Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Моисеева Ирина Сергеевна

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pp_soprovozhdeniya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

Год обучения - 3 (старшая группа)

Период: 2012-2013 уч. год.

Категория детей: ребенок с легкой УО и алалия.

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма, которые создают предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.

Развитие дошкольника с ОВЗ подчиняется основным закономерностям психического развития детей в норме. В то же время отмечается наличие специфических закономерностей развития психики, обусловленных органическим поражением головного мозга: замедленный темп развития, опережение физического развития, более позднее становление высших психических функций.

А.А. Катаева и Е.А. Стребелева отмечают, что развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей.

У умственно отсталых детей с раннего возраста наблюдается снижение интереса к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность, что не исключает, однако, крикливости, раздражительности. У новорожденных малышей позднее в сравнении с нормально развивающимися детьми возникает «комплекс оживления» и потребность в эмоциональном общении со взрослыми. В дальнейшем у них не возникает интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения – жестовая.

Дети с речевыми расстройствами с раннего детства дети отстают в психоречевом развитии, в связи, с чем нарушение адаптации и не  проявляется уже в дошкольном возрасте. Уровень речевого развития позволяет поддерживать социальные контакты или, по крайней мере, сообщать о своих нуждах.

Законодательная база:

  • Декларация о правах инвалидах (1975)
  • Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971)
  • Конвенция о правах ребенка (1987-1989)
  • Стандартные правила для обеспечения равных возможностей для инвалидов (1989)
  • Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» (1995)
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996, с поправкой от 28 декабря 2009 года)
  • Семейный кодекс Российской Федерации (1997)
  • Типовое положение «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1997) и постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (2000).

Цель программы ПП сопровождения ребенка: разработка и создание благоприятных условий для всестороннего комплексного развития ребенка, в условиях детского сада компенсирующего вида.

Задачи программы:

  1. Обеспечить успешную адаптацию ребенка в детском саду, в коллективе сверстников.
  2. Подобрать и разработать системы работы с ребенком по развитию всех познавательных процессов с учетов индивидуальных особенностей
  3. Подготовка ребенка к школе
  4. Тесная взаимосвязь педагог между собой и с родителями ребенка для достижения положительных результатов работы
  5. Достижение положительных результатов в ходе коррекционно-развивающего обучения.

Принципы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции развития отражает целостность процесса.
  2. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития. Предполагает индивидуальный подход к ребенку с учетом всех сложностей и особенностей личностного развития.
  3. Принцип деятельностного подхода предполагает построение программы и проведение работы с учетом основного ведущего вида деятельности дошкольного возраста – игра.
  4. Принцип личностного подхода предполагает подход к ребенку с опорой на положительные и сильные стороны его личности.
  5. Принцип учета сензитивных периодов развития
  6. Принцип контроля динамики и поведения
  7. Принцип развития с учетом зоны ближайшего развития
  8. Принцип комплексного использования методов и приемов в процессе работы (беседа, рассказ, игра, упражнения; анализ, сравнение, обобщение, уточнение ответов, стимулирование и побуждение к высказыванию и др.).
  9. Принцип доверия и сотрудничества между взрослым и ребенком.

Методологическая основа:

  1. учение Л.С. Выготского о структуре дефекта при умственной отсталости, об общих и специфических закономерностях аномального развития (аномальный ребенок развивается по тем же законам и принципам, что и нормально развивающийся), о закономерностях развития ребенка в процессе обучении, опоре на сохранные стороны при обучении аномального ребенка;
  2.  современная концепция обучения и воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями (Л.Б. Баряева, Л, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Екжанова, С.Г. Ералиева, А.А.Катаева, В.И. Лубовский, Е.А. Стребелева, и мн. др.);
  3.  Единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности;
  4. Построение программы ПП на примере программы используемой в ДОУ компенсирующего вида «Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.:Просвещение, 2010. - 269 с.»

Методы и приемы, используемые в работе:

  • Беседа,
  • Рассказ,
  • Объяснение
  • Демонстрация
  • Проблемные ситуации
  • Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, творческие) и т.д.

Критерии ПП сопровождения:

- совместная работа педагогов по составлению программы ПП сопровождения ребенка

- совместная работа педагогов в процессе реализации программы ПП сопровождения

- в случаи необходимости корректировка программы ПП в ходе работы

- получение положительных результатов ребенка

Уровни внедрения программы по этапам.

Этапы внедрения:

- подготовительный (сентябрь - 15 дней)

Диагностика ребенка и составление программы ПП педагогами.

 - практический (с 16 сентября-30 сентября)

Апробация программы и внесение корректировок.

- коррекционный (с 1 октября - 14 мая)

Реализация программы.

- итоговый (обобщающий) (с 15 - 30 мая)

Диагностика ребенка и подведение результатов эффективности используемой программы.

Ожидаемые результаты внедрения системы ПП сопровождения:

  1. Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада и в коллектив сверстников
  2. Положительная динамики развития ребенка
  3. Усвоение и применение приобретенных ЗУН  ребенком в ходе коррекционно- развивающего обучения в жизни.
  4. Получение удовлетворения и желаемых результатов со стороны педагогических работников и родителей по итогам работы  по программе ПП сопровождения ребенка.
  5. Принять попытки по продолжению работы в данном направлении.

Диагностика:

Применяются методики, разработанные Стребелевой Е.А. по старшему дошкольному возрасту (6-7 лет)

Найди место фигуре

Группировка картинок

 Счет

Найди время года

"Дорисуй"

Серия сюжетных картинок

Рисование (дом, дерево, человек)

Продолжи ряд

Анализ слова

Подбор иллюстрации к тексту

Функции педагогов:

Учитель-дефектолог:

  • Проведение коррекционно-развивающего обучения по составленной программе ПП сопровождения по основным направлениям работы с учетом принципов и индивидуальных особенностей ребенка
  • Консультирование педагогов и родителей
  • Внесение коррективов в ходе реализации программы

Учитель-логопед:

  • Коррекция звукопроизносительной стороны речи
  • Развитие связной речи, использование лексико-грамматических средств языка
  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата и мелкой моторики
  • Подготовка руки к письму
  • Подготовка ребенка к школе (обучение грамоте)
  • Учит вступать ребенка в контакт со сверстниками, взрослыми
  • Консультирование по необходимости педагогов и родителей ребенка и т.д.

Педагог - психолог:

  • Отслеживается выполнение задач программы ПП сопровождения
  • Проводиться работа по профилактике отклонений (помощь педагогам  при создании благоприятных условий для ребенка, диагностика эмоционального состояния ребенка, развитие навыков конструктивного общения, опыта сотрудничества, формирование чувства уверенности в себе, адекватной самооценки, формирование навыков саморегуляции, снятие страхов и эмоционального напряжения)
  • Коррекция случаев регресса (Создание щадящего учебного режима, постоянная эмоциональная поддержка ребенка, соблюдение режима дня и отдыха,семейное консультирование и т.д.)
  • Развитие возрастных возможностей (развитие творческих способностей ребенка, образного и логического мышления, воображения, формирование новой позиции в общении и т.д.)
  • Работа с коллективом и родителями (консультации, проведение фрагментов занятий и т.д.)

Воспитатель:

  • Закрепление проводимой работы с ребенком другими специалистами (выполнение индивидуальной работы, заданий и т.д.)
  • проведение занятий по тренировке моторики, памяти, речи и т.д.
  • помощь детям по различным вопросам (переодевание, пользование умывальником и туалетом и т.д.);
  • надзор за культурой и гигиеной питания, сна;
  • консультирование родителей

Основные направления работы:

Познавательное развитие;

Здоровье;

Социальное развитие;

Физическое развитие и физическое воспитание;

Познавательное развитие;

Формирование деятельности;

Эстетическое развитие.

Работа учителя- дефектолога

Направления

Задачи и содержание работы

Развитие общей и мелкой моторики

учить захватывать предметы ладонью, щепотью;

учить пересыпать мелкие предметы из одной емкости в другую;

учить вкладывать фигуру в отверстие, используя зрительное примеривание

Социальное развитие (представления о себе и окружающем мире)

Формировать у детей положительное отношение к труду взрослых

Учить обращаться к своим друзьям по имени в процессе игры или общения

Учить высказывать свои просьбы и желания взрослым, обращаясь к ним по имени и отчеству

Учить определять свою половую принадлежность в речи («Я — мальчик»)

Закреплять умение играть в любимые групповые игры и выбирать в них свою роль

Учить взаимодействовать в совместной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой

Учить называть себя по имени, называть свою фамилию, определять свою позицию в семье (сын, дочь, внук, внучка)

Учить называть по имени всех членов своей семьи и их родственные позиции в семье (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)

Учить называть время своего рождения (летом, зимой) Создавать условия для формирования элементарной оценки своего поведения и результатов своей деятельности

Формировать потребность иметь в группе друга (подругу)

Учить  адекватным формам поведения и адекватным способам взаимодействия в повседневной жизни и в различных видах детской деятельности

Формировать уважительное отношение к труду взрослых и к его результатам

Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков

учить мыть руки с мылом, вытирать их, узнавать свое полотенце;

закреплять умение самостоятельно одеваться

Развитие коммуникации

развивать понимания обращенных к ребенку жестов;

развивать понимания элементарных речевых инструкций, высказываний;

развивать умения пользоваться указательным жестом;

работа над звукоподражанием (би-би, ау. мяу и т.д.)

обогащать словарный запас согласно лексическим темам

учить называть свое имя, членов семьи

учить строить фразу

учить называть предметы

Сенсорное развитие

Учить детей соотносить действия, изображенные на картинке, с реальными действиями; изображать действия по картинкам.

Формировать целостный образ предметов: учить самостоятельно складывать разрезные картинки из четырех частей с разной конфигурацией разреза.

Учить соотносить плоскостную и объемную формы: выбирать объемные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу.

Развивать восприятие и память: вести отсроченный выбор предметов, различных по форме, цвету и величине, с использованием образца (отсрочка по времени 10 с).

Учить производить сравнение предметов по форме и величине, проверяя правильность выбора практическим примериванием.

 Учить вычленять цвет (форму, величину) как признак, отвлекаясь от назначения предмета и других признаков.

Познакомить с пространственными отношениями между предметами: высокий - низкий, выше - ниже; близко - далеко, ближе - дальше.

Учить воспроизводить пространственные отношения по словесной инструкции.

Учить опознавать предметы по описанию, с опорой на определяющий признак (цвет, форма, величина).

Учить изображать целый предмет с опорой на разрезные картинки (составление целого из частей в представлении).

Развивать координацию руки и глаза в процессе обучения способам обследования предметов: зрительно-тактильно - ощупывать, зрительно-двигательно - обводить по контуру.

Учить передавать форму и величину предметов в лепке после зрительно-тактильного обследования.

Учить воспринимать, различать бытовые шумы, шумы явлений природы (сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум пылесоса, шум двигателя, шум стиральной машины; шум ветра, журчание воды, шуршание опавших листьев; шум воды, капающей из крана, шум водопада, шум дождя).

Формировать представления о звуках окружающей действительности.

Формирование мышления

создавать предпосылки к формированию наглядно-образного мышления;

формировать целенаправленные, предметно-игровые действия с предметами;

формировать представление об использовании в быту вспомогательных средств и предметов-орудий фиксированного назначения, учить ими пользоваться;

ФЭМП

учить выделять предмет из группы, составлять группы из одинаковых предметов;

закрепить умение  различать один и много предметов, больше - меньше.

учить считать в пределах 10.

Развитие деятельности

вызывать интерес к краскам (рисованию).

продолжать знакомить ребенка с игрушками и действиями с ними.

Литература:

  1. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ред. Е.А. Стребелева; Под ред. Е.А. Стребелевой. -- М.: Полиграф сервис, 1998. – с. 12-329
  2. Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание [Текст]/е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.:Просвещение, 2010. - 269 с.
  3. Психиатрия.Справочник практического врача. /Под редакцией А.Г.Гофмана. - М.. 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическая ситуация. Индивидуальная развивающая программа психолого-педагогического сопровождения ребенка».

ГБОУ СОШ № 1877 «Люблино» ЮВОУО г. МоскваБобрышова Елена Ивановна педагог-психолог.Индивидуальная развивающая программа психолого-педагогического сопровождения ребенка». Была разработана  в...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка"

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка"...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка инвалида (соматические заболевания)

В материале представлены описаны условия воспитания и обучения, раскрыты основные разделы работы по развитию психических процессов и развитию графомоторных навыков ребенка с инвалидностью старшего дош...

Программа психолого-педагогическое сопровождение семьи агрессивного ребенка

Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее насущных проблем как для родителей и педагогов, так и для общества в целом. Маленький забияка и драчун становится угрозой благополучию детского ...

Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...