Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (ТНР).
материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Борзова Ирина Николаевна

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ  (ТНР).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» с. Мамонтово

                                                                                                                                                                                               Утверждаю:  заведующая МКДОУ

детский сад «Берёзка» с.Мамонтово

                                                                                                                                                                                                   ________________  А.А.Халтурина

                                                                                                                                                                                     Протокол ПМПк №___ от «___»____2017 г.

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ

  1. Общие сведения

ФИО ребенка

Иванов Иван Иванович

Дата рождения

07.03.2013.

группа

№ ___

ФИО родителей

Мама -                                                          Папа -

ФИО педагога (куратора)

воспитатель

ФИО специалистов сопровождения, должность

 педагог-психолог

Борзова Ирина Николаевна -  учитель-логопед

Заключение и рекомендации ТПМПК

Заключение ТПМПК Мамонтовского района № 41 от 23.08.2017.

Рекомендуемая программа обучения: адаптированная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (группа для детей с общим недоразвитием речи) с 01.09.2017 по 31.05.2020г.

Занятия с логопедом, психологом.

Рекомендации по обращению в иные организации, ведомства:  наблюдение  врача-невролога.

Форма обучения

очная

Срок реализации программы сопровождения

2017-2018 учебный год

Наличие инвалидности

нет

  1. Заключение и рекомендации ПМПк  МКДОУ детский сад «Берёзка»
  1. Основные особенности воспитанника (на основе обследования специалистов)

Характер деятельности

Быстро утомляется. Медлителен, но всегда доводит дело до конца, внимателен.

Особенности  мышления

Мышление наглядно-образное, соответствует возрастной норме.

Особенности поведения, общения

Предпочитает быть в одиночестве. Общение со сверстниками эмоционально-практическое.

Особенности моторного развития, мелкой моторики рук

Общая моторика сформирована недостаточно: объем движений полный, но они неловкие, недифференцированные; путает стороны тела, ведущую руку. Мелкая моторика сформирована  недостаточно: объем движений пальцев рук недостаточно полный.

Особенности речевого развития

При обследовании артикуляционной моторики фиксируются ограничения объема движений, трудности изменения заданного положения, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная точность. Понимание обращенной речи не нарушено. Состояние звукопроизношения: звукопроизношение нарушено.

Состояние  фонематических процессов: фонематическое восприятие сформировано недостаточно,  допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками.

Звуковой анализ слов: сформирован недостаточно, затрудняется определить наличие звука  в слове, отобрать картинки на заданный звук.

Слоговая структура:  нарушена в сложных словах, во фразах.

Словарный запас: ниже возрастной нормы, характеризуется бедностью неточностью.

Грамматический строй речи:  не соответствует возрастной норме, ошибки при употреблении предлогов, согласовании существительных с числительными, прилагательными, глаголами.

Связная речь:  сформирована недостаточно, при пересказе  используются повторные наводящие вопросы, отмечаются пропуски отдельных моментов, нарушения связности изложения.

Логопедическое заключение: ОНР – 2 уровень, неврозоподобное заикание тоно-клонической формы

  1. Создание специальных образовательных условий

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления работы

Форма проведения занятий

Продолжительность и частота

Педагог-психолог

Психологическая помощь

индивидуально

1 раз в неделю, 20 мин.

фронтально

1 раз в неделю, 20 мин.

Учитель-логопед

Логопедическая помощь

индивидуально

2-3 раза в неделю, 15-20 мин.

Воспитатель

Педагогическая помощь

разнообразные

пять дней в неделю

Музыкальный руководитель

Педагогическая помощь

фронтально

2 раза в неделю, 15-20 мин.

Инструктор по физической культуре

Педагогическая помощь

фронтально

2 раза в неделю, 15-20 мин

Специальные условия необходимые для обучения и воспитания

Режим

Пять дней в неделю, полный день

Организация пространства

Помещения создающие условия для игровой деятельности (игровые уголки). Помещение или учебная зона, создающие условия для коррекции речи (логопедический кабинет, методические пособия, зеркало с лампой дополнительного освещения, стол и стулья для занятий у зеркала).

Технические средства обучения

Не нуждается

Специальный дидактический методический материал

Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Планы, схемы для составления рассказов. Карточки по лексическим темам.

  1. План коррекционной работы

План работы педагога-психолога

Направления коррекционно-развивающей работы

Ожидаемый результат

Формы оценки результатов работы:  + сформировано

+ -  в стадии формирования

 -  не сформировано

1.

Стимулировать положительное самоощущение.

Стабилизировать эмоциональный фон.

Развивать у ребенка осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах.

Повышать чувство защищенности.

Развивать способность давать себе оценку «хороший», пытаясь ее мотивировать; развивать положительную самооценку.

Стимулировать проявления целенаправленности; потребность улучшать качество своей деятельности; проявление в играх положительных эмоций.

Формировать умения самостоятельно или с незначительной помощью взрослых преодолевать затруднения в деятельности, ставить предметно-практические, игровые, элементарные коммуникативные и познавательные цели и достигать их, определять средства и создавать условия для их достижения; достигать результата, проявляя действенную самостоятельность; развернуто отражать в речи цели, намерения, средства, условия и этапы их реализации, результат; называть выполняемые действия и их последовательность, предшествующие и последующие действия, отдельные эмоциональные состояния, как положительные, так и отрицательные.

Развивать выразительность средств общения, диалогическое общение.

Формировать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослым, ситуативно-деловую форму общения со сверстниками.

– способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

– проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;

– выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый);

– соблюдает в игре элементарные правила;

– осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;

– проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

– замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;

– выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

2.

Поощрять стремление объяснять мир; исследовательскую активность; желание задавать вопросы познавательного характера.

Формировать устойчивый интерес к слушанию художественной литературы; умения проявлять эмоциональное отношение к героям, давать им эмоциональную оценку и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий.

Вызывать сочувствие и сопереживание положительным персонажам; поддерживать стремление содействовать им, радоваться победе добра над злом.

– понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

– усваивает сведения о мире людей и рукотворных материалах;

– обладает навыком моделирования различных действий, направленных на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности (показ руками, пантомимические действия на основе тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей);

– считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;

– знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

– планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого;

– может заниматься, не отвлекаясь в течение трех-пяти минут;

– показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

– выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

3.

Развивать навыки диалогического общения.

Учить отражать в речи жизненные ситуации, целостные сюжетные, изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, эмоциональное отношение к героям; давать эмоциональную оценку героям литературных произведений и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий, выражать в речи сочувствие и сопереживание положительным героям.

– пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;

– называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;

– участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);

– рассказывает двустишья и простые потешки;

– использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;

– произносит простые по артикуляции звуки;

– воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке;

4.

Формировать умения совершать точные прицельные движения руками, дифференцировать движения правой и левой руки, дифференцировать ведущую руку; точно выполнять мелкомоторные движения, действуя с предметами, в том числе мелкими; согласовывать свои движения с движениями других детей, ориентироваться на заданный темп движений, менять темп движения по сигналу, передавать в движении заданный ритм.

Развивать элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников.

Стимулировать стремление качественно выполнять действия.

Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние.

Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.

– стремится принимать активное участие в подвижных играх;

– обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);

– обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве, (движение по сенсорным дорожкам и коврикам, погружение и перемещение в сухом бассейне и т. п.);

– реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;

– выполняет по образцу взрослого, а затем самостоятельно простейшие построения и перестроения, физические упражнения в соответствии с указаниями инструктора по физической культуре (воспитателя);

5.

Формировать устойчивый интерес к прекрасному; умение отражать в речи свои переживания, соотносить воспринятое со своим опытом, знаниями, переживаниями, представлениями, любоваться красивым, замечать средства художественной выразительности, давать эмоционально-эстетические оценки, мотивировать их, замечать прекрасное в повседневной жизни, в непосредственном окружении, общаться по поводу воспринятого, принимать  задачу взрослого создавать что-то определенное, подчинять ей свои усилия, до начала деятельности достаточно развернуто формулировать замысел, развивать замысел в процессе деятельности, реализовывать замысел.

– эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам;

– владеет некоторыми операционально-техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом, мелками;

– с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах;

План работы учителя-логопеда

Направления коррекционно-развивающей работы

Ожидаемый результат

Формы оценки результатов работы:  + сформировано

+ -  в стадии формирования

 -  не сформировано

1

Подготовительный этап: подготовка к коррекционной работе (вызвать интерес к логопедическим занятиям, сформировать и развить артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков).

- проявляет интерес к логопедическим занятиям;

- знает и выполняет упражнения артикуляционной гимнастики;

- выполняет упражнения на дыхание.

2

Формирование произносительных умений и навыков: устранение дефектного звукопроизношения, развитие умений и навыков  дифференцировать звуки, формирование практических умений  и навыков пользования исправленной речью.

– воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке;

– использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;

3

Постановка звуков  К, КЬ, С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Ж,Щ Л, ЛЬ, РЬ,  Р.

-произносит простые по артикуляции звуки;

- звукопроизношение: в стадии автоматизации звук  К, КЬ, С, СЬ, З, ЗЬ. Постановка Ш, Ж.

дифференциация зв. К-Т.

4

Совершенствование фонематических процессов и звуковой аналитико-синтетической деятельности параллельно с коррекцией звукопроизношения у ребенка.

– прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов;

– владеет простыми формами фонематического анализа;

5

Развитие (совершенствование) психологической базы речи ребенка на отработанном в правильном произношении лексическом материале.

– понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

– называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;

6

Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых ребенком звуков на основе лексико-грамматических форм.

отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;

– пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы

План работы воспитателя группы

Направления деятельности

Ожидаемый результат

Формы оценки результатов работы:  + сформировано

+ -  в стадии формирования

 -  не сформировано

1

Развитие математических представлений

– показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы;

– выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);

– считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета), обозначает итог счета;

2

Формирование пространственно-временных представлений

 – знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь);

3

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

- Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук

 - Развитие тонких и точных движений пальцев рук.

4

Закрепление речевых навыков

 – участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);

– рассказывает двустишья и простые потешки;

– использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;

5

Развитие культурно-гигиенических навыков

– использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого;

– с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого.

6

Развитие социально-коммуникативных навыков

-продуктивное взаимодействие в паре, в ситуациях межгруппового взаимодействия.

 -способность вступать в коммуникацию

– проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;

Содержание и задачи коррекционной и образовательной деятельности по пяти образовательным областям представлены в АОП  для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  детского сада «Берёзка» с.Мамонтово (средняя группа).

Дата составления программы _______________________ 2017 г

Родитель (законный представитель) _____________________________/____________________________

                                                                          Подпись                                            ФИО родителя

Воспитатель (куратор)____________________________/_________________________________________

                                                           Подпись                                             ФИО

Специалисты психолого-медико-педагогического сопровождения:

Педагог-психолог____________________________/___________________________________________

                                                           Подпись                                             ФИО

Учитель-логопед____________________________/___________________________________________

                                                           Подпись                                             ФИО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическая ситуация. Индивидуальная развивающая программа психолого-педагогического сопровождения ребенка».

ГБОУ СОШ № 1877 «Люблино» ЮВОУО г. МоскваБобрышова Елена Ивановна педагог-психолог.Индивидуальная развивающая программа психолого-педагогического сопровождения ребенка». Была разработана  в...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка"

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка"...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка инвалида (соматические заболевания)

В материале представлены описаны условия воспитания и обучения, раскрыты основные разделы работы по развитию психических процессов и развитию графомоторных навыков ребенка с инвалидностью старшего дош...

Программа психолого-педагогическое сопровождение семьи агрессивного ребенка

Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее насущных проблем как для родителей и педагогов, так и для общества в целом. Маленький забияка и драчун становится угрозой благополучию детского ...

Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...