Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями
консультация по коррекционной педагогике

Теплых Оксана Николаевна

 "Музыка не только фактор,

облагораживающий, воспитательный.

Музыка - целитель здоровья."

(В.М. Бехтерев.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия  для детей с ограниченными возможностями

 

         Музыка не только фактор,

облагораживающий, воспитательный.

Музыка - целитель здоровья.

(В.М. Бехтерев.)

    Детство - наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей.

    Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

    Понятие «дети с ограниченными возможностями» имеет свою предысторию. Так, в начале 20 века. В.П.Кащенко предложил термин «исключительные дети», подчеркивая их психологическое своеобразие и значительный психологический потенциал, который может реализоваться при правильной коррекционной работе. Но уже после 1918 г. стал использоваться термин «дефективные дети», когда ведущее значение придавалось самому дефекту, и вся работа была направлена на его компенсацию. Дефект, что по латински означает «недостаток», отражает недостаточность определенных функциональных систем]. Уже в 50-х годах в различных исследованиях по специальной психологии стало чаще применяться понятие «аномальные дети», в котором акцент делался не на самом дефекте, а на вызываемом им аномальном развитии. Оно является основной причиной социально-психологической дезадаптации ребенка.

       Последние 30 лет стали отдавать предпочтение понятию «дети с отклонениями в развитии», т.к. специальное обучение распространилось и на умеренные нарушения в развитии, хорошо поддающиеся коррекции. Дети с отклонениями в развитии – это те дети, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социально-психологическойдезадаптации. При этом выделяют следующие категории детей с различными отклонениями в развитии: 1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, поздно оглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); 4) дети с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые дети, дети с ЗПР); понятие интеллектуальной недостаточности; 5) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 6) дети с девиантным поведениемэто,  поступок, действие человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам,;7) дети с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемота, слепые умственно отсталые, глухие умственно-отсталые и др.). 8) дети-сироты; 9) дети-инвалиды; 10) дети группы риска (по школьной дезадаптации); 11) дети с эмоционально-волевыми нарушениями (, психопатии, аутизм).

         Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем. Дети с нарушениями в развитии  являются особой категорией, в работе с которыми искусство, музыка оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

                 И это не случайно, ведь ещё в древние времена  было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его внутреннее состояние.

         Виднейший врач древности Авиценна тысячи лет назад лечил музыкой психические заболевания, Асклепид звуками музыки усмирял раздоры, Демокрит рекомендовал слушать флейту для исцеления при смертельных инфекциях. Известны суждения Платона: «Музыка влияет на эмоциональное состояние человека, восстанавливает гармонию».

Практическое использование музыки как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале 20 века и успешно продолжается до сих пор.

Существует множество разных методик психологической помощи детям: игротерапия, сказкотерапия, арт – терапия, песочная терапия-что мы видели у Ольги Вл, музыкотерапия  и другие, эффективность этих методик уже давно доказана.

Всем известно, что музыка воздействует на эмоциональную сферу человека: с помощью музыкального ритма устанавливается равновесие в деятельности нервной системы, успокаиваются слишком возбудимые темпераменты, и, напротив, возбуждаются заторможенные.

Музыкотерапия, т. е. терапия музыкой всегда являлась одним из  направлений социо-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний, это метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств.

Отклонения в развитии делятся наследующие группы:

1. По патогенезу (механизму патологических изменений) 1.1.Органические нарушения. При этом в нервной системе можно обнаружить структурные, биохимические очаги поражения, связанные с выраженным или длительным воздействием на нервную ткань патогенного фактора или обусловленные наследственной предрасположенностью к ее повреждению.

1.2 Функциональные нарушения. Основаны на динамических расстройствах нервной деятельности, рассогласованности, неуравновешенности работы отдельных психологических систем и зон ЦНС. Это связано с повышенной возбудимостью или заторможенностью, а также с неустойчивостью функциональных систем.

2. По этиологии (причины патологических нарушений)

2.1 Наследственные нарушения. Генетические заболевание, в частности, проявляющиеся в нарушениях обмена веществ в ткани головного мозга. Наследуются определенные формы олигофрении, болезнь Дауна, глухота, слепота.

2.2 Врожденные нарушения. Аномалии, связанные с алкоголизмом и наркоманией родителей, неблагоприятным протеканием беременности, что вызывает развитие у ребенка, в частности, умственной отсталости. Патогенные факторы, действующие на плод в период внутриутробного развития - это инфекции, физические и психические травмы, токсикозы беременности, интоксикации: неправильное питание матери, ее эндокринные заболевания, бесконтрольный прием лекарственных препаратов; резус-несовместимость плода и матери.

2.3 Приобретенные аномалии

А - Родовые (натальные) нарушения. Механические повреждения плода, асфиксия, внутримозговое кровоизлияние.

Б - Послеродовые (постнатальные) расстройства. Нейроинфекции (менингит, полиомиелит, энцефалит), черепно-мозговые травмы, заболевания головного мозга (сосудистые).

2.4. Психогенные нарушения

А - социально-психологические нарушения, вызываемые неблагоприятными семейными условиями воспитания ребенка (что вызывает, в частности, «педагогическую запущенность»).

В - индивидуально-психологические нарушения (как вторичное углубление психологических проблем, вызываемых самим ребенком); явления социальной и психической депривации; проблемы эмоционально-личностного развития.

Формы музыкальной терапии

Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

 Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нѐм активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.

 Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

 Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.          На занятиях дети водят хороводы, слушают и поют песни, играют на музыкальных инструментах, читают стихи, театрализуют действия, участвуют в постановках музыкальных сказок, в музыкально-ритмических композициях.

         Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу, дети достаточно легко  выражают свое отношение к музыке словесно, через движения, в театральной постановке, что благотворно сказывается на коррекционном процессе детей с ограниченными возможностями.

         Во время занятий дети постепенно осваивают и выполняют несложные движения под музыку, у них появляется песенный репертуар, который обновляется в процессе занятий.

Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

1. Приветствие.Здравствуйте ладошки…  Я здороваюсь везде…
2. Ритмическая разминка.Веселые ладошки… кулачки…разминка
3. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.Две свинки…

дыхательная гимнастика           Снежинки

самомассаж
4. Пение.
распевание по мнемотабл ла-ла… запилила пила..
5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
Марш дер сол..деление на части ,хлопки
6. Танцы, хороводы.
Пой, пой, весе..
7. Игры.
8. Прощание.
КНИГИ   ПОКА ЗАТЬ

Методика музыкального воспитания имеет коррекционную направленность в решении образовательных, воспитательных задач. Музыкотерапия — это своеобразное психокоррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептивное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии. Коррекционно-направленная музыкальная деятельность — психолого-педагогически ориентированная форма художественной деятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства. Музыкальные занятия — форма музыкальной деятельности, обеспечивающая музыкально-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных особенностей. Предметом методики музыкального развития являются теория и практика музыкального коррекционного воспитания детей с ограниченными возможностями, включающие в себя изучение особенностей, технологий, условий, обеспечивающих коррекционно-развивающий и музыкально-терапевтический процесс использования музыкального искусства в работе с детьми с ограниченными возможностями. Методика музыкального воспитания имеет цель — формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с ограниченными возможностями. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями:

1. Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художественную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами музыки.

2. Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечивать музыкально-эмоциональное развитие детей, а также отзывчивость на классическую музыку — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.

3. Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном искусстве,  их участие в музыкальной деятельности. Обеспечивать детям музыкальные впечатления, развивать сенсорно-музыкальные способности ребёнка, ладово-высотный, тембровый, динамический, ритмический слух, содействуя проявлению музыкального вкуса, вначале формируя избирательное, а затем уже и оценочное отношение к музыке.

4. Активизировать потенциальные возможности ребёнка в сфере музыкального развития, а также обеспечить развитие нравственно-эстетических, эмоционально-художественных и коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыки.

5. Формировать предпосылки и элементарные музыкально-творческие проявления, а также способность выражения собственного Я во всех видах музыкальной деятельности, доступных для детей.

6. Осуществлять средствами музыки профилактику и коррекцию имеющихся у детей отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой и моторной сферах, обеспечить условия для социокультурной адаптации детей посредством общения с музыкальным искусством в музыкальной деятельности. Задачи коррекционного развития дошкольников с ограниченными возможностями в каждом возрастном периоде конкретизируются в зависимости от возраста, характера и особенностей имеющихся у детей данной категории нарушений.

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

  • помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
  • помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
  • музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
  • косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии.

Достоинствами музыкотерапии, как технологии социальной работы с детьми-инвалидами являются:

1. Абсолютная безвредность;

2. Легкость и простота применения;

 3. Возможность контроля;

 4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

Итак,  мы можем сделать вывод, что методика музыкального воспитания для детей с проблемами в развитии является частной педагогической методикой, которая изучает закономерности музыкального воспитания, обучения и развития детей с проблемами, а также раскрывает пути и технологию коррекции средствами музыки различных отклонений в развитии детей с нарушениями зрения, слуха, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

На основании вышесказанного, можно сделать следующий выводы:

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию.

Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Технология музыкальной терапии очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей-инвалидов по разным причинам.

Она не требует специального назначения врача, что позволяет проводить ее такими специалистами, как психологи, педагоги, социальные работники и т.д.

Технология музыкальной терапии в социальной работе с детьми-инвалидами актуальна т.к. она может использоваться в таких социальных службах как реабилитационные центры, стационары, дома-интернаты для детей-инвалидов.

                                  Заключение

Правильно организованное музыкальное воспитание, а именно  систематические занятия с использованием методов и приёмов музыкотерапии, могут стать такими средствами активизации музыкального развития ребенка, которые позволят приобщить детей  с ограниченными возможностями развития к активному восприятию музыки. Итак, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза о том, что применение разработанной нами программы музыкотерапии окажет положительное влияние на процесс коррекционного развития детей с ограниченными возможностями, так и на процесс музыкального воспитания в целом, подтверждена.

Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкотерапии в позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

         Музыка,  делает жизнь ребенка ярче, насыщенней. Дети, и их    родители, забывают, хотя бы на время,  об ограничениях и проблемах, мешающих  ребенку жить и развиваться как обычные сверстники, и становятся просто счастливыми, полноценными людьми, несущими радость в этот мир.

Игра со слушателями курса

Поднимаем настроенье

Руки дружно мы подняли,

Правой кистью помахали.

Ну а левая рука опускается пока,

На колено… не свое, а соседа своего.

Правой ручкой горячо

Мы соседское плечо обнимаем неприлично.

Вам понравилось? Отлично!

Покачались влево, вправо.

Качаетесь отлично! Браво!

Подтянули все живот, руки тянем мы вперед.

Низко-низко все нагнулись.

Разогнулись, подтянулись.

Все погладили живот, улыбнулись во весь рот.

Мы соседа подтолкнем,

И легонько ущепнем.

Настроение подняли?

Мы отлично поиграли!

А теперь народ хороший,

Дружно хлопайте в ладоши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...

Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...

Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"

07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово"  ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме:    " Использование наглядности и ди...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Выступление на конференции "Возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто не может рассказать о своих переживаниях и страхах, а поскольку игра с песком происходит в конт...