...

Картотеки к Планам по воспитательно-образовательной работе:пальчиковая гимнастика;речевые игры;загадки;физминутки;зрительная гимнастика в картинках.

Коррекционная педагогика.Картотеки к Планам по воспитательно-образовательной работе:пальчиковая гимнастика;речевые игры;загадки;физминутки;зрительная гимнастика в картинках;комплексы пальчиковых и зри...

Пальчиковая и зрительная гимнастика, а также физминутки для детей старшей группы по календарно-тематическому планированию на учебный год

Календарно-тематический план зрительных гимнастик, физкультминуток, пальчиковых гимнастик, двигательных упражнений в старшей группе  Месяц,темаНеделяВид гимнастикиСтихиДвиженияСентябрьОвощи. Фрук...